Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
p>        Задача менеджера создать такую коммуникационную структуру, которая бы обеспечивала  прохождения информации без потерь и искажений с достаточной скоростью от уровня к уровню и от элемента к элементу.  

21.Понятие, причины, виды конфликта. 

      Конфликт – противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за:

1. непонимания 

2. противоположности  интересов.

ТИПЫ  КОНФЛИКТОВ

  1. внутриличностный – возникает при предъявлении человеку  противоречивых требований или если производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Может проявляться как ответ на перегрузку или недогрузку.
  2. межличностный – проявляется в борьбой за ограниченные ресурсы, в большинстве своем порождаются столкновением материальных интересов
  3. между личностью и группой в случае, если  личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы
  4. межгрупповой  - столкновение интересов формальных и неформальных групп
 

Различают также  конфликты:

  1. скрытые и открытые
  2. случайные, хронические, сознательно провоцируемые, в т.ч. интриги

    Интрига –  намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает к  определенным поступкам и наносит  вред коллективу или личности

  1. горизонтальные и вертикальные
  2. объективные (связаны с реальными проблемами и недостатками) и субъективные (результат различных оценок событий отношений и т.д.)
  3.   деструктивные (не имеют объекта, разрушает межличностные отношения и организацию в целом. Как правило провоцируются конфликтными личностями: демонстративными, ригидными, неуправляемыми, сверхточными, целенаправленно конфликтными (манипуляторы), бесконфликтными (стремясь угодить, создают новые конфликты) и  конструктивные (предполагают возможность рациональных преобразований).

Другими словами, конфликт обладает определенным положительным потенциалом, но лишь в случае правильного управления. Неуправляемый конфликт деструктивен.

 

УПРАВЛЕНИЕ  КОНФЛИКТАМИ

При организации  антиконфликтного управления необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. К. – неизбежная реальность
  2. Слишком низкий уровень конфликта  может быть результатом апатии, безразличия, снижения творческого потенциала и  оказывать на производство такое же влияние, как и слишком высокий
  3. Не существует единого способа разрешения конфликта
 

22.Управление  конфликтами и  стрессами. 

      Стресс (от англ «туго натянуть») – это  состояние напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных  воздействий.

Стресс –  обычное явление. Его уровень  не может быть нулевым Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы и для индивида, и для организации. Следовательно, нужно различать допустимую и слишком большую, недопустимую степень стресса.

Стресс характеризуется  напряжением:

  1. физиологическим  - проявляется  заболеваниями сердца, желудка, эндокринной системы и т.д.;
  2. психологическим – ведет к потере аппетита, раздражительности, депрессии.
 

ДИАГНОСТИКА СРЕССА

Стресс  снижает  благополучие индивида и не может  не отразиться на состоянии организации, поэтому менеджер должен уметь диагностировать  чрезмерный стресс , который имеет следующие симптомы:

  1. нервозность и напряженность
  2. хронические переживания
  3. неспособность к отдыху
  4. чрезмерное употребление алкоголя или курение
  5. проблемы со сном
  6. неудобная рабочая поза
  7. чувство неспособности справиться с чем-либо
  8. эмоциональная неустойчивость
  9. проблемы здоровья
  10. впечатлительность и легкая ранимость.
 

ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СТРЕСС

Если наблюдаются  указанные признаки, необходимо определить причины стресса, основной из которых  являются перемены.  Поскольку перемены могут быть связаны с деятельностью организации или событиями в личной жизни индивида, выделяют две группы факторов, вызывающих стресс:

I. организационные

- перегрузка (беспокойство, чувство безнадежности и материальных  потерь)

- конфликт ролей  (противоречивые требования к  работнику)

- неопределенность  ролей (требования уклончивы и  неопределенны, работник не уверен  в том, что от него ожидают)

- неинтересная  работа 

- плохие условия  работы (температура, освещение,  шум и т.д.)

II. личностные (вызываются положительными и отрицательными жизненными событиями)

-  потеря близких, 

- свадьба

- увольнение  или перемена работы

- наказание 

- потеря ден  средств и материальных ценностей  и т.д. 

Выявленные факторы  необходимо по возможности нейтрализовать  или хотя бы ослабить их воздействие. Существуют два пути управления стрессом: индивидуальный (сам) и организационный (семья, коллектив) 

БОРЬБА  С ЧРЕЗМЕРНЫМ СТРЕССОМ И ПРЕОДОЛЕНИЕ  ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ МЕНЕДЖЕРОМ

Реакция на стресс «бегство»  или «битва». Общий  адаптационный синдром: стадия беспокойства, стадия сопротивления и стадия истощения

Однако, задачей  менеджера является не столько ликвидация последствий стресса, сколько обеспечение  его низкого уровня с целью  достижения высокой производительности труда. Для этого необходимо:

  1. оценивать способности, потребности и склонности работников и выбирать по возможности для них соответствующий объем и тип работы;
  2. четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и обязанностей, использовать двустороннюю коммуникацию;
  3. обеспечивать соответствующее материальное вознаграждение за эффективную работу;
  4. разрешать работникам отказываться  от выполнения работы при наличии достаточных оснований. Если нужно, чтобы они все же выполнили задание, необходимо объяснить – почему
  5. использовать стиль лидерства, соответствующий ситуации
  6. выступать в роли наставника, развивать способности подчиненных, обсуждать с ними сложные вопросы.
 
 
 

     23.Особенности организации и управления в банковских учреждениях. Требования к банковским менеджерам. 

     Кредитная организация – банк – может  быть создана на основе любой формы  собственности.

     Кредитная организация для выполнения своих  функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации  самостоятельно выбирают организационную  структуру в зависимости от следующих  факторов:

•               законодательство;

•               размер банка и масштабы его деятельности;

•               юридический статус (реализация отношений собственности);

•               специализация или универсализация деятельности.  

Типовая функциональная организационная структура коммерческого  банка России включает выделение  отделов по видам операций:

•               кредитные;

•               расчетные;

•               кассовые;

•               вексельные;

•               фондовые (с ценными бумагами);

•               межбанковские;

•               с иностранной валютой;

•               комиссионные (посреднические) и др.  

Пример  структуры  управления таким  коммерческим банком в России приведен на рис..  

Общее собрание акционеров (пайщиков) является внешним органом управления банком.

Его исключительная компетенция:

•      принятие Устава Банка и внесение в него изменений и дополнений;

•      реорганизация банка;

•      ликвидация банка;

•      избрание Наблюдательного совета;

•      избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;

•      формирование уставного капитала;

•      утверждение годовых отчетов, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.

Наблюдательный  совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка:

•      определяет приоритетные направления деятельности;

•      созыв общих собраний акционеров (учредителей);

•      образование и контроль за деятельностью Правлений банка;

•      утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления.

Исполнительные  органы Банка –  Правление и Председатель правления, осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.

Контроль  за финансовохозяйственной деятельностью банка 

осуществляет  служба внутреннего контроля (Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» №242 от 16.12.03). Суть положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам.  

Дивизиональная  организационная структура создается многофилиальными банками. Так создаются банковские конгломераты.

Эта организация  представляет собой соединение небольших  структур, позволяющее банку чутко  реагировать даже на незначительные изменения рыночных условий. Конгломерат  предполагает наличие руководства из единого центра, но при этом банковские подразделения сохраняют определенную самостоятельность, особенно в плане принятия решений, касающихся текущей деятельности. Поэтому банки, организованные по типу конгломератов, могут своевременно реагировать на неудачные или, наоборот успешные действия своих отдельных подразделений в определенных рыночных сегментах. 

            Гибкие структуры  создаются и применяются, как  правило, для введения какой-либо дополнительной системы, например, системы банковских услуг на дому, дистанционное управление счетом и др. В состав проектной или матричной организации входит группа специалистов и руководящих работников банка. 

24.Основные направления банковского менеджмента. 

     Банковский  менеджмент -управление деятельностью  банка и его персоналом. Его  цель – обеспечение прибыли путем  рационального управления при относительном  снижении затрат.  

     Менеджер  банка должен обладать опреленными  профессиональными и личными  качествами:

      -высокая компетентность;

     -гибкость  мышления; -умение идти на риск;

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"