Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций
Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера
Подразделение- это официально созданные группы людей, ответственных за
выполнение определенных функций.
Процесс формирования подразделений называется департаментализацией. Для большинства средних и крупных хозяйствующих субъектов. Основным принципом департаментализации является функциональный. Он предполагает, что подразделения создаются в соответствии с основными функциями, отражающими основные сферы деятельности: производство, финансы, материально-техническое снабжение, сбыт, маркетинг и т.п. Таким образом создается функциональная структура.
Преимущества функциональной структуры:
- четкость и стройность построения;
- глубокая специализация отдельных видов деятельности, повышающая качество работы - - надежность коммуникации, отсутствие дублирования в доведении решений до исполнителей;
- создание условий
для быстрой концентрации
Недостатки: жесткость, закостенелость, неспособность быстро внедрять новейшие достижения и разработки из-за отсутствия горизонтальных связей и склонности к ведомственности, бюрократизму.
Рост организации и масштабов ее деятельности приводит к тому, что теперь в состав крупной организации может входить множество относительно самостоятельных отделений, суботделений, предприятий.В этом случае строится дивизиональная (разделение), оргструктура по следующим принципам:
1.по видам товаров и услуг;
2.погруппам покупателей;
3.по географическим регионам.
Достоинства дивизиональной структуры:
- четко сориентирована
на потребности рынка;
- ослабляет бюрократические тенденции;
- дает простор инициативе предприятий
Недостатки:
- усложняет коммуникации, приводит к дублированию, затрудняет контроль
- порождает «местничество»
Функциональная
и дивизиональная стр-ры относятся
к жестким. Другой категорией оргструктур
являются гибкие или адаптивные структуры,
которые могут легко
- проектная -
временное образование для
- матричная -
в рамках постоянно
16.
Понятие и виды
управленческих структур
Управленческая
структура – это совокупность
взаимосвязанных и
Поскольку
органы управления относятся к конкретным
подразделениям или их группам, «горизонтальный
срез» организационной и
Наиболее
распространенной структурой управления
организаций с
-
линейные руководители несут
ответственность за результаты
деятельности вверенных им
-
функциональные службы (плановый
отдел, бухгалтерия,
Организации построенные по дивизиональному принципу имеет следующую управленческую структуру:
-
стратегическое управление
-
текущие тактические
Предприятия,
входящие в состав отделений и\или
суботделений управляются линейно-
В
проектные и матричных
17 Сущность и виды власти
Различают власть формальную - власть должности (починенные обязаны подчиняться) С и власть реальную -власть должности + авторитет (подчиненные готовы подчиняться добровольно) Основные типы власти:
- принуждение
- подчинение в результате
- собственность на ресурсы материальные, денежные, информацию, связь с влиятельными лицами;
- знание и компетенция - власть через разумную веру в то, что люди, обладающие ими, способны указать пути решения проблемы;
- добровольное
подчинение по следующим
1. традиция (монархия)
2. личная
харизма (привлекательность)
3. убежденность
в необходимости подчиняться требованиям
определенного лица. Убежденность
наиболее прочная основа власти, которая
формируется очень медленно и зависит
от многих субъективных факторов (морально-психологический
климат, специфика организации, культурно-образовательный
уровень членов организации и т.д.)
18.
Стили управления
Реализовывать власть можно следующими методами;
1. авторитарный
- отдача распоряжений без
2. Демократические доверие подчиненным, учет их мнения, отношения полуофициальные.
3. Либеральные
- минимальное участия
Методы руководства и организация деятельности исполнителей определяют стиль управления, т.е. манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания влияния и побуждения к достижению целей организации. Различают следующие стили:
1. Авторитарный
- эффективен при простых
2. Демократический
- при сложных работах,
3. Либерально-попустительский - подразделяется на либеральный (стимулирует творческий подход исполнителей к решению задач) и бюрократический (руководитель отстраняется от дел, передавая их в руки авторитарных «выдвиженцев»)
По ориентации стили м.б. направлены на
1. Работу
- создание надлежащих
2. Человека
- создание благоприятного
Стили не имеют
четких границ и могут переходить
друг в друга.
19.Понятие
и формы распоряжения
Распоряжения представляют собой способ реализации власти. Распоряжение – это сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности.
Оно включает поставленную задачу, ограничения (чего не следует делать) и инструкции о порядке выполнения. Распоряжение должно быть обоснованным и четко сформулированным, обеспеченным ресурсами, конролируемыми.
Распоряжения:
1. по своей сути должны отвечать основным целям организации;
2. могут отдаваться в форме приказов, в т.ч. команд, указаний, просьб, советов;
3. по способу
отдачи м.б. письменными,
4. должны
не только обязывать к тем
или иным действиям, но и
мобилизовывать инициативу
- соответствием
распоряжения возможностям
- возможностью
проявления личных
- пониманием важности и полезности решения поставленной задачи;
- формированием у исполнителей определенного психологического настроя (предварительная договоренность, распоряжение в виде просьбы, подчеркивании способностей данного лица успешно выполнить распоряжение и т.п.)
Отдавая
распоряжение руководитель должен убедиться
в понимании его смысла, довести
до исполнителя сроки и форму отчетности
и осуществлять контроль за результатами.
20.Система
коммуникации: понятие,
назначение, структура
Эффективная работа подразделений организации невозможна без постоянной координации их деятельности. Задача координации решается в системе управления.
Система управления организацией - это совокупность форм, с помощью которых на практике осуществляется процесс управления. Система управления имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов субъектов (органов) управления, которые связаны друг с другом. Связи между ними образуют коммуникационную структуру.
Коммуникация в организации - это общение, передача информации, которое может быть прямым или косвенным. Прямое - основывается на контактах сторон. При косвенном общении одна из сторон создает условия, при которых другая выполняет требующиеся от нее действия без каких-либо команд.
Если в контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, взаимодействие является непосредственным. Однако в крупных организациях оно возможно лишь в ограниченных масштабах. Субъект управления
взаимодействуют опосредованно, через кого-то (замы, руководители низового звена). В процессе информационного взаимодействия субъекты управления выступают в роли источников, получателей, посредников, контролеров управленческой информации, образуя элементы коммуникационной структуры организации. Эти элементы связываются, взаимодействуют друг с другом с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, которые характеризуются:
- техническими возможностями - пропускная способность,
- скоростью продвижения и возможные потери информации
- направленностью коммуникации - односторонняя или двусторонняя,
- официальностью
- каналы м.б. формальными (
- связями - горизонтальными
(взаимодействуют субъекты
Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления образует коммуникационную структуру, которая м.б, глобальной (охватывает организацию в целом) и локальной (если относится к одному подразделению). Коммуникационная структура имеет столько уровней, сколько и управленческая.
<