Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     Подразделение- это официально созданные группы людей, ответственных за

выполнение определенных функций.

     Процесс формирования подразделений называется департаментализацией. Для большинства средних и крупных хозяйствующих субъектов. Основным принципом департаментализации является функциональный. Он предполагает, что подразделения создаются в соответствии с основными функциями, отражающими основные сферы деятельности: производство, финансы, материально-техническое снабжение, сбыт, маркетинг и т.п. Таким образом создается функциональная структура.

Преимущества  функциональной структуры:

- четкость и  стройность построения;

- глубокая специализация  отдельных видов деятельности, повышающая  качество работы - - надежность коммуникации, отсутствие дублирования в доведении решений до исполнителей;

- создание условий  для быстрой концентрации ресурсов  в нужном месте и в нужное  время

Недостатки: жесткость, закостенелость, неспособность быстро внедрять новейшие достижения и разработки из-за отсутствия горизонтальных связей и склонности к ведомственности, бюрократизму.

     Рост  организации и масштабов ее деятельности приводит к тому, что теперь в  состав крупной организации может  входить множество относительно самостоятельных отделений,  суботделений, предприятий.В этом случае строится  дивизиональная (разделение), оргструктура по следующим принципам:

1.по видам  товаров и услуг;

2.погруппам покупателей;

3.по географическим  регионам.

Достоинства дивизиональной структуры:

-  четко сориентирована  на потребности рынка;                                                          

- ослабляет бюрократические  тенденции;

-  дает простор  инициативе предприятий

 Недостатки:

- усложняет коммуникации, приводит к дублированию, затрудняет контроль

- порождает «местничество»

Функциональная  и дивизиональная стр-ры относятся  к жестким. Другой категорией оргструктур  являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко приспосабливаться  к новым целям. Основными разновидностями  таких структур являются:

- проектная - временное образование для решения  какой - то разовой задачи. После  завершения работ ликвидируется,  а привлеченные материальные  и людские ресурсы используются  в другом месте.

- матричная - в рамках постоянно действующих  функциональных подразделений создаются временные группы для решения определенных задач  

     16. Понятие и виды  управленческих структур  

     Управленческая  структура – это совокупность взаимосвязанных и соподчиненных  органов управления. Управленческая структура имеет горизонтальное и вертикальное строение

     Поскольку органы управления относятся к конкретным подразделениям или их группам, «горизонтальный  срез» организационной и управленческой структуры всегда совпадает, т.е. выделяют функциональную, дивизиональную, проектную, матричную управленческие структуры. Вертикальное измерение образует своего рода «пирамиду», в которой каждый уровень ( высший, средний, низовой менеджмент) реализует свои функции.

     Наиболее  распространенной структурой управления организаций с департаментализацией по функциональному признаку является линейно-функциональная:

     - линейные руководители несут  ответственность за результаты  деятельности вверенных им подразделений;

     - функциональные службы (плановый  отдел, бухгалтерия, маркетинга  и т.д.) разрабатывают рекомендации, ведут подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия в целом

     Организации построенные по дивизиональному  принципу имеет следующую управленческую структуру:

     - стратегическое управление сосредоточено  в офисе главного руководителя;

     - текущие тактические  управленческие  функции реализуются в отделениях  и  суботделениях.

     Предприятия, входящие в состав отделений и\или  суботделений управляются линейно-функциональной структурой.

     В проектные и матричных организациях создаются программно-целевые управленческие структуры. В проектных -  исполнители подчиняются специально созданным на время реализации проекта управленческим структурам. В матричных – существует двойное подчинение: руководителя проекта и линейному руководителю.

17 Сущность и виды власти

      Различают власть формальную - власть должности (починенные обязаны подчиняться) С  и власть реальную -власть должности + авторитет (подчиненные готовы подчиняться добровольно) Основные типы власти:

-     принуждение  - подчинение в результате страха  перед моральными и материальными  санкциями и физическим насилием;

-     собственность  на ресурсы    материальные, денежные, информацию, связь с влиятельными  лицами;

-     знание  и компетенция - власть через разумную веру в то, что люди, обладающие ими, способны указать пути решения проблемы;

-     добровольное  подчинение по следующим мотивам:

1.   традиция (монархия)

2.   личная  харизма (привлекательность) руководителя

3.   убежденность  в необходимости подчиняться требованиям определенного лица. Убежденность   наиболее прочная основа власти, которая формируется очень медленно и зависит от многих субъективных факторов (морально-психологический климат, специфика организации, культурно-образовательный уровень членов организации и т.д.) 

18. Стили управления 

Реализовывать власть можно следующими методами;

1.   авторитарный - отдача распоряжений без всяких  объяснений. При этом определяются  не только задачи, по и способы  их выполнения до мелочей. Характер  отношений «руководитель - подчиненный» авторитарный с соблюдением дистанции. Предпочтение отдается наказаниям, а не поощрениям.

2.   Демократические   доверие подчиненным, учет их  мнения, отношения полуофициальные.

3.   Либеральные  - минимальное участия руководителя (постановка задач). Группа имеет полную свободу и принимает решения самостоятельно.

Методы руководства  и организация деятельности исполнителей определяют стиль управления, т.е. манеру поведения руководителя по отношению  к подчиненным с целью оказания влияния и побуждения к достижению целей организации. Различают следующие стили:

1.   Авторитарный - эффективен при простых работах,  ориентирован на количественные  результаты. Подразделяется на эксплуататорский (единоличное решение всех вопросов) и благожелательный (мнение подчиненных выясняется но может не учитываться)

2.   Демократический  - при сложных работах, ориентированных  на качество Подразделяется на  консультативный и партисипативный  (полное доверие)

3.   Либерально-попустительский  - подразделяется на либеральный (стимулирует творческий подход исполнителей к решению задач) и бюрократический (руководитель отстраняется от дел, передавая их в руки авторитарных «выдвиженцев»)

По ориентации стили м.б. направлены на

1.   Работу - создание надлежащих технических условий для успешной деятельности подчиненных

2.   Человека - создание благоприятного морально-психологического  климата, внимание к человеку.

Стили не имеют  четких границ и могут переходить друг в друга. 

19.Понятие  и формы распоряжения 

      Распоряжения  представляют собой способ реализации власти. Распоряжение – это сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности.

      Оно включает поставленную  задачу, ограничения (чего не следует делать) и инструкции о порядке выполнения. Распоряжение должно быть обоснованным и четко сформулированным, обеспеченным ресурсами, конролируемыми.

 Распоряжения:

1.   по своей  сути должны отвечать основным  целям организации;

2.    могут  отдаваться в форме приказов, в т.ч. команд, указаний, просьб, советов;

3.   по способу  отдачи м.б. письменными, устными,  смешанными в зависимости от  срочности и важности решаемой  проблемы;

4.   должны  не только обязывать к тем  или иным действиям, но и  мобилизовывать инициативу подчиненных,  что обеспечивается следующим:

- соответствием  распоряжения возможностям подчиненных;

- возможностью  проявления личных способностей  испольнителей;

- пониманием  важности и полезности решения  поставленной задачи;

- формированием  у исполнителей определенного  психологического настроя (предварительная договоренность, распоряжение в виде просьбы, подчеркивании способностей данного лица успешно выполнить распоряжение и т.п.)

      Отдавая распоряжение руководитель должен убедиться  в понимании его смысла, довести  до исполнителя сроки и форму отчетности и осуществлять контроль за результатами. 

    20.Система  коммуникации: понятие,  назначение, структура  

      Эффективная работа подразделений организации  невозможна без постоянной координации  их деятельности. Задача координации  решается в системе управления.

Система управления организацией - это совокупность форм, с помощью которых на практике осуществляется процесс управления. Система управления имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов  субъектов (органов) управления, которые связаны друг с другом. Связи между ними образуют коммуникационную структуру.

      Коммуникация  в организации  -  это общение, передача информации, которое может  быть прямым или косвенным. Прямое - основывается на контактах сторон. При косвенном общении одна из сторон создает условия, при которых другая выполняет требующиеся от нее действия без каких-либо команд.

      Если  в контактах между элементами управленческой структуры отсутствует  промежуточное звено,  взаимодействие является непосредственным. Однако в крупных организациях оно возможно лишь в ограниченных масштабах. Субъект управления

взаимодействуют опосредованно, через кого-то (замы, руководители низового звена). В процессе информационного взаимодействия субъекты управления выступают в роли источников, получателей, посредников, контролеров управленческой информации, образуя элементы коммуникационной структуры организации.  Эти элементы связываются, взаимодействуют друг с другом с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, которые характеризуются:

- техническими  возможностями - пропускная способность, 

- скоростью продвижения  и возможные потери информации

-   направленностью  коммуникации -  односторонняя или  двусторонняя,

- официальностью - каналы м.б. формальными (связывают  должности и подразделения) и неформальными (связывают частных лиц)

- связями - горизонтальными  (взаимодействуют субъекты управления  одного уровня) и вертикальными  (субъекты разных уровней).

      Совокупность  каналов, с  помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления образует коммуникационную структуру, которая м.б, глобальной (охватывает организацию в целом) и локальной (если относится к одному подразделению). Коммуникационная структура имеет столько  уровней, сколько и управленческая.

<

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"