Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать основные типы стратегий конкуренции.
Задачи работы: определить сущность стратегии конкуренции; рассмотреть достоинства и недостатки базовых стратегий конкуренции; исследовать наступательные и оборонительные действия, направленные на создание и защиту конкурентоспособности; определить значение правильного выбора времени при осуществлении стратегических действий.
3
Введение
Успешные предпринимательские стратегии базируются на устойчивом конкурентном преимуществе. Компания является конкурентоспособной всегда, когда обладает преимуществом перед конкурентами в привлечении потребителей и защищена от действия конкурентных сил. Существует множество источников обеспечения конкурентоспособности: предложение лучшей продукции на рынке, предоставление лучшего обслуживания потребителю, обеспечение более низких, чем у конкурентов, издержек, лучшее территориальное расположение, обладание собственной технологией, выпуск продукции со свойствами или внешним видом, более привлекательными для потребителей, более короткое время разработки и испытаний новой продукции, обладание популярной торговой маркой и высокой репутацией, а также предложение потребителю большей реальной ценности денег (сочетания высокого качества, хорошего обслуживания и приемлемой цены). По существу, для создания компанией своей конкурентоспособности она должна направить стратегию на предложение потребителю того, что он воспринимает как высшую ценность, - хорошей продукции по низкой цене или такой отличной продукции, которая заслуживает, чтобы за нее заплатили больше.
Актуальность рассматриваемой темы в современных условиях хозяйствования не вызывает сомнений, в условиях, когда только устойчивое положение предприятия на рынке может быть гарантом его стабильного развития и долгосрочного существования.
Цель данной работы – охарактеризовать основные типы стратегий конкуренции.
Задачи работы: определить сущность стратегии конкуренции; рассмотреть достоинства и недостатки базовых стратегий конкуренции; исследовать наступательные и оборонительные действия, направленные на создание и защиту конкурентоспособности; определить значение правильного выбора времени при осуществлении стратегических действий.
1. Понятие и сущность стратегии конкуренции
Стратегия конкуренции - это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке. Понятие конкурентной стратегии уже, чем понятие деловой стратегии, потому что последняя, кроме методики конкуренции, включает в себя действия и планы руководства для решения всего спектра стратегических задач.
Цель конкурентной стратегии, проще говоря, заключается в том, чтобы превзойти конкурентов в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого конкурентное преимущество и лидерство на рынке. Ядро конкурентной стратегии компании составляет внутренняя деятельность по предоставлению более высокой, чем у конкурентов, потребительской ценности. Кроме того, в конкурентную стратегию входят наступательные и оборонительные действия, распределение и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей и выгодной конкурентной позиции, а также тактические действия, предпринимаемые при изменении рыночной конъюнктуры.
Компании во всем мире стараются разработать неординарные стратегии конкуренции. Поскольку конкурентные действия компании разрабатываются с учетом особенностей ее позиции на рынке и общей ситуации в отрасли, существует бесчисленное множество вариантов и нюансов конкурентных стратегий - конкурентных стратегий столько же, сколько конкурентов. Однако в целом можно сказать, что различия в конкурентных стратегиях определяются двумя факторами: целями, которые компания преследует на рынке, и основой конкурентного преимущества - низкими издержками либо дифференциацией. Существует пять видов стратегии конкуренции.
1. Стратегия лидерства по издержкам - привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства товаров и услуг.
2. Стратегия широкой дифференциации - привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.
3. Стратегия оптимальных издержек - повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже. (Избрав эту стратегию, компания должна снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции.)
4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.
5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции. Ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров или услуг, лучше удовлетворяющих потребности покупателей.
Каждая из пяти стратегий обеспечивает компании определенную рыночную позицию (рис. 1).
Рис. 1. Пять базовых стратегий конкуренции
Отличительные характеристики основных конкурентных стратегий приведены в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий
Отличительная черта | Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия широкой дифференциации
| Стратегия оптимальных издержек | Сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации
|
Стратегическая цель | Большая доля рынка | Большая доля рынка
| Чувствительные к потребительской ценности покупатели | Узкий сегмент рынка, на котором покупательские предпочтения значительно отличаются от господствующих на рынке в целом
|
Конкурентное преимущество | Лидерство по издержкам | Предложение продукции, отличной от продукции конкурентов
| Больше потребительской ценности за ту же цену
| Лидерство по издержкам в обслуживаемой нише рынка (нишевое лидерство по издержкам) или придание товару специфических свойств, ценных в глазах покупателей данного сегмента (нишевая дифференциация)
|
Ассортимент товаров | Качественная базовая модель товара в нескольких модификациях (приемлемое качество и ограниченный выбор)
| Большое количество модификаций продукта, широкий выбор, упор на дифференцирующие свойства
| Диапазон качества от среднего до высокого, количество модификаций от нескольких до многочисленных
| Потребительские свойства и характеристики, удовлетворяющие специфические нужды или вкусы данного сегмента покупателей
|
Приоритеты в производстве | Постоянный поиск путей снижения издержек при сохранении уровня качества и основных потребительских свойств товара
| Придание товару дополнительной ценности в глазах потребителей, стремление к превосходству товара
| Придание товару дополнительных свойств и характеристик при умеренной цене
| Товар разработан с учетом вкусов и нужд потребителей обслуживаемого сегмента
|
Продолжение таблицы 1
Отличительная черта | Стратегия лидерства по издержкам | Стратегия широкой дифференциации
| Стратегия оптимальных издержек | Сфокусированные стратегии на базе низких издержек и широкой дифференциации |
Приоритеты в маркетинге | Попытка представить как преимущество те свойства товара, которые обеспечивают низкие издержки | Придание товару тех свойств, за которые потребитель согласен платить.
Повышение цены товара для покрытия издержек дифференциации
| Снижение цены ниже уровня цен конкурентов на аналогичные товары или сохранение цены на уровне конкурентов с приданием товару дополнительных свойств - для создания репутации компании, предлагающей оптимальное сочетание цены и качества
| Анализ уровня удовлетворения потребителей набором свойств и характеристик товара, соответствующих вкусам и/или специфическим потребностям сегмента
|
Поддержка стратегии | Сочетание низких цен и приемлемого качества.
Удержание преимущества по издержкам - основа неуклонного снижения затрат во всех звеньях цепочки ценности | Информирование о дифференцирующих свойствах товара по заслуживающим доверия каналам.
Акцент на постоянное совершенствование товара и инновационная деятельность для удержания лидерства.
Концентрация на ключевых дифференцирующих свойствах товара, их пропаганда для создания репутации и имиджа брэнда
| Создание уникальной компетенции в снижении издержек при одновременном совершенствовании свойств товара
| Превосходство над конкурентами в удовлетворении запросов покупателей избранного сегмента; отказ от освоения других сегментов рынка или товарных категорий по причине возможного искажения имиджа марки
|
2. Основные виды конкурентных стратегий
2.1 Стратегия лидерства по издержкам
Если большинство покупателей отличаются чувствительностью к цене, компании стараются лидировать по издержкам, повышая эффективность и снижая затраты. Стратегической задачей становится не максимальное сокращение издержек само по себе, а достижение максимального превосходства по издержкам над конкурентами: только так можно стать лидером отрасли по издержкам, а не просто войти в число компаний с относительно невысокими издержками.
Но в погоне за низкими издержками необходимо одновременно заботиться о том, чтобы товар или услуга содержали значимые для покупателей потребительские свойства; если товар уступает по своим характеристикам аналогичному товару конкурентов, то он не укрепляет, а ослабляет конкурентные позиции компании. Сокращение издержек за счет снижения потребительской ценности товара отталкивает покупателей. Кроме того, желательно использовать методы, которые конкурентам трудно или невозможно воспроизвести. Значимость конкурентного преимущества по издержкам определяется степенью его устойчивости. Если конкуренты без труда найдут относительно недорогие способы воспроизведения действий лидера по издержкам, лидерство последнего будет недолговременным и вряд ли сможет обеспечить ему выигрышную конкурентную позицию в отрасли.
У лидера по издержкам есть два способа получения значительной дополнительной прибыли.
Первый способ - снизить цены на продукт за счет снижения затрат и попытаться привлечь как можно больше чувствительных к цене покупателей. Главное здесь - удержать разницу в цене по сравнению с конкурентами в пределах разницы по издержкам (тогда суммарная прибыль будет возрастать в результате как повышения прибыли от продаж каждой единицы продукта, так и общего роста объема продаж) или, по крайней мере, обеспечить рост суммарной прибыли за счет роста объема продаж, несмотря на то, что прибыль от продажи отдельных единиц продукта может несколько снизиться.
Второй способ - снизив издержки, не снижать цену и сохранить существующую долю рынка; тогда дополнительная прибыль получится за счет повышения прибыли от продажи каждой единицы продукта. Соответственно возрастет суммарная прибыль от реализации и общая доходность компании.
Для достижения преимущества по издержкам суммарные затраты компании во всей цепочке ценности должны быть меньше аналогичного показателя конкурентов. Этого можно достичь двумя путями:
– превзойти конкурентов в эффективности управления внутренней цепочкой ценности и использовании резервов снижения затрат в отдельных ее звеньях;
– реорганизовать цепочку ценности компании, исключив самые затратные звенья.
Уровень издержек в каждом звене цепочки ценности зависит от многих факторов:
1. Масштаб производства. Эффект масштаба производства может влиять на любое звено цепочки ценности. Экономия на масштабе происходит тогда, когда с ростом объема деятельности сокращаются издержки на нее или когда можно распределить затраты (например, на НИОКР или рекламу) на больший объем реализуемой продукции. Эффективное управление видами деятельности, в которых используется эффект масштаба, - один из главных резервов сокращения издержек компании. Например, экономии в производстве можно достичь за счет сокращения ассортимента товаров, увеличения партий товаров, сокращения количества модификаций товара, унификации узлов и деталей.
2. Обучаемость и накопление опыта. Затраты на бизнес со временем снижаются за счет накопления опыта и повышения профессионализма. Сокращение издержек за счет обучаемости и накопления опыта - результат более глубоких процессов, нежели просто повышение квалификации работников и освоение новой технологии. Эта экономия обеспечивается также ростом объема выпускаемой продукции, повышением эффективности и совершенствованием организации труда, созданием более технологичных модификаций продукции, заменой оборудования, совершенствованием конструкции узлов и комплектующих, позволяющим сократить время сборки.
3. Приобретение ключевых ресурсов (сырья, материалов, запасов и пр.). Например, возможна экономия на крупномасштабных закупках.
4. Связь с другими звеньями цепочки ценности компании. Когда издержки в одном звене цепочки ценности зависят от эффективности в других звеньях, можно сократить суммарные издержки, улучшив координацию взаимозависимых видов деятельности. Например, если расходы на контроль качества продукции или управление запасами зависят от эффективности поставщиков, можно сократить издержки за счет сотрудничества с последними в проектировании комплектующих, контроле качества запасов, организации поставок точно в срок и закупки материалов большими партиями.
5. Совместное использование оборудования и ресурсов. Различные подразделения компании могут совместно пользоваться системой обработки заказов, системой выписывания счетов, услугами одного отдела обслуживания или технической поддержки, общими складскими площадями и каналами распространения. Распределение издержек на несколько видов деятельности обеспечивает экономию на масштабе, сокращает время создания новой технологии, увеличивает загрузку производственных мощностей.