Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Т.о с помощью  БП можно (основные функции БП):

  1. разработать и просчитать стратегию и тактику фирмы;
  2. проконтролировать фактические результаты, их соответствие БП, выявить и устранить причины отклонения;
  3. использовать БП как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов, т.к. инвестиции не предоставляются без ознакомления с БП.

БП является результатом огромной аналитической  проработки внешних и внутренних условий. Он позволяет:

-осмыслить место  фирмы на рынке;

-оценить перспективы  отрасли;

-проанализировать  тынок и  разработать позиционирование  продукта на рынке;

-сформулировать  проблемы и перспективы фирмы.

И нужен он, в  первую очередь, “для себя”, и только потом - для инвестора. Ведь план помогает взглянуть на возникшую идею “реальным” взглядом 

Структура БП

  1. резюме (сводный раздел);
  2. Бизнес  - сведения о компании;
  3. Продукция – описание продукта.
  4. Рынок - оценка рынка сбыта и конкуренции на рынке;
  5. Маркетинг-  стратегия и тактика продвижения на рынке;
  6. Производство - оперативный план производства продукции, в том числе обеспеченность основными средствами ;
  7. Команда - план по трудовым ресурсам
  8. Финансы -финансовый план и стратегия финансирования;
  9. Риски - анализ рисков проекта.
  10. Приложения-

Бизнес 

Общие данные. Название компании. Миссия, цели и задачи компании.Адрес и контакты (телефон, электронная почта, веб-сайт). Информация о собственниках. Краткое описание бизнеса компании (настолько краткое, чтобы оно могло уместиться на визитной карточке).  

Описание  продукции.

В этом разделе  необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой продукт?  его подробные характеристики и свойства
  2. На какие запросы потребителя он отвечает? Варианты диверсификации
  3. Каковы конкурентные преимущества продукта?
  4. Как потребитель будет использовать продукт?
 

Оценка  рынка

Анализ. Тенденции. Емкость рынка: взгляд назад и  на перспективу. Конкуренция (конкуренты, их достоинства и недостатки). Соответствие продукции запросам рынка. Показатели эффективности проекта. 

Маркетинговый план

Определение рыночной ниши. Каналы продаж. Партнеры, поставщики, подрядчики. Целевые сегменты. План товаропродвижения (реклама и др.). 

Оперативный план производства продукта

Технология производства. Описание основных технологических  процессов. Схема и методы работы. Организация. Обеспеченность основными фондами. 

План  по трудовым ресурсам

Резюме и описание опыта ключевых сотрудников, необходимые  навыки персонала для реализации плана. Организационная схема. Структура  управления. 

Финансовый  план и стратегия финансирования

Прогноз движения денежных средств (затраты, размер выручки, налоги, прибыль). План расходов (в том  числе на персонал - по отделам). План роста капитализации. Календарный  план (график) развития. Предполагаемые размеры денежных вложений. Планируемые источники финансирования. Окупаемость. Оценка эффективности проекта в целом.

 
Анализ рисков проекта и стратегия  их минимизации

Описание возможных  рисков и их характеристика. Анализ рисков.

Для крупных  проектов используется специальный  математический аппарат, для остальных – оценки экспертов. При этом оцениваются:

-природные

-политические

-кредитно-валютные

-законодательные

-предпринимательские  риски.

Определяется  потенциальный ущерб и разрабатывается  стратегия по минимизации рисков.

Приложения

Данные маркетинговых исследований. Спецификации и подробные описания продуктов. Развернутые характеристики конкурентов и их продуктов. Копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов. Письма от покупателей и заказчиков. Контракты. Резюме руководителей проекта и подразделений предприятия 

  1. Мотивация и потребности
 

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей  и целей организации. Мотивация  – причины, доводы и основания  в пользу трудовой деятельности.

Различают следующие факторы мотивации:

заработная  плата;

рабочая среда;

стабильность;

собственное развитие;

полезность  работы;

интерес к работе. 

Теории  мотивации разделяются на:

-теории  содержания мотивации;

- теории процесса  мотивации 

     Цель  содержательной теории мотивации заключается в определении пропорций внешних и внутренних вознаграждений работников.

Вознаграждение  – это то, что человек считает  для себя ценным.

Посредством вознаграждений удовлетворяются потребности. Потребность – это осознание  человеком нужды в чем-либо.

Потребностей являются причиной  поступков человека и движущей силой его деятельности. Они зависят от возраста работников. Вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки традиций, черт характера и многих других факторов. Задача менеджера установить, каковы потребности работников, и в каких пропорциях они должны вознаграждаться.

Менеджеры используют вознаграждения:

- внешние  – даются организацией (денежные  выплаты, продвижение по службе);

- внутренние  – получаются посредством самой работы (чувство успеха при достижении целей, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и т.п.) 

  Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но утверждают, что поведение работников в большей мере зависит от возможности достижения целей и тех результатов, которые это достижение принесет работникам. Люди верят, что затраченные усилия обязательно дадут соответствующие результаты, а результаты –равноценное справедливое вознаграждение. 

     Труд  менеджера  в рамках мотивации  осуществляется в таких направлениях, как

-совершенствование  материального вознаграждения;

- создание  системы моральных стимулов к  труду;

- создание  условий привлекательности трудового  места и трудовых операций;

- гарантирование  занятости, повышения квалификации, карьеры. 
 

      8.Система  методов управления; организационные,  административные, экономические,  социально-психологические  методы. 

     Управление  осуществляется с помощью определенных методов:

1.   организационные  - создают рамки организации (устав,  инструкции, регламент и т.д.) пассивные

2.   административные, активные - прямое воздействие, принуждение  людей к определенному поведению  и действиям в интересах организации,  не оставляя места инициативе. Оплата фиксированная, премии  формальны

3.    экономические  методы -косвенное воздействие - устанавливаются только цели, ограничение, общая линия поведения. Оплата от достигнутого результата

4.   социально-психологические  - формирование благоприятного морально-психологического  климата, раскрытие личных способностей  работника 

      В работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, но и их согласование между собой и комплексное использование. 

  1. Коллективное  управление.

   Управление  может быть не только индивидуальным, но

и коллективным. При этом решение принимается  группой, которой

предоставляются определенные полномочия

     Такое управление наиболее эффективно в том  случае, когда нужно найтивзвешенное  решение спорной или многоаспектной проблемы на основесовместных знаний и опыта различных специалистов, всех заинтересованныхлиц, в т.ч. рядовых исполнителей. Оно помогает им расширять свои знания иповышать квалификацию, укрепляет внутренние взаимосвязи, улучшает обмен

информацией.

     Но  в ряде случаев коллективное управление себя не оправдывает:

-     если  решаемая проблема является частью  должностных обязанностей руководителя, в т.ч.персональные решения

-     если  имеется самоочевидное решение

-     если  способности членов группы значительно  различаются или они недостаточно  хорошо понимают свои задачи.

-     если  существует опасность утечки  информации, составляющей коммерческую  тайну

Успех коллективного  управления во многом зависит от руководства  этим процессом, чаще всего осуществляемого  лидером группы. В современных  условиях процесс управления осуществляется с помощью команд (небольшие, непостоянные по составу группы специалистов различных сфер, которые полностью отвечают за порученный участок работы.)

В команде выделяется восемь основных ролей:         

  1. председатель –планирует продвижение, наилучшим образом использует ресурсы
  2. распорядитель – намечает направления приложенных усилий
  3. генератор идей – вырабатывает новые идеи и стратегии
  4. исполнитель – превращает идеи в планы
  5. член команды – усиливает сильные стороны других членов команды и компенсирует их недостатки
  6. аналитик – анализирует проблемы, идеи и предложения
  7. исследователь – исследует идеи, события и ресурсы
  8. завершитель – следит, чтобы не совершалось ошибок

   Каждая  роль определяется  типом личности и поведения и не обязательно  связана с должностями людей в организации. Описание ролей помогает менеджерам оценить свои слабые и сильные стороны как члена команды 

     Делегирование полномочий коллективу не освобождает  от ответственности официальное  руководство, в обязанности которого входит:

1.   Подбор членов группы

2.   Контроль  за ее работой

3.   Стимулирование, а при необходимости консультирование  и инструктирование

4.   Помощь  при оценке достигнутых результатов  и разрешении внутренних конфликтов.

Формы коллективного  управления:

-     на  высшем уровне - совет директоров;

-     на  межфункциональном   -  комитеты, творческие группы

-     на  низовом   кружки рационализаторов, ставящих перед собой задачи  совершенствования производства  в рамках подразделений. 

  1. Управленческое  решение; понятие, виды
 

     Под управленческим решением понимается обдуманный вывод о

необходимости осуществить какие-либо действия, прямо  или косвенно

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"