Конфликты и методы их разрешения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является раскрытие понятия конфликта, причины его возникновения и применение методов разрешения конфликтных ситуаций.

Достижение цели обусловлено следующими задачами:

- дать определение понятия конфликта, выявить его типы, структуру и стадии

- выявить причины возникновения конфликтов, а также рассмотреть методы их разрешения

- провести исследование конфликта на примере предприятия и разработать рекомендации по разрешению конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………… 2

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения……………….……………………………….……………………… 5

1.1 Определение понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта………………………………………………………………………… 5

1.2 Причины конфликтов………………………………….…………………….. 9

1.3 Методы разрешения конфликтов………………………………………….. 11

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на примере ООО «ЛИСТОК»…… 21

2.1 Краткая характеристика предприятия……………………..…………….. 21

2.2 Анализ и оценка психологического климата

в коллективе организации………………………….….……………………….. 23

2.3 Анализ причин и характера конфликта………………..………………… 29

Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»……………..………………… 34

Заключение………………………………………..…….………………………. 39

Список использованной литературы…………….…………………………… 41

Работа содержит 1 файл

конфликты передел.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     В 2007 году на ООО «ЛИСТОК» освободилось места секретаря, который ушел в декретный отпуск. Появилась должность менеджера. Предприятие реорганизовалось в две части: отдел рекламы и отдел компьютерной верстки. В отдел компьютерной верстки были набраны новые специалисты: второй мастер по компьютерной верстке, графический дизайнер и начальник отдела. При этом менеджер всей организации и начальник отдела выполняли почти тождественные обязанности и часто пересекались, проявляя недовольство при вмешательстве в их деятельность и процесс принятия решений.

     Психологическая среда, устоявшаяся на протяжении предыдущих четырех лет, начала ломаться и усложнятся. Возникла угроза нарушения целостности группы, сработанности и сплоченности коллектива.

     Особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации - насущная задача каждого кадровика.

     В 2008 году ООО «ЛИСТОК» вышло на региональный уровень деятельности. К числу работников прибавилось еще несколько специалистов: второй рекламный агент, региональный представитель издания, корректор, два водителя и технический работник.

     Директор  и редактор организации пришли к  выводу, что лучше на предлагаемые вакансии принимать молодых девушек, тем самым заложив основы дискриминации на предприятии по половому и возрастному признакам.

     Если  проследить развитие ООО «ЛИСТОК» от момента его возникновения и  до дня исследования, то мы можем  заметить явные изменения не только в составе, структуре, целях, результатах дельности, но и в атмосфере, психологической среде организации, перемене умозрений, тенденций и настроений, динамике взаимных контактов.

     Изначально  предприятие планировалось, как  партнерская организация директора и редактора. При этом директор финансировал мероприятие и разрабатывал бизнес-план, то есть занимался экономической стороной общего дела, а редактор создавал имидж издания, основываясь на своем филологическом и журналистском опыте. Взаимовыгодное сотрудничество оказалось перспективным благодаря усиленной работе и психологической совместимости обоих партнеров.

     Директор  отличался флегматическим, волевым  характером. Он стойко переносил многочасовую ненормированную работу, осваивал незнакомые ему ранее сферы деятельности. Природный педантизм и эктравертивность способствовали тщательному ведению финансовых дел, а значит и экономической эффективности работы предприятия, налаживанию стабильных деловых отношений с редактором, клиентами и предоставителями услуг. Его целью было расширение издания, его рентабельность, чего он и достиг. При этом он старался максимально придерживаться своих моральных ценностей, не противоречить им.

     Редактор, обладая схожими чертами характерами, а также большим творческим потенциалом и креативным подходом к обязанности гармонично дополнил его. Сумел создать имидж для газеты, сделать ее читаемой и популярной в городе и регионе.

     Безусловно, в их отношениях случались некоторые  разногласия, но они не обострялись  до такой степени, чтобы привести к конфликту. Т.е. психологическая совместимость была нормальной и не мешала работе коллектива.

     Через четыре года встал вопрос об расширении штата. Партнеры единогласно пришли в мнению, что требования к кандидатом должны быть высокими, и нельзя доверять их любимое дело людям «с улицы».

     Претенденты должны были иметь хотя бы среднее  специальное образование, высокие  моральные ценности, адекватные поведенческие  нормы, отсутствие вредных привычек, коммуникабельность, трудолюбие и покладистость.

     Их  выбор падал в первую очередь на молодых людей, женского и мужского пола, проявляющих на первый взгляд все эти качества. Проводилось тестирование участников на профессиональные знания и навыки. Изначально оно мобилизовало претендентов, но заставляло их чувствовать неловкость и напряженность.

     Некоторые из них, как первый рекламный агент  или уволившийся журналист не могли преодолеть его и в дальнейшем. В то время, как, первый мастер по компьютерной верстке, второй журналист и первый секретарь быстро освоились, приспособились к требованиям администрации и плодотворно трудились.

     Администрация в свою очередь старалась создать  хорошие условия труда, обеспечить материально-техническую базу, достойную  заработную плату и социальные гарантии для своих сотрудников.

     Но  вместе с тем, постепенно завышали требования к ним, заставляли выполнять сверхурочную работу. Директор и редактор единодушно полагали, что их мотивация и интересы, должны совпадать с мотивациями и интересами других работников. Забывая, при том, что они никак не могут совпадать.

     Периодически  нарастали предконфликтные ситуации даже между этими подчиненными а  администрацией. Но они быстро исчерпывались, так как директор благоразумно находил  мирное решение наметившихся проблем. Он чутко следил за сотрудниками, их потребностями и желаниями, стараясь максимально их удовлетворить, но иногда и умышленно их игнорировал, считая неуместными или нереалистическими.

     В 2008 году относительно устоявшиеся взаимоотношения  вновь деформировались.

     Директор  переложил большую часть обязанностей на менеджера ООО «ЛИСТОК». Сам же начал проявлять больше нетерпимости к старым и новым сотрудникам. Временные финансовые и юридические осложнения и приход еще шести новых работников только усугубили этот процесс. Наметилась гендерная и возрастная дискриминации.

     Появилась тенденция кулуарного обсуждения проблем  между директором и редактором без  привлечения менеджера и начальника отдела компьютерных заданий. И наметились противоречия в потребностях сотрудников  издания, возросли разногласия и  скрытое недовольство многих работников. В конце 2008 года наметилось зарождение конфликта. 

2.3 Анализ причин и характера конфликта

     На  начало 2009 года в организации ООО «ЛИСТОК» наметилась конфликтная ситуация, вернее даже несколько.

     Предконфликтный период имел место еще в начале 2008 года.

     Секретарь, заступивший на должность в 2007 году стала допускать больше ошибок и  несобранности в работе, чаще брать  больничные листы. Замешать ее приходилось  рекламным агентам, что также  мешало им нормально выполнять свои обязанности. Клиенты, чьи объявления или рекламные формы выходили не в срок и с допущенными неточностями проявляли недовольство. Издание начало нести убытки.

     В компьютерном отделе в следствии  неслаженной работы амбициозного начальника отдела и подчиненных, в особенности, графического дизайнера, также случались сбои в работе. Начальник отдела упрекала графического дизайнера в несобранности, медлительности. Также ее не устраивала чрезмерная религиозность дизайнера и ее вероисповедание.

     Дизайнер  в свою очередь вел агитационные речи среди остальных работников, чем раздражала и отвлекала их от выполнения поставленных обязанностей.

     Менеджер  и начальник отдела компьютерной верстки постоянно обращались к  директору с просьбой четко разграничить их обязанности, сферу влияния и ответственности.

     Наметился ряд неудач, финансового и правого  характера. Директор стал часто отсутствовать  в командировках. Редактор пыталась заместить его, осваивая незнакомые ей работы, устанавливая заново, уже  налаженные и контакты.

     У второго рекламного агента, как и секретаря наметились нервные срывы, переходящие иногда в плач или неадекватное нервное поведение. Остальные работники пытались сохранять спокойствие и режим работы.

     Поводом для начала конфликта в организации  ООО «ЛИСТОК» стал следующий инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась на здоровье).

     Таким образом, мы видим зарождение межличностного конфликта, причиной которого стала  потребность секретаря в адекватном отдыхе и нормальных условиях труда. Это пример столкновения потребностей, внутренних неантогонистических противоречий, важный для конкретного работника, приводящий к реальному конфликту.

     Объективными  элементами конфликта выступают  злоупотребления администрацией свободным  временем работника, а субъективными  – слабость его нервной системы, подверженность стрессам, быстрая утомляемость и высокая потребность в отдыхе.

     Основными участниками стали директор организации, его подчиненный – секретарь (инициатор) и заказчик, выступивший  организатором. Остальные специалисты, присутствовавшие при этом происшествии стали косвенными его участниками, третей стороной.

     Данный  конфликт может иметь в перспективе  как конструктивные, так и деструктивные  последствия.

     Первым  деструктивным последствием стало  разрастание конфликта и образование  нового – межгруппового.

     Рекламные агенты и менеджер (пособники первой стороны) примкнули к требованиям секретаря, поддержав ее в столкновении. На строну администрации же встали начальник компьютерного отдела и редактор (пособники второй стороны). Мастера по компьютерной верстке, как и графический дизайнер, журналист и остальные работники предпочти удерживать нейтралитет (посредники). При этом у оппонентов не вполне соответствует ранг.

     Причинами разрастания конфликтов стали объективные  и субъективные противоречия, вызванные  непродуманной политикой администрации по отношению к распределению обязанностей в системе управления, личностные качества участников.

     Цель  первой стороны является улучшении  условий труда и распределения  обязанностей, а целью второй стороны  сохранение сложившихся порядков и  угнетение оппозиционных настроений, поддержание нормальной работы и существования организации.

     Динамика  конфликта стремительная. Его эскалация  происходит быстро и не прогнозировано. При этом открываются в большей  мере его деструктивные функции  на межгрупповом и личностном уровне.

     Директор  и редактор угрожают несогласным  работникам штрафными санкциями  вплоть до увольнения. При этом они  не готовы пойти на такой решительный  шаг, нежелание потерять компетентных сотрудников и подвергнуть опасности все предприятие еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Секретарь обращается к юристу, обнародует конфликт.

     Между двумя группами структурных подразделений  устанавливается «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Нейтральные участники пытаются наладить контакт между сторонами конфликта, но на данном этапе это ни к чему не приводит. У самых незащищенных, как секретарь, второй мастер по компьютерной верстке, второй рекламный агент развиваются тревожность, пессимум, неуверенность в собственных силах и мысли об увольнении по собственному желанию.

     Но  нужно отметить и положительную  функцию конфликта – информационную. Теперь администрация обратила внимание на проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»

     В первую очередь обязанность исследовать  конфликт ложиться на менеджера и  администрацию. На системной основе, объединив разные методы, она должна определить причины, функции, динамику конфликту, а затем разработать  меры по его разрешению.

     Благодаря эмпирическому и ситуативному подходу  путем наблюдения, опросов и анализирую результаты деятельности организации  на период конфликта менеджер подбирает  классификацию конфликта и составляет приблизительный прогноз.

Информация о работе Конфликты и методы их разрешения в организации