Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
* Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
* Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
* Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
Далее
конкурентоспособность
8
И наконец, идеальное предприятие должно осуществлять полноценный бухгалтерский учет и внешний аудит своей финансовой деятельности, в соответствии с требованиями стандартов финансовой отчетности.
Что касается конкурентного поведения рыночных субъектов, то существует несколько их типов:
«В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в непредсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени».
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для
современного рынка характерна регламентированная
конкуренция, которую принято называть
добросовестной. Это обозначает то,
что на рынке никто из производителей
не может монополизировать производство
или продажу, не ущемляются права
потребителей и действия хозяйственных
субъектов не противоречат законам.
Конкуренция может принимать
разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую
и межотраслевую конкуренции (Таблица
1).
Таблица 1 - Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренции
Признаки | Внутриотраслевая | Межотраслевая |
Субъекты | предприятия одной
отрасли |
предприятия разных
отраслей |
Объекты | лучшие условия производства и сбыта | сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки | различие индивидуальной стоимости однородных товаров | различие нормы прибыли в отраслях экономики |
Результат | рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары | средняя прибыль и цена производства |
9
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. Так появилась внутрифирменная конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая
конкуренция - борьба между производителями
за получение дополнительной прибыли
посредством уменьшения издержек производства
и снижения цен на продукцию без
изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция
Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная
конкуренция означает такое состояние
экономической системы, когда влияние
каждого участника
Таблица 2 - Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций
основные
черты |
Совершенная
Конкуренция |
Чистая
монополия |
Олигополия | Монополистическая
конкуренция |
количество фирм на рынке | Множество независимых | одна крупная | несколько крупных | достаточно много |
тип
продукта |
Стандартизированный | уникальный | стандартизированный | дифференцированный |
контроль над ценой | Отсутствует | полный контроль | влияние ценового лидера | влияние ограничено |
вход в отрасль | Относительно
Легкий |
очень трудный | трудный | вход и выход возможны |
10
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка и включает следующие виды:
11
1.3
Этапы анализа
конкурентоспособности
предприятия
В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.
Как
показывает практика рыночных отношений,
взаимосвязанное решение этих проблем
и использование данных принципов
гарантирует повышение
1.
Конкурентоспособность
2.
Покупатель - главный оценщик товара,
следовательно, все элементы
3. Каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
«Результатом
процесса согласования возможностей компании
и запросов потребителей является предоставление
потребителям благ, удовлетворяющих
их потребности и получение
Подходы
к оценке конкурентоспособности
предприятия объединяются между
собой и дополняются между
собой. Учитывать нужно не только
продукт, но генерирующие факторы его
ресурсов – это позволяет менеджеру
разработать более точную реализуемую
стратегию. Концепция, в которой
сопоставляются ресурсы, обеспечивающие
конкурентные преимущества (и тем
самым производимые продукты), и
хозяйственные поля (рынки) предприятия,
представляет собой ресурсно-рыночный
портфель.
12
В
существующем многообразии методик
и моделей, ориентированных на классический
рыночный инструментарий, а также
на ресурсную базу, выделены подходы,
которые предполагают наиболее широкий
взгляд на проблему: анализ конкурентной
среды М. Портера, акцентирующий
внимание на внешнем окружении; SWOT-анализ,
реально оценивающий
Эти подходы, полно отражающие специфику областей возникновения конкурентного преимущества, положены в основу методики выявления и оценки потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Она базируется на синтезе идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; ранжировать выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.
Методика
выявления потенциальных
Первый этап анализа - изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон. Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером цепочке ценности, состоящей из блоков:
Второй
этап анализа - оценка внешней среды,
подразделяемая на два поля: возможностей
и угроз. На данном этапе вводятся
критерии, по которым будут составляться
списки с характеристиками среды: угроза
появления конкурентов; способность
покупателей торговаться; способность
поставщиков торговаться; угроза появления
товаров и услуг-заменителей; соперничество
между существующими
Третий этап - новая матрица с введенными в нее критериями.
Четвертый
этап - определение характеристик
для анализа внутренней среды
предприятия. Каждая зона области (сильные,
слабые стороны) последовательно заполняется
характеристиками, описывающими состояние
предприятия по тому или иному
критерию, с указанием всех относящихся
к этому подразделу характеристик.
Анализ слабых сторон компании осуществляется
аналогично оценке ее сильных сторон.
13
Пятый
этап - поиск потенциальных
Шестой этап - ранжирование привлекательности конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, перспективной силы их влияния на предприятие.