Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:12, курс лекций

Описание работы

Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
Этапы и школы в истории менеджмента.
Общая теория управления.

Работа содержит 13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 .doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

22..doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

23..doc

— 55.50 Кб (Скачать)

23.Разнообразие  моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др.

3. Модели менеджмента

     При рассмотрении моделей управления обычно выделяют две: японскую и американскую. Управленческие школы США и Японии признаны ведущими в мире, считаются своеобразными эталонами развития менеджмента.

Японская  модель
Американская  модель
Коллективизм – ориентация на группу и организацию в целом (управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия, коллективный контроль, коллективная ответственность) Индивидуализм – ставка на яркую личность (индивидуальный характер принятия решений, индивидуальный контроль руководителя, индивидуальная ответственность)
Подготовка  руководителей универсального типа Подготовка  узкоспециализированных руководителей
Основное  качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя – профессионализм
Нестандартная гибкая структура управления;

личные неформальные отношения с подчиненными

Строго формализованная  структура управления;

формальные отношения с подчиненными

Принятие  решений снизу вверх по принципу консенсуса; решения принимаются долго, реализуются быстро Принятие решений  сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; решения принимаются быстро, реализуются медленно
Работники стремятся сделать максимум полезного для фирмы Работники ориентированы  на выполнение функциональных обязанностей по контракту
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
Продвижение по службе по старшинству и стажу  работы; горизонтальный характер карьеры Деловая карьера  обусловливается личными результатами; удачным считается вертикальный карьерный рост
Долгосрочная занятость в фирме; в качестве стимула выступают социально-психологические факторы Найм на работу на краткий период; главный стимул – экономический фактор

Японская  модель

  • Заимствует  наиболее полезные концепции управления США и западных стран, приспосабливая их к своим национальным особенностям. При этом заимствованные идеи реализуются японцами зачастую значительно лучше, чем на их родине.
  • Признана чрезвычайно эффективной прежде всего за счет умения работать с людьми (в бедной естественными ресурсами стране традиционно культивировался принцип: «Наше богатство – человеческие ресурсы»).
  • Во многом определяется национальными чертами характера японцев: трудолюбие, сдержанность, дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.
  • Действующая философия корпорации: «Мы все одна семья» - приверженность к коллективным формам организации труда:  (усиленные совместные действия принесут пользу всей фирме; установление нормальных отношений с работниками; японский служащий самоотождествляет себя с фирмой; самоотождествление доводится до степени жертвенности во имя фирмы: служащие редко пользуются днем отдыха или выходным, безоговорочно выполняют сверхурочную работу, не используют до конца оплачиваемый отпуск; почти нет текучести кадров)
  • Норма деятельности для японского менеджера – каждодневное присутствие на производстве, постоянное общение с людьми, решение возникающих проблем на месте.
  • Управляющим не предоставляется отдельного кабинета.
  • Характерна спокойная, ритмичная работа, как правило, отсутствуют авралы и стрессы.
  • Считается, что длительное пребывание работника в одной должности приводит к потере его интереса к работе ð трудовая ротация, частота ротаций – каждые 4-7 лет ð каждый служащий приобретает 5-6 специальностей и становится профессионалом широкого профиля, решается проблема взаимозаменяемости.
  • При найме поощряется создание рабочих династий, используются рекомендации с несением ответственности рекомендующим.

Американская  модель

  • Обусловлена национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и исключительность, стремлением к быстрому и большому успеху.
  • Характерны борьба за лидерство, яркий индивидуализм.
  • До последнего времени доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
  • В последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. В частности, под сомнение поставлено оптимальное соотношение факторов централизации и децентрализации. Последняя способствует созданию среды, в которой каждый ее член принимает на себя большую ответственность, имеет возможность реализовать свой потенциал, внедряя свои идеи и способствуя тем самым общему процветанию фирмы.

Наряду  с обозначенными различиями, можно  выделить и ряд сходных свойств, обеспечивающих в итоге эффективность обеих моделей. В частности, и в японской и в американской моделях особое внимание уделяется

  • активизации человеческого фактора,
  • постоянным инновациям,
  • диверсификации выпускаемых товаров и услуг.
  • разработке и реализации долговременных стратегических планов развития предприятия.
 
 

20 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 

[ Назад ]

 
Заметное влияние  на формирование менеджмента оказали  английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

 
 Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший "идеальный тип" административной организации, названный им термином "бюрократия". Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы "человеческих отношений" выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

 
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к "участию в управлении".

 
Западноевропейские ученые оказали  заметное влияние на формирование подхода  к управлению с позиции "социального человека". Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

 
В 1929-1933 гг. передовые капиталистические  страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

 
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция "социального рыночного хозяйства" (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

 
Усиление государственного регулирования  во всех сферах хозяйствования.

 
Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

 
Политика Эрхарда получила поддержку  всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

 
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются  прежде всего правильным выбором  модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые 
 
объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам. 
 
Национальные особенности менеджмента

Сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования. 
 
Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение квалификации руководителей. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности.

 
Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы. 
 
В Японии, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции "обучение посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших.

Большинство западно-европейских стран, среди  которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

 
 

24.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть, Скачать)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"