Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:12, курс лекций

Описание работы

Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
Этапы и школы в истории менеджмента.
Общая теория управления.

Работа содержит 13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 .doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

22..doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

23..doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Для всех АО обязательна публичная ежегодная  отчетность за год, бух. баланс, отчет о прибылях и убытках. Управление - обще собрание акционеров - исполнительный орган.

Наблюдательный  совет (больше 50 человек АО) и совет  директоров. Члены исполнительных органов и совета директоров несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их действием или бездействием. Ответственность – солидарная. Голосование - одна акция - один голос.

Производственный  кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности иной, объединяющих его членов на основе имущественных паевых взносов (не менее 5 чел.) Несут - субсидиарную ответственность. Уровни управления: высшее — общее собрание членов, ниже - наблюдательный совет, ниже - исполнительный орган

Унитарное предприятие - не наделенные правом собственности на закрепленные за ними имущество. Имущество является единым и неделимым и не сможет быть распределено по долям в т.ч. между работниками данного предприятия.

Некоммерческие  предприятия

1. Общественные и религиозные объединения

2. Потребительский  кооператив - это добровольное объединение  граждан и юридических лиц на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляемые путем объединения членов имущественных взносов

3. Фонды - не имеющие членства и учрежденные гражданами 

12 вопрос. Мотивация  деятельности в  менеджменте (Теории  мотивации.)

Мотивация- это совокупность внутренних и внешних  сил, которые побуждают человека к деятельности ,задают границы и придают деятельности определенную направленность, ориентируемую на достижение цели.

 Влияние  мотивации на поведение человека  зависит от множества факторов. Во многом эти факторы могут меняться под воздействием со стороны деятельности человека.

Мотивация как процесс состоит из следующих стадий:

  • возникновение потребности у человека
  • поиск путей устранения потребностей
  • определение направлений действия
  • осуществление действия
  • получение вознаграждения за осуществляемое действие
  • устранение потребности.

Однако  знание логики этого процесса не дают существенных преимуществ в управлении процесса мотивации.

ПОЧЕМУ?

  1. Сложно определить какой мотивация является ведущим
  2. Изменчивость мотивации процесса
  3. Мотивационный процесс каждого человека уникален.

Поэтому сложно однозначно описать процесс  мотивации. В тоже время в теории управления на основе элеперических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы влияющие на мотивацию и на содержание процесса мотивации. Так называемая содержательная теория мотивации, уделяет основное внимание тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными теориями являются следующие:

ТЕОРИЯ  ПОРТРЕБНОСТЕЙ  МАСЛОУ.

Маслоу  считал, что потребности нижних уровней  требуют удовлетворение и следовательно влияют на мотивацию поведения человека прежде чем начнут оказывать влияние потребностей более высоких уровней.

Иерархичный уровень потребностей не жесткие. Есть люди для которых самоуважение является более важным.

   Самовыражение

   Потребность в уважении

   Социальные потребности

   Безопасность

                  Физиологические потребности

  • Физиологические потребности –еда ,питье ,воздух
  • Безопасность- защищаться от страха, боли, болезней,

      Стабильное существование: песн. обеспечение, страховка.

  • Принадлежность и причастность- участие в совместных

      действиях, общественные мероприятия, объединение людей.

  • Признания и самоутверждения –желание быть

компетентным, способным, уверенным в себе.

  • Самовыражения – стремление к полному использованию своих знаний, способов, умений.

ТЕОРИЯ  МАККЛЕЛЛАНГА

Эта теория делает упор на потребности высших уровней. МакКлелланг считал, что  люди присущи следующие потребности:

  • Власть –желание воздействовать на других людей , чтобы достич поставленной цели.
  • Успех – удовлетворенность от успешного завершения работы.
  • Причастность –дружественное отношение к окружающим.

ТЕОРИЯ  ДВУХФАКТОРНАЯ ГЕРЦБЕРГА.

Он пришел к выводу, что факторы действующие  в процессе работы влияют на удовлетворение потребностей , эти факторы он подразделил на:

  • Гигиенические – связаны с окружающей средой: з/плата, условия труда, политика фирмы.
  • мотивирующие – это психологический рост, ответственность, признание, успех.

Процессуальные  теории

Процесс теории анализирует как человек  распределяет усилия для достижения целей. Как выбирает конкретный вид поведения. Эти теории не оспаривают существования потребностей. Но поведение людей  определяется не только потребности. В этих теориях считается, что поведение личности зависит от ситуации в которой он находится и ожиданий, связанных с этой ситуацией. Имеется три основных процессуальные теории мотивации:

  • Теория ожидания – основывается на предположении , что ч-к направляет свои усилия на достижение какой либо цели только тогда, когда будет уверен в удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает связь трех взаимосвязанных элементов (Затраты труда-- результат труда, результат труда ---вознаграждение, вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением). 
  • Теория справедливости – он считал, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Если ч-к видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к другим он себя будет чувствовать удовлетворенным и будет проявлять активность. Критерии оценки работника субъективны. Необходимо иметь четкие критерии вознаграждения сотрудников и открыто обсуждать вопросы с вознаграждением. 
  • Теория Портера – Лоулера - эта теория включает в себя элементы теории ожидания и справедливости, 5-ть элементов:
  1. Затраченные усилия
  1. Восприятие затраченных усилий
  2. Полученные результаты
  3. Вознаграждения
  4. Степень удовлетворенности.

Эта модель основывается на том, что мотивация- это функция потребностей, ожиданий, восприятие работниками справедливого вознаграждения. П.Л. – считает , что результативность труда порождает удовлетворенность трудом.

РОЛЬ  КОМПЕНСАЦИИ  В  МОТИВАЦИИ.

Сторонники  человеческих отношений  утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей.

      А сторонники теории научного управления (Тейлор) стоят на том, что вознаграждение материального характера усиливает мотивацию .

      Герцберг  пришел к выводу, что большинство  людей относят оплату относят только к гигиеническим факторам. Бисевиористы считают, что деньги в определенной ситуации могут служить мотивирующим фактором ( поведенческая школа).

      Маслоу  считал, что з/пл, позволяет удовлетворить  потребности различного типа. 
 
 

13. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

  КОНТРОЛЬ  — это процесс обеспечения  достижения организацией своих  целей,

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достегнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.

    Функция контроля — это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

ШИРОТА  КОНТРОЛЯ. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

 Контроль  есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации.

 Предварительный контроль.

 Этот  вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

 Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдений — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет. Бюджеты устанавливают предельные значения затрат.

Текущий контроль. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Он базируется на измерении фактических результатов. (используется обратная связь)

Заключительный  контроль. Дает руководству организации информацию, необходимую для планирования. 

В процедуре  контроля есть 3 четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. 

14. Динамика групп  и лидерство в системе менеджмента

       Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"