Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:12, курс лекций

Описание работы

Условия и факторы, возникновения и развития менеджмента.
Этапы и школы в истории менеджмента.
Общая теория управления.

Работа содержит 13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

21 .doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Этапы и школы в истории  менеджмента.

02.Этапы  развития теории  и практики менеджмента.

История развитие менеджмента связана с 2 подходами к управлению:

1.управление  производством (операциями), т.е.  технической стороной производства,

2.управление  трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).

Основные  школы управления:

1.классическая  школа (1911 г.),

2.школа  человеческих отношений, поведенческих  отношений (30-60 гг.),

3.наука  управления или количественный  подход (1950 – по н/в),

Количественные  методы объединены под общим названием  исследование операций. В данном случае разрабатывается модель ситуации. Однако эти методы требуют специальной  подготовки менеджеров.

4.ситуационный  подход (60-е гг.).

Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, т.е. конкретный набор обстоятельств. Он увязывает конкретные примеры и концепции с определёнными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

4 шага  ситуационного подхода:

а) Руководитель должен понимать процесс управления; быть знакомым со средствами профессионального  управления; системный анализ; методы планирования и контроля;

б) Руководитель должен уметь предвидеть вероятные  последствия тех или иных методик.

в) Должен правильно интерпретировать ситуацию.

г) Должен уметь увязывать конкретные приемы.

5.системный  подход.

03.Классическая  школа управления.

1911 г.  Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор.

Придал  понятию менеджмент качественную определённость – организация производства.

Книга: «Научная организация труда» (сформулировал  постулаты – тейлоризмы).

Он сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха. 

Принципы  Тейлора:

а) планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию – рабочие;

б) техники  находят одно решение, которое не обсуждается;

в) чем  больше разделение труда, тем выше производительность;

г) чем  больше рабочий работает, тем он больше получает;

д) каждого  человека, независимо от квалификации, можно поставить работать.

Надо  оптимально приспособить человека к  машине.  

Продолжил подход Анри Файолем (административная школа (1920-1950 гг.))

Занимался вопросом о роли и функциях менеджмента.

Написал: Общественное промышленное управление и научная организация труда, Позитивное управление.

Весь  процесс управления разделил на 5 функций:

1.планиование,

2.организация, 

3.подбор  и расстановка кадров,

4.руководство,

5.мотивация,  контроль.  

Принципы  управления:

а) разделение труда;

б) полномочия и ответственность;

в) дисциплина;

г) единоначалие;

д) единство направлений (одна цель);

е) подчиненность  личных интересов общим;

ж) вознаграждение;

и) централизация;

к) скалярная  цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих  должностях);

л) порядок;

м) справедливость;

н) стабильность рабочего места для персонала (снижение текучести);

о) инициатива;

п) корпоративный  дух (персонал и руководство фирмы).

Результат зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять  умственной деятельностью сложнее, чем физической. 

04.Поведенческая  школа управления.

1930-1960 гг.

В основу положены достижения в психологии и  социологии, т.е. наук о человеческом поведении.

Основатель  – социолог и психолог Элтон Мэйо (самый большой вклад – знаменитые Хоторнские эксперименты в «Western Electric Company» близ Чикаго (1927-1932 гг.)).

Мэйо  пришёл к открытию роли человеческого  и группового факторов.

В результате экспериментов было сделано 3 вывода:

1.человек  представляет собой «социальное  животное»,

2.жёсткая  иерархия подчинённости и бюрократическая  организация несовместимы с природой  человека и его свободой,

3.руководители  промышленности должны ориентироваться  в большей степени на людей,  чем на продукцию. 

В данной теории учитывается деление человека по темпераменту.

Темперамент – совокупность психологических  свойств человека, имеющих основу в наследственных характеристиках  нервной системы и проявляющихся  в поведении человека и типе реагирования на внешние условия.

Черты темперамента имеют устойчивую природу и остаются неизменными у человека всю жизнь. 

Сангвиник – подвижен, энергичен, живая речь, быстрая реакция, активно мыслит. Плохо работает в условиях однообразия, но хорошо – на ответственных местах.

Холерик – легко возбудим, реакция импульсивна, высокая работоспособность, инициативен. Не прислушивается к мнению других.

Меланхолик  – эмоционален, не способен длительное время переносить перегрузки, речь и движения медлительные. Нужна эмоциональная  поддержка, регулярный отдых. Наблюдательные люди, избегающие конфликтов.

Флегматик - медлителен, мыслит медленно, но основательно. Хорошая работоспособность, но необходимо время, чтобы вработаться. 

Работы  Мэри Фоллет затрагивали такие категории, как власть, авторитет, их разграничение, неформальное восприятие, ответственность и др. Она указывала, что результаты могут быть достигнуты под влиянием сил, порождённых взаимодействием коллег в рамках трудового коллектива. 

Другой  представитель школы – Маслоу. Он отмечал, что поступки людей определяются не только экономическими факторами, но и различными потребностями, которые могут только частично удовлетворяться с помощью денег. 

Большой вклад в изучение поведения людей  внесли представители бихевиоризма – Гирцберг, Макгрегор, Лайкерт.

Бихевиоризм – направление американской психологии. Предметом психологии является не сознание, а поведение как ответ на воздействие среды.

Эти исследователи  изучали мотивацию, характер власти, организационные структуры, коммуникацию, лидерство и т.д..

22..doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

23..doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть, Скачать)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"