Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций
Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера
«связанные
с достижением целей
них,
Необходимость
принятия решения обусловлена
Проблема - сложный теоретический вопрос или практическая фтуация,
характеризующиеся разрывом между тем, что есть и тем, как должно быть.
Решение проблем представляет собой волевое воздействие субъекта управления
на объект, ради достижения стоящий перед ним целей. Волевое воздействие
оформляется в виде управленческого решения.
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения:
- по степени влияния на будущее организации они подразделяются на стратегические (определяют цели развития) и тактические (конкретные пути продвижения)
- в соответствии с временным горизонтам различают перспективные и текущие решения;
- в зависимости от сроков реализации различают кратко-. средне- и долгосрочные решения. Чем длиннее срок, на который принимается решение, тем более вероятностный характер оно носит. Чем этот срок, меньше, тем более детерминированным будет решение.
- по степени обязательности исполнений решения подразделяются на директивные (для обязательного исполнения готовятся высшими органами управления), рекомендательные (готовятся различного рода комитетами и комиссиями, исполнение желательно, но необязательно) и ориентирующие (предназначены для низших уровней управления, которые действуют в значительном отдалении от центра).
- в зависимости от числа участников работы решения бывают единоличные и коллективные
- с точки зрения предопределенности решения делятся на запрограммированные (принимаются в стандартных, повторяющихся ситуациях) и ^запрограммированные (пригашаются в неординарных обстоятельствах и требуют индивидуального подхода)
- по содержанию бывают техническими (по поводу объективных факторов
деятельности),
экономические(связаны с
- по способам принятия:
1. интуитивное - имеет в своей основе предположение руководителя, что его
выбор правилен. При принятии таких решений весьма велик риск ошибок,
поэтому они допустимы лишь в крайнем случае, скорее как исключение, а некак правило;
2. адаптационное - основывается на общих знаниях, здравом смысле и
имеющемся опыте. Может быть принято оперативно, но также является оченьсубъективным;
3. рациональное - в основе не наитие или прежний опыт, а объективный анализ
условий,
в которых действует
11.Методы
принятия решений.
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Решение может быть принято различными методами в зависимости от сложности проблемы
1) Декомпозиция - представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.
2) Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
3) Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
4) Метод Делфи - экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы. Мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения.
5) Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6) Линейное программирование.
7) Имитационное моделирование.
8) Метод теории вероятности.
9) Метод теории игр - задачи решаются в условиях полной неопределенности.
10)
Метод аналогий - поиск возможных
решений проблем на основе заимствования
из других объектов управления.
Рациональное принимается на основе объективный анализа условий, в которых действует организация сейчас, и которые будут иметь место в перспективе
Принимается поэтапно
1. анализ проблемы', выявление причинно-следственных связей. В проблеме всегда нужно разбираться до конца, ибо ее недопонимание гораздо опаснее, чем полное непонимание, т.к. влечет за собой активные действия. последствия которых могут быть непредсказуемы;
2. постановка конкретных задач и формулировка общих условий их решения, что позволяет выбрать наиболее эффективный и рациональный способ практических действий;
3. определение возможности и целесообразности решения возникших проблем. Для проблемы решаемой в принципе, необходимо выяснить наличие готового решения. Если такого нет, важно определить, с какими затратами будет связана подготовка и реализация решения и не выгоднее .ли от него отказаться
4. определение критериев отбора окончательного варианта окончательного решения.
- Необходимые критерии - это жесткие ограничения, которые отделяют приемлемые варианты решений от неприемлемых.
- Желательные критерии позволяют отобрать лучший вариант из приемлемых;
5. формулировка различных вариантов, альтернатив решения. При этом выделяют решения
- безальтернативные
- если все предельно ясно и
существует лишь один выход
из ситуации, Применяется для
стандартных, простых,
- бинарные - предполагают два различающихся варианта действий
- многовариантные
возможность выбора из
- инновационные
- комбинации элементов из
Бинарные, многовариантные и инновационные решения рассматриваются для сложных, открытых проблем, при которых один вариант решения - результат недостаточной проработки;
6. выбор окончательного варианта, который будет реалнзовываться на практике. Если выбрать оптимальный вариант на данном этане не удается, рекомендуется:
- отложить
принятие решения на некоторое
время (может измениться
- принять
предварительное решение с
7. согласование основных положений решения с исполнителями и заинтересованными лицами;
8. утверждение
решения руководством.
13.
Организация: понятие,
признаки, законы
Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом для решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Людей побуждает объединяться в организации физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. Люди используют организацию для достижения своих целей (возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечение информацией, обеспечение прав, предоставление гарантий и т.п.). Организация использует возможности людей для собственного укрепления и развития.
Признаки организации:
- наличие общей цели;
- обособленность.
Замкнутость внутренних
- саморегулирование
– возможность в определенных
рамках решать вопросы
- наличие внутреннего центра;
- организационная культура (традиции, символы, ценности, которые во многом определяют характрер взаимоотношений и поведения людей)
Жизнь
организации подчиняется
1. Основной закон - синергии. Потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных членов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
2. закон дополнения процессов внутри организации противоположно направленными Специализация дополняется универсализацией, дифференциация интеграцией. Это позволяет одновременно использовать выгоды тек и других процессов и, следовательно, существенно увеличивать общий потенциал организации.
3. Сохранение пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях (соответствие штата объему работ)
4. Композиции функционирование всех без исключения элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию.
5. 3акон самосохранения - любая организация, включая каждый ее элемент стремиться сохранить себя как целое. Недопустимы серьезные потрясения, необходимы экономия и рациональное использование ресурсов, расширение сферы деятельности.
6. Закон информированности - в организации не может быть больше порядка, чем информации у ее членов, позволяющей им принимать осмысленные решения
7. 3акон онтогенеза
- жизнь любой организации состоит из 3
фаз: становления, развития и угасания.
14.
Внешняя и внутренняя
среда организации
Внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности организации. К элементам внутренней среды относятся:
- структура организации, в основу которой положен принцип разделения труда;
- цели организации – желаемое состояние организации или результат ее деятельности;
- задачи, которые организация решает для достижения целей;
- технологии производства;
- персонал.
Элементы находятся
в темной взаимосвязи и
Внешняя среда образуется окружением организации. Подразделяется на:
Задача менеджера
быстро улавливать изменения во внешней
и внутренней среде, осознавать их значение
и выбирать наилучший вариант реакции
на них для достижения целей организации.
15.
Организационная структура:
понятие, основные и
адаптивные виды
Структура любой организации - это упорядоченная совокупность любых ее элементов. Различают следующие основные виды структур организации: производственная, технологическая, кадровая (социальная), информационная, управленческая и т.п. Основной же структурой, на которой как бы «крепятся» все остальные, является общая организационная структура, образованная составляющими данную организацию подразделениями.