Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 23:34, лекция

Описание работы

Кадровое прогнозирования и планирование ставится главным элементом кадровой политики и является составной частью общего планирования на предприятии
Прогнозирование и планирование персонала тесно связана с разработкой планов:
1) производственной программы
2) материально-технического снабжения
3) расходов на персонал

Работа содержит 1 файл

Менеджмент конспект.docx

— 111.80 Кб (Скачать)

8)Экономическая обоснованность 

9) ресурсное обеспечение

10)Наличие системы учета отчетности, контроля 

    Планы различают: 

1)По срокам исполнения: 

а) Стратегические 

б)Долговременные 

в)Краткосрочные 

2) По функциям назначения 

3)По уровню управления  

4)По принципам 

  Стратегический план разрабатывается на 10-15 лет в котором формулируются задачи, цели и общая стратегия их достижения.  

  Одним из основных факторов качества плана является обоснованность плановых показателей 

  Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы:

1)что производить

2)С какими показателями качества  и ресурсо емкости объекта

3)Для кого производить

4)По какой цене

5) В каком количестве

6)В какие сроки 

После разработки общих стратегических планов каждому производству предстоит  разработать собственные планы.  

  Долговременный план-разрабатываемый на несколько лет и нацеленный на решение отдельных самостоятельных проблем. 

  Текущий план - план в котором объединяются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год. 

  Оперативный план предназначен для решения конкретных вопросов в краткосрочном периоде (1-2 года) и имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием используемых методов и приемов. 

Оперативные план детализирует и конкретизирует плановое задание установленные  в текущих планах с распределением их по месяцам, декадам, дням.  

  Основная цель оперативного плана это обеспечение слаженной, четкой и сопряженной работы всех подразделений предприятия. Эта цель достигается путем согласованного, ритмичного хода производств, бесперебойной работы всех подразделений, планомерной загрузкой оборудования, сокращением производственных циклов и объемов незавершенного производства. 

  Планы по уровню управления предприятия подразделяются:

1)Обще фирменный

2)Цеховые

3)Функциональных отделов

4)Участков 

5)Бригад 

  При планировании соблюдаются следующие правила:

1)Связь уровней управления

2)Привязка к календарю

3)Влияние предшествующего результата

4)Связь между объектами планирования.  

   Руководит процессом планирования специальный орган - плановый отдел, функции которого во многом определяются структурой предприятия, степенью специализации производственных процессов, централизации управления и прочие.  

Аппарат осуществляющий планирование производства состоит из работников высшего звена и работников функциональных подразделений различных уровней  управления. Высшее звено подготавливает решение по наиболее важным проблемам  стратегии и политики а также  выполняет технические координационные  и аналитические функции, участвуют  в формулирования основных целей  и задач 

 План производства продукции  разрабатывается в 4 этапа

На первом этапе дается оценка экономической  и политической обстановки в которой  действует предприятие, определяются ближайшими перспективные возможности  рынка, позиции конкурентов, потенциал  связанный с выпуском продукции 

 На втором этапе формулируются  конкретные задачи и утверждаются  сроки их решения. Задачи должны  быть согласованны с подразделения  ми отчитывающимися за их выполнение  

 На третьем этапе планирования  рассматриваются плановые предложения,  то есть ожидаемый характеристики  ситуации в которых должен  выполняться план. 

  Четвертый этап планирования связан с выбором более предпочтительного варианта исходя из имеющихся альтернатив. 

  Главным принципом разработки плана производства продукции является перспективность, а основными требованиями эффективность сбалансированность.

 

Вопрос 2

 

Организация и порядок разработки плана

 

При административно-командной системе, план производства продукции и все  планируемые показатели разрабатывались  и утверждались вышестоящими организациями. В условиях  рыночной экономики предприятия обрели полную самостоятельность, однако существуют отличия формирования плана производства продукции для государственных предприятий и не государственного сектора. 

Так план производства продукции разрабатывается  гос предприятием самостоятельно и  после утверждения представляется в вышестоящую организацию. Не государственные  предприятия также разрабатывают  планы самостоятельно, но представляют в вышестоящий орган сведенья только об основных направлениях своей  деятельности. 

      При разработке планов используется следующая информация:

-новые оптовые  и закупочные цены

- новые тарифы

-договорные и свободные цены

-система налогообложения 

налоговые льготы и экономические  санкции

порядок кредитования

порядок осуществления внешнеторговых финансовых операций

и прочее

 

 

     Структура и содержание плана производства завися от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода на который составлен план. 

    Содержание плана производства продукции долго обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, то есть должна быть вы торена последовательность логическая цепочка, включены основные показатели регламентирующие работу предприятия, выделены определенные виды ресурсов.  

       

      Производственный план содержит следующие разделы:

1) исходные данные для планирования

2) портфель заказов

3) план производства и реализации  продукции

4) материально техническое обеспечение

5) план по труду и заработной  плате

6) организационно технические мероприятия

7) финансовые мероприятия

8) охрана окружающей среды

9) внешнеэкономические связи  

         Особое место занимает раздел формирования пакета заказов. Портфели заказов формируются отделами сбыта на основе получения заявок составленных договоров.  

       Полученные заявки  распределяются по срокам выполнения в следующей последовательности :

1) текущие заказы обеспечивающие  бесперебойную работу, которая подкрепляется  договорами

2) среднесрочные заказы(1-2 года  выполнения)

3) перспективный( 2-5)

 

Структура плана производства представлена по следующей схеме:

(Фото # 17) 

  1- план производства и реализация продукции 

  2- портфель заказов 

3- план материального обеспечения  

4- план по инвестициям и новой  технике 

5- потребители продукции  

6- план по труду и заработной  плате  

7- финансовый план 

 

Важнейшим моментом  при формировании портфеля заказов является анализ заказов который включает:

1) оценку сделанных предложений 

2) определение возможного успеха  среди конкурентов

3) анализ состояния рынка в  среднесрочный период с учетом  ассортимента и объема продаж, сегментация рынка прогноза развития  спроса

4) обоснованность целей и стратегии  работы на рынке в соответствии  с целями и стратегиями предприятия

На основании заключенных заказов  определяются :

1) прямые издержки производства

2) потребность в рабочей силе

3) количество производственных  часов на каждый заказ

4) предполагаемые сроки погашения

5)Потенциал каждого  производственного заказа

Для разработки проекта плана производства специалистами по планированию, кроме  маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о:

1) наличии  и структуре производственных мощностей

2) численном и профессиональном  составе кадров

3) финансовые средства

4) наличии и потреблении оборотных  средств 

 Разработка проекта плана  производства предшествуют предварительные  этапы работы:

1) начинается с углубленного  анализа хода выполнения текущего  плана и разработки мероприятий  по устранению потерь используемых  ресурсов

2) работа с поставщиками и  потребителями

3) определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции

4) заключение договоров с поставщиками  и согласование с потребителями  предварительных объемов, сроков  поставки, технических условий

5) определение объема новой продукции  и снятие с производства устаревшей

6) оценка проекта плана

Оценка проекта плана дают работники  аппарата управления, который включает следующие виды работы :

1) анализ проекта плана на  соответствие целям и задачам  предприятия

2) оценка всех расчетных  плановых показателей и их увязка

3) оценка и анализ включенных  в план технических решений

4) оценка и анализ взаимодействия  всех систем управления

5)корректировку и полную сбалансированность  по материально-финансовым ресурсам  и срокам исполнения

В условиях жесткой конкуренции  тенденции в планировании следующие:

- сокращение сроков разработки  планов

- повышение качества планов  за счет увеличения количества  соблюдаемых принципов планирования, применение современных методов  оптимизации , концепции маркетинга.

 

Вопрос 3 

 

Особенности разработки оперативных-календарных  планов 

 

Технологические процессы являются материальной основой текущего планирования, пред усматривающего составление краткосрочных  и оперативных планов.

Каждый производственный цех осуществляет оперативное планирование, форсируя собственные производственные программы  и задания участка, бригады с  учетом возможности их выполнения на каждом рабочем месте. Разрабатываются  оперативно-календарные планы запуска  выпуска изделий и сменно-суточные задания.

Оперативно-календарный план определяет последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска партий изделий  по дням недели, загрузки технологических  линий и отдельных единиц  оборудования и используется как основной документ для разработки сменно-суточных заданий, которые представляют собой заключительный этап оперативного планирования в цехе.

В сменно-суточном задании перечисляются  конкретных номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального  осуществления производственного  процесса в данном цехе и смежных  с ним цехах. На основе данных оперативного учета и контроля осуществляются определенные корректирующие действия. Процесс разработки сменного  производственной деятельности.

Составление оперативно-календарного плана(ОКП) запуска - выпуск деталей  для цехов серийного производства - сложная, трудоемкая работа, требующая  предварительного глубокого анализа  реальных условий производства в  сложившейся системе планирования.

Важным критерием эффективности  ОКП служит обеспеченность полной загрузки станков и занятость рабочих. Чтобы свести к минимуму простои  оборудования и рабочих, применяют  много станочное обслуживание.

Если в цехе обрабатываются все  или основные виды деталей, то их можно  разделить на ведущие и комплектующие. Ведущие детали отличаются от других наиболее длительных технологическим  циклом обработки и служат основой  для сборки отдельных сборочных  соединений и изделий. Поэтому всегда необходимо стремиться к тому, чтобы  обработка ведущих деталей и  их подача на сборку выполнялись без  задержек.

ОКП разрабатывается на основе подетальной  производственной программы и в  сущности представляет собой расписание работ по дням недели, в котором  каждая партия деталей имеет конкретные сроки запуска и выпуска из разработки.

ОКП разрабатывается до начала очередного периода. К моменту его составления  в процессе производства всегда находятся  определенные партии деталей. Размер партии не всегда постоянных для разных операций технологического процесса.

 

 

                                              Тема 7

 

Формирование производственной программы  предприятия

 

Вопрос 1

 

Этапы формирования производственной программы

 

Составной частью общего плана предприятия  является производственная программа.

 

Производственная программа - развернутый  и подробный план производства и  реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.

 

Через производственную программу  реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая  состоит в производстве продукции  и получении прибыли. 

Производственная программа предприятия  формируются на основе маркетинговых  исследований.

 

Предприятие ведет маркетинговые  исследования в двух направлениях:

1) поиск соответствующего сегмента  рынка

2) оценка возможного объема выпуска  продукции

 

Номенклатура и  ассортимент продукции являются одним из основных показателей производственной программы предприятия. Номенклатура продукции - это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющих основные направления производства и его специализация.

 

Ассортимент продукции представляет расширенный ( по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции  определенного наименования, различающейся  технико-экономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним  видом и т. Д.).

 

Каждое предприятие выпускает  продукцию определенного ассортимента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры.

 

Планирование выпуска продукции - это систематичекое  принятие решений по все. Аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Хорошо структуированный план позволяет детально разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"