Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:12, курс лекций

Описание работы

Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
Этапы и школы в истории менеджмента.
Общая теория управления.

Работа содержит 13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 .doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

22..doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

23..doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.1

    Ранжирование  основных целей на современных фирмах

Наименование основных целей

Оценка  цели
Ранг %
1. Прибыльность 1 89
2. Рост 2 82
3. Доля рынка 3 66
4. Социальная ответственность 4 65
5. Благосостояние работников 5 62
6. Качество продукции и услуг 6 60
7. Научные исследования и разработки 7 54
8. Диверсификация 12 31
9. Производительность 8 50
10. Финансовая стабильность 9 49
11. Ресурсное обеспечение                              10 39
12. Развитие системы менеджмента 11 35
13. Превращение в международную компанию 13 29
14. Консолидация 15 17
15. Прочие цели 14 18
 
---

Приведенные данные о ранжировании основных целей  показывают, что и на американских, и на российских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей. Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы. Ведь еще Г. Форд заметил, когда главной целью предприятия является получение прибыли, а не производство полезных изделий, мы имеем дело с извращением его деятельности.

  Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др.  Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.

21. Задачи  стратегич. управления и его  этапы.

Стратег. м-т осуществляет выработку линии  поведения орг-ции с учетом возможных  изменений в ее внешней среде, кот. характеризуется неопред-тью, призван  противостоять риску потери капитала при реализации стратегич. целей. Стратегич. цель – масштабные намерения орг-ции, ведущие к достижению существ. рез-тов орг-ции в сфере предприним., соц. среды, произ-ва и т.д.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, направленный на реализацию миссии организации и достижение ее целей. Различают базовые и функцион. стратегии. Базовая стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной стратегич. хоз. зону (СХЗ) в той или иной рын. ситуации. Функцион. стр.- комплекс мероприятий и программ развития отдельных функцион. сфер и подразделений орг-ции.

Стратегическое  управление на предприятии может  быть представлено в виде определенного сценария .

1.Обоснование  философии и предпринимательской политики фирмы

2.Формулирование  главных намерений (стратегический  облик, миссия фирмы)

3.1.Анализ  среды окружения (шансы и риски). 3.2.Анализ потенциала фирмы (сильные и слабые стороны)

4.Определение  стратегических целей

5.Формирование  стратегий на альтернативной основе

6.Разработка  оперативных мероприятий (проекты,  программы, планы)

7.Реализация  стратегий, контроль и контроллинг

1-2 нормат. м-т, 3-5 стратег., 6-7 тактич.

Стратегич линия орг-ции  должна строится на принципах сбалансированного  поведения фирмы в отношении субъекта окруж. среды: клиентов, поставщиков, кредиторов, гос-ва и общества.

Под философией следует  понимать кредо существования, верховные принципы деят-ти. Фил-я определяет позиции предпр. в  отношении его  организац. системы: способы управления (стиль рук-ва), применение инноваций, информац. принципы (открытость или секретность), провозглашенные мотивац. принципы (индивид. или коллект.), принятые организац. структуры, порядок разрешения конфликтов (подавление или обсуждение), принципы контроля (внешние и внутр.). Формулировка фил-ии и предприн. политики дает возможность преставить стратегич. облик орг-ции, под кот. понимают качественно выраженную сов-ть основных целей и руководящих установок орг-ции, его реальные контуры, а также описание предприн. задач.

Следуя  стратегич. сценарию, необходимо начать с  диагноза ситуации в  среде окружения и внутри орг-ции. Прежде всего следует уделять внимание анализу окружения, в кот. находится орг-ция. Стоит тщательно изучить шансы и факторы риска на рынке, т.е. собирать и оценивать инф-цию, поступающую извне. Анализ потенциала орг-ции выявляет ее сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами, оценивает достаточность наличных ресурсов для намечаемых стратегич. действий.

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, призванных облегчить решение стратегических задач фирмы.

В рамках стратег. планир. осущест.: распределение  ресурсов, адаптация  к внешней среде, внутренняя  координация, орг-ция стратегич. предвидения

1) Миссия - основная  общая цель организации,  четко выраженная  причина существования этой орг-ции. Сратегич. цели разрабатываются стратегич. цели.

2) Цели орг-ции д.  б. конкретными  и измеряемыми, сориентированы во времени (Долгосрочные цели имеют горизонт планирования 5 лет, среднесрочные цели- 1-5, краткосрочные цели – в пределах 1 года.) Цели д. б. достижимыми.

3) Оценка и анализ  внешн. среды. Внешняя  среда оценивается  по трем параметрам:1)оценить изменения, кот. воздействует на разные аспекты текущей стратегии, 2)определить какие факторы представляют для текущей стратег. фирмы угрозу, 3)определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирм. целей  путем корректировки плана.

4)Управленч.  обследование предст. собой методическую  оценку функцион. зон орг-ции,  предназначенную для выявления  стратегич. сильных  и слабых  сторон. В обследование рекомендуется включить 5 зон: маркетинг, финансы, операции (произ-во), человеч. ресурсы, имидж компании.

5)Изучение  страт. альтернатив. Различают  4 стратегич. альтернативы: 1)стратегия  огранич. роста- план-ние деят-ти от достигнутого; 2)стр. роста предполагает существ. рост за короткий период, используется в динамичноразвивающихся отраслях с быстроизменяющимися технологиями; 3)стр. сокращения – здравый путь рационализации и переориентации орг-ции. (различают ликвидацию, отсечение лишнего, сокращение и переориентацию); 4)сочетание первых трех.

6)Выбор  стратегии. К основным  требования выбора и разработки стратегий относят: необходимо наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы к достижению цели (альтернативы стратегии цен, распространение продукции. реализации технич. идей и т.д.); стратегия не должна быть слишком сложной, перегруженной; должна состоять из серии простых задач, образующих технологическую цепочку реализации главной цели.

7)На  этапе выполнения стратегий: 1) Целевой  портфель стратегий дополняется  оперативными планами (проектами, программами) с указанием целей, мероприятий, ресурсов, сроков, ответственных исполнителей; 2) Вводится система информирования и подготовки персонала для сферы выполнения стратегий; 3)Формируются специальные звенья стратегического управления – профит-центры. При необходимости выделяются СЗХ – стратег. зоны хозяйства, связывающие орг-цию с соответв. нишей рынка. 4)На этапах реализации стратегий вводится стратег. контроль.

8)Контроль  за реализацией

9)Оценка стратегии 
 

11 вопрос. Формы организации  системы менеджмента.

Коммерческие  организации:

Товарищества  – комм. орг-ии с разделенным на доли (вклады) учредителей с уставным капиталом (участники - граждане и юридические лица)

А) Полное - товарищества, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом - ВСЕ участвуют в управлении, управление осуществляется по ПОЛНОМУ согласованию товарищей («один участник - один голос»).

Б) на вере (коммандитное) - на ряду с полными товарищами, существует один или несколько участников (вкладчиков), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности («богатый и глупый + бедный и умный»), а управляет тот, кто полный товарищ.

Общества  – комм. орг-ия, уставный капитал которого разделен на доли, определенными учредительными документами.

А) ООО — не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, в пределах стоимости внесенных ими вкладов; управление - высший орган - общее собрание участников, после - исполнительный орган (коллегиальный или единоличный) и большинством голосов принимается решение.

Б) Общество с дополнительной отв. - участники несут солидарно - субсидиарную ответственность по его обязательствам, своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости вкладов, и при банкротстве одного - все отвечают, имеют преимущества в привлечении кредитов по сравнению с ООО и повышает ответственность участников общества за результаты сделок.

В) Акционерные общества - уставный капитал разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости, принадлежащих ему акций.

ОАО - Открытая подписка на акции и их свободная продажа, можно и закрытую, если это не противоречит решению общего собрания.. Количество акционеров неограниченно. Минимальная величина уставного капитала –1000МРОТ

ЗАО - Акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Открытая подписка запрещается. Количество акционеров не более 50. Минимальная величина уставного капитала 100МРОТ.

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"