Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

«связанные  с достижением целей организации, либо наоборот, воздержаться от

них,

     Необходимость принятия решения обусловлена существованием проблем.

     Проблема - сложный теоретический вопрос или  практическая фтуация,

характеризующиеся разрывом между тем, что есть и  тем, как должно быть.

Решение проблем представляет собой волевое  воздействие субъекта управления

на объект, ради достижения стоящий перед ним целей. Волевое воздействие

оформляется в виде управленческого решения.

Управленческие  решения можно рассматривать  с разных точек зрения:

- по степени влияния на будущее организации они подразделяются на стратегические (определяют цели развития) и тактические (конкретные пути продвижения)

- в соответствии с временным горизонтам различают перспективные и текущие решения;

в зависимости от сроков реализации различают кратко-. средне- и долгосрочные решения. Чем длиннее срок, на который принимается решение, тем более вероятностный характер оно носит. Чем этот срок, меньше, тем более детерминированным будет решение.

по степени обязательности исполнений решения подразделяются на директивные (для обязательного исполнения готовятся высшими органами управления), рекомендательные (готовятся различного рода комитетами и комиссиями, исполнение желательно, но необязательно) и ориентирующие (предназначены для низших уровней управления, которые действуют в значительном отдалении от центра).

-     в зависимости от числа участников работы решения бывают единоличные и коллективные

с точки зрения предопределенности решения делятся на запрограммированные (принимаются в стандартных, повторяющихся ситуациях) и ^запрограммированные (пригашаются в неординарных обстоятельствах и требуют индивидуального подхода)

-    по содержанию бывают техническими (по поводу объективных факторов

деятельности), экономические(связаны с затратами  и рентабельностью), социальные ( условия  труда, его оплата, льготы, гарантии)

-    по способам принятия:

1. интуитивное - имеет в своей основе предположение руководителя, что его

выбор правилен. При принятии таких решений весьма велик риск ошибок,

поэтому они допустимы лишь в крайнем  случае, скорее как исключение, а  некак правило;

2. адаптационное - основывается на общих знаниях, здравом смысле и

имеющемся опыте. Может быть принято оперативно, но также является оченьсубъективным;

3. рациональное -   в основе не наитие  или прежний опыт, а объективный  анализ

условий, в которых действует организация  сейчас, и которые будут иметь  место в перспективе 

11.Методы  принятия решений. 

     Методы - это конкретные способы,  с помощью которых может быть решена проблема. Решение может быть принято различными методами в зависимости от сложности проблемы

1)  Декомпозиция - представление сложной проблем,  как совокупности простых вопросов.

2) Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3)  Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4) Метод Делфи - экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы. Мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения.

5) Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6) Линейное программирование.

7) Имитационное моделирование.

8) Метод теории вероятности.

9) Метод теории игр - задачи решаются в условиях полной неопределенности.

10) Метод аналогий - поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. 

  1. Сущность, этапы разработки и принятия рационального  решения.
 

   Рациональное  принимается  на основе объективный  анализа условий, в которых действует  организация сейчас, и которые  будут иметь место в перспективе

      Принимается поэтапно

1. анализ проблемы', выявление причинно-следственных связей. В проблеме всегда нужно разбираться до конца, ибо ее недопонимание гораздо опаснее, чем полное непонимание, т.к. влечет за собой активные действия. последствия которых могут быть непредсказуемы;

2.   постановка конкретных задач и формулировка общих условий   их решения, что позволяет выбрать наиболее эффективный и рациональный способ практических действий;

3.   определение возможности и целесообразности решения возникших проблем. Для проблемы решаемой в принципе, необходимо выяснить наличие готового решения. Если такого нет, важно определить, с какими затратами будет связана подготовка и реализация решения и не выгоднее .ли от него отказаться

4. определение критериев отбора окончательного варианта окончательного решения.

-    Необходимые критерии - это жесткие ограничения, которые отделяют приемлемые варианты решений от неприемлемых.

-     Желательные критерии позволяют отобрать лучший вариант из приемлемых;

5. формулировка различных вариантов, альтернатив решения. При этом выделяют решения

-    безальтернативные  - если все предельно ясно и  существует лишь один выход  из ситуации, Применяется для  стандартных, простых, закрытых  ситуаций

-     бинарные - предполагают два различающихся варианта действий

-     многовариантные    возможность выбора из достаточно  большого числа вариантов

-    инновационные  - комбинации элементов из отклоненных  вариантов. Используются как временное  решение или основа для работы в данном направлении.

Бинарные, многовариантные  и инновационные решения рассматриваются для сложных, открытых проблем, при которых один вариант решения - результат недостаточной проработки;

6.  выбор окончательного варианта, который будет реалнзовываться на практике. Если выбрать оптимальный вариант на данном этане не удается, рекомендуется:

-     отложить  принятие решения на некоторое  время (может измениться ситуация  шит появится новый вариант)

-     принять  предварительное решение с дальнейшей  оптимизацией;

7.  согласование основных положений решения с исполнителями и заинтересованными лицами;

8.   утверждение решения руководством. 
 
 
 
 

    13. Организация: понятие, признаки, законы 

   Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом для решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.

   Людей побуждает объединяться в организации  физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. Люди используют организацию для достижения своих целей (возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечение информацией, обеспечение прав, предоставление гарантий и т.п.). Организация использует возможности людей для собственного укрепления и развития.

   Признаки  организации:

   - наличие  общей цели;

   - обособленность. Замкнутость внутренних ресурсов;

   - саморегулирование  – возможность в определенных  рамках решать вопросы организационной  жизни самостоятельно;

   - наличие  внутреннего центра;

   - организационная  культура (традиции, символы, ценности, которые во многом определяют  характрер взаимоотношений и  поведения людей)

   Жизнь организации подчиняется определенным законам.

1.   Основной  закон - синергии. Потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных членов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

2.   закон дополнения процессов внутри организации противоположно направленными Специализация дополняется универсализацией, дифференциация   интеграцией. Это позволяет одновременно использовать выгоды тек и других процессов и, следовательно, существенно увеличивать общий потенциал организации.

3.   Сохранение  пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях (соответствие штата объему работ)

4.   Композиции   функционирование  всех без исключения элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию.

5.   3акон самосохранения -  любая организация, включая каждый ее элемент стремиться сохранить себя как целое. Недопустимы серьезные потрясения, необходимы экономия и рациональное использование ресурсов, расширение сферы деятельности.

6. Закон информированности - в организации не может быть больше порядка, чем информации у ее членов, позволяющей им принимать осмысленные решения                 

7.   3акон онтогенеза - жизнь любой организации состоит из 3 фаз: становления, развития и угасания. 

    14. Внешняя и внутренняя среда организации 

   Внутренняя  среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности организации. К элементам внутренней среды относятся:

- структура организации, в основу которой положен принцип разделения труда;

- цели организации – желаемое состояние организации или результат ее деятельности;

- задачи, которые организация решает для достижения целей;

- технологии производства;

- персонал.

Элементы находятся  в темной взаимосвязи и взаимозависимости.

      Внешняя среда образуется окружением организации. Подразделяется на:

  1. деловое окружение (среда прямого воздействия). Явления, процессы и субъекты, на которые организация может влиять (потребители, поставщики, конкуренты, посредники и т.п.);
  2. фоновое окружение (среда косвенного воздействия), к которому организация может только приспосабливаться. Включает состояние экономики,  научно-технический прогресс, политику, социальные факторы и т.п.
 

Задача менеджера  быстро улавливать изменения во внешней  и внутренней среде, осознавать их значение и выбирать наилучший вариант реакции на них для достижения целей организации. 

     15. Организационная структура: понятие, основные и адаптивные виды  

     Структура любой организации - это упорядоченная  совокупность любых ее элементов. Различают следующие основные виды структур организации: производственная, технологическая, кадровая (социальная), информационная, управленческая и т.п.   Основной же структурой, на которой как бы «крепятся» все остальные, является общая организационная структура, образованная составляющими данную организацию подразделениями.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"