Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:59, курсовая работа
Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на
предприятии…………………………………………………………….5
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий
2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии…………………………………………………………………...12
2.1 Стратегический контроллинг…………………………………………….
2.2 Оперативный контроллинг в процессе планирования на
предприятии…………………………………………………………………...
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии………………………………………............22
4. Практическая часть
4.1 Разработка плана развития организации на основе использования концепции SWOT – анализа………………………………………………….28
4.2 PEST - анализ внешней среды……………………………………………
4.3 Оценка конкурентоспособности………………………………………….
4.4 Выбор стратегии на основе использования матрицы Мак – Клинси….
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы…………………………………………………………….52
• затраты на социальное развитие;
• затраты на охрану труда;
• затраты на переподготовку кадров;
• текучесть кадров;
• статистика приема и увольнения работников;
• производительность труда;
• уровень
эффективности использования
По фактору «персонал» весьма важным является аспект материального стимулирования. За годы советской власти система материального стимулирования перестала быть эффективной. В постсоветский период она полностью прекратила свое существование.
Фактор “Технология”. По этому фактору необходимо так же уметь собрать, своевременно оценить и научится управлять этим фактором.
В настоящее время на большинстве предприятий простаивают целые цеха. Что делать? Как быть в каждом конкретном случае?
Нет готовых
решений. Готовить решение целесообразно
после глубокого анализа
• стоимость основных фондов (балансовая);
• амортизация основных фондов;
• перерабатывающая способность основных фондов;
• фондоемкость и фондоотдача;
• реальная загрузка основных фондов;
эффективность использования конкретных видов основных фондов и основных фондов в целом;
• фондовооруженность.
На основе глубокого анализа необходимо проанализировать пути повышения отдачи технологического оборудования эффективности производства в целом. В отдельных случаях требуется переоценка основных фондов, которая стала с 1998 года необязательной. Это позволит привести цены на основные фонды в соответствии с современным уровнем цен (понизит или повысит их стоимость). Возможен вариант консервации части оборудования (на основе приказа директора)1 или полной консервации оборудования2. В конкретных случаях принимаются решения о списании, передаче с баланса на баланс оборудования, его модернизации; покупке нового технологического оборудования. Все эти аспекты находятся в поле зрения службы контроллинга.
Фактор “материальные ресурсы”. Он так же должен характеризоваться системой показателей:
• материальные ресурсы;
• материальные затраты;
• удельный расход;
• материалоемкость продукции;
• энергоемкость продукции;
• топливоемкость продукции;
• отходы производства;
• экологические штрафы;
• экономия материальных ресурсов;
• стимулирование экономии ресурсов.
Фактор “НИОКР” также должен характеризоваться системой показателей:
• численность подразделения НИОКР;
затраты на НИОКР;
• эффективность затрат на НИОКР.
Фактор “Месторасположение фирмы” также оценивается на основе группы показателей:
• арендная плата;
• коммунальные и иные платежи;
• затраты “местоположения”;
• объем
продаж с конкретной точки продажи
(с учетом конкретного месторасположения)
• объем
сбыта/месторасположение точки
• объем сбыта/совокупные затраты по содержанию точки сбыта;
• индекс цен по отношению к конкретной точке сбыта.
Фактор “Менеджмент”. Бесспорно, что система менеджмента влияет на эффективность производства. Вот эту зависимость необходимо нам и уловить, измерить.
Необходимо
фиксировать, какие изменения произошли
при изменении системы
2.3 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии
Оперативный контроллинг предполагает создание и поддержание уровня эффективности системой достижения текущих локальных целей фирмы, управления эффективностью предприятия.
Оперативный контроллинг имеет свои особенности в системе контроллинга. Во-первых, он ориентирован на оперативное (текущее) планирование. Во-вторых, оперативный контроллинг является основой успеха стратегического контроллинга и стратегического планирования.
Общее представление об оперативном контроллинге можно представить на основе специальной схемы регулирования оперативного контроллинга.
Оперативный контроллинг решает более локальные задачи, поэтому достаточно шире здесь, чем в стратегическом контроллинге.
В контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Обычно здесь используются методы сравнительного анализа, отклонений, индексный анализ, аддитивные модели.
Еще одной
особенностью оперативного контроллинга
является еще принципиальный подход к
разложению отдельных показателей на
составляющие. Ниже приведен пример разложения
показателя ROI. Такой подход позволяет
детально изучить не только уровень и
динамику показателя, но и определить
влияние факторов на него. Из схемы мы
выведем, что это позволяет не только анализировать,
но и управлять зонами оптимизации издержек,
зонами оптимизации структуры капитала
и зонами оптимизации оборота и цели. Таким
образом, мы можем констатировать о возможности
в контроллинге управления показателями
и целым
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии
На практике существует тесная взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга. Об этом в Европе написано немало статей. Наиболее четко представить взаимосвязь и различие оперативного и стратегического контроллинга можно представить на основе следующей таблицы.
Оперативный анализ ориентирован на прошлое и осуществляется благодаря сравнению основных заданных и фактических контрольных показателей (оборот, затраты, потребность в персонале).
Важнейшей задачей оперативного контроллинга является обеспечение существования предприятия. Оперативный контроллинг охватывает задачи планирования, анализа и управления в зависимости от поставленной цели.
Оперативный контроллинг предпринимает попытки при помощи оперативного планирования реализовать общее планирование фирмы. В отличие от традиционной отчетности, с ее ориентацией на прошлое, оперативный контроллинг ориентирован на будущее.
Стратегический контроллинг отличается от оперативного по следующим позициям:
• временный промежуток планирования не имеет ограничений;
• стратегический контроллинг работает с ориентировочными величинами;
• стратегический контроллинг усилен во внешнем направлении и принимает во внимание окружающие изменения различного характера (например, изменение поведения климата, политические и экономические изменения);
• в
противоположность
будущее подходы стратегического контроллинга позволяют своевременно распознавать шансы и избежать рисков;
• учет и систематизация влияния всех внешних факторов, имеющих значение для предприятия, его слабых и сильных мест и систематическое наблюдение за их развитием;
• оценка вытекающих из этого шансов и рисков с учетом имеющихся ресурсов (капитал, сотрудники, машинный парк);
• осуществление запланированных стратегий и объединение планов в оперативный контроль.
В экономической
практике планирования и управления
применяется следующая
• по виду производства: основные и вспомогательные;
• по виду продукции: отдельные изделия; группа однородных изделий; заказ; работы; передел; услуги; область;
• по месту возникновения расходов: рабочее место; участок, цех, производство; хозрасчетная бригада;
• по виду расходов: статьи калькуляции; элементы затрат.
Особое
значение имеет последняя классификация
затрат с учетом вида расходов по статьям
калькуляции и элементам
В прошлом
и настоящее время содержание
элементов этой классификации регулировалось
на основе отраслевых методических рекомендаций.
Следует заметить, что такое положение
создает прецедент наличия
Для сравнения приведем действующие классификации затрат, включаемых в себестоимость.
В последние годы большинство малых и средних предприятий используют не полную (как показано выше), а сокращенную номенклатуру статей себестоимости:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
Эти элементы являются прямыми затратами.
• прочие прямые затраты;
• затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные затраты);
• затраты,
связанные с реализацией
Все чаще в анализе используется метод сравнений, который позволяет проводить анализ отклонений от норм, от предыдущего уровня, от предельных затрат, от среднего уровня затрат по отрасли, региону, городу.
Особое место в классификации издержек занимает группировка затрат по экономическому содержанию, которая может быть представлена в следующем виде:
• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация основных фондов;
• прочие затраты.
Себестоимость
продукции выполняет важную учетную
функцию, регулируя систему
В последние
годы синонимом себестоимости
В экономической литературе выделяют следующие виды издержек:
• бухгалтерские издержки (себестоимость продукции);
• технологические издержки (реальные производственные издержки);
• полные издержки (полные затраты, включая себестоимость продукции налоговые и другие отчисления).
Развернувшаяся в литературе дискуссия предполагает наличие диаметрально противоположных точек зрения. Ряд экономистов считают, что имеют право на жизнь только бухгалтерские издержки (себестоимость). Другие являются приверженцами технологических издержек; третьи отстаивают необходимость использования полных издержек.
Бухгалтерские издержки себестоимость реализованной продукции. Они используются для ведения бухгалтерского учета, составления внешней отчетности, осуществления налогового учета и планирования.
Технологические издержки реальные производственные издержки. Чаще эти издержки используют для ведения учета (бухгалтерского и налогового) на предприятиях с длительным циклом производства.
Информация о работе Контроллинг - система управления предприятием