Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:12, курс лекций
Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
Этапы и школы в истории менеджмента.
Общая теория управления.
23.Разнообразие
моделей менеджмента:
При рассмотрении моделей управления обычно выделяют две: японскую и американскую. Управленческие школы США и Японии признаны ведущими в мире, считаются своеобразными эталонами развития менеджмента.
Японская модель |
Американская модель |
Коллективизм – ориентация на группу и организацию в целом (управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия, коллективный контроль, коллективная ответственность) | Индивидуализм – ставка на яркую личность (индивидуальный характер принятия решений, индивидуальный контроль руководителя, индивидуальная ответственность) |
Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных руководителей |
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | Главное качество руководителя – профессионализм |
Нестандартная
гибкая структура управления;
личные неформальные отношения с подчиненными |
Строго формализованная
структура управления;
формальные отношения с подчиненными |
Принятие решений снизу вверх по принципу консенсуса; решения принимаются долго, реализуются быстро | Принятие решений сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; решения принимаются быстро, реализуются медленно |
Работники стремятся сделать максимум полезного для фирмы | Работники ориентированы на выполнение функциональных обязанностей по контракту |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы; горизонтальный характер карьеры | Деловая карьера
обусловливается личными |
Долгосрочная занятость в фирме; в качестве стимула выступают социально-психологические факторы | Найм на работу на краткий период; главный стимул – экономический фактор |
Наряду с обозначенными различиями, можно выделить и ряд сходных свойств, обеспечивающих в итоге эффективность обеих моделей. В частности, и в японской и в американской моделях особое внимание уделяется
20 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
[ Назад ]
Заметное влияние
на формирование менеджмента оказали
английские исследователи. Так, англичане
Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой
принципов управления.
Проблемами научного управления производством
в Германии занимался Вальтер Ратенау.
Огромный вклад в исследование принципов
организации внес известный немецкий
социолог Макс Вебер, разработавший "идеальный
тип" административной организации,
названный им термином "бюрократия".
Особого внимания заслуживают работы
по организации производства, которые
выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские
теоретики школы "человеческих отношений"
выступали за более жесткий подход к управлению
персоналом, чем их коллеги в США и Японии.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции
и других странах Запада широко прорабатывались
также вопросы привлечения работников
к "участию в управлении".
Западноевропейские ученые оказали
заметное влияние на формирование подхода
к управлению с позиции "социального
человека". Этот подход позволял изучать
поведение людей с точки зрения воздействия
на них группового поведения.
В 1929-1933 гг. передовые капиталистические
страны охватил мировой кризис. В
этот же период времени английским ученым
Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция
государственного регулирования экономики.
Кейнс обосновал необходимость государственного
вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы
в послевоенные годы оказал немецкий
ученый, политик, министр экономики и канцлер
Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда
Западная Германия добилась экономического
чуда. Концепция "социального рыночного
хозяйства" (по Эрхарду) включает в себя
два основных положения:
Усиление государственного регулирования
во всех сферах хозяйствования.
Введение индикативного
Политика Эрхарда получила поддержку
всех слоев общества, а также ученых
и практиков, занимающихся вопросами
управления.
Определенный интерес
Большинство
исследователей считают, что теория
и практика управления в США достигли
значительно более высокого уровня развития,
чем в других странах мира. По их мнению,
высокая производительность труда в США
обеспечивается за счет лучшей организации
производства. Работая на европейском
рынке, американские бизнесмены получают
высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно отставанием
в организации производства и подбора
кадров западноевропейские ученые
объясняют так называемый технологический
разрыв между США и Европой. Одной из причин
создавшегося положения следует считать
то, что американцы проводят в Западной
Европе политику подчинения европейских
стран своим стратегическим планам.
Национальные особенности менеджмента
Сегодня
в мире действуют три основные
модели построения системы бизнес-образования.
Первая, традиционная, которую можно назвать
германской, основана на идее подготовки
квалифицированного руководителя. В рамках
этой модели выделяется, во-первых, высшее
профессиональное образование, дающее
базовые знания и специальность, во-вторых,
повышение квалификации руководителей.
Последнее ставит своей целью приобретение
слушателями специальных знаний и умений,
которые необходимы для конкретной работы
в области управления и хозяйственной
деятельности.
Вторая модель, американская, основана
на формировании так называемого профессионального
менеджера. Она предполагает получение
высшего профессионального образования
в области менеджмента на базе уже имеющегося
диплома об общем высшем образовании в
объеме бакалавриата по любой специальности.
Однако в американской модели, прежде
чем получить законченное высшее профессиональное
образование в области менеджмента, человек
должен накопить некоторый опыт практической
работы.
В Японии, существует всего лишь три школы
бизнеса, главным образом для подготовки
тех, кто намеревается работать за границей.
Руководителей готовят сами фирмы на основе
концепции "обучение посредством опыта",
планомерно перемещая их по разным должностям.
Это позволяет познать специфику различных
аспектов бизнеса и досконально изучить
свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет
сотрудники имеют шанс получить первую
руководящую должность. На японских фирмах
учатся все - от рабочих до президента,
и главная ответственность за это возлагается
на руководителей каждого из подразделений,
старшие учат младших.
Большинство западно-европейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.