Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в теоретическом и практическом изучении управления конфликтными ситуациями в коллективе и выдвижении рекомендаций по их предупреждению и разрешению. При поставленной цели выделим задачи:
Изучить сущность и причины возникновения конфликтов в организации, а также их виды;
Проанализировать, какую тактику целесообразнее выбрать в решении того или иного конфликта;
Изучить, как происходит разрешение конфликтной ситуации в ООО «Софтек»;
На основе изученных вопросов рекомендовать пути совершенствования управления конфликтами в исследуемом предприятии.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта как инструмента развития организации
1.1. Понятие и виды конфликтов
1.2. Функции конфликтов и их последствия в организации
1.3. Современные представления о роли конфликта в развитии организации. Способы их предотвращения и разрешения
Глава 2. Анализ процесса управления конфликтами в ООО «Софтек»
2.1. Общая характеристика ООО «Софтек»
2.2. Анализ конфликтной ситуации в ООО «Софтек»
2.3. Оценка конфликтной ситуации с точки зрения возможностей развития организации в ООО «Софтек»
Глава 3. Рекомендации по использованию конфликтов в качестве инструмента развития организации
Заключение
Список используемой литературы
Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем:
Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений[11]. Одна из форм осуществления инновации — конфликт.
Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С его помощью руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.
В литературе сложилось два направления в оценке последствий конфликтов и их роли в развитии организации: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое)[12].
Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо, рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:
- дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
- отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
- неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
- нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
- ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
- отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
В противоположность функционалистам сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:
- инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
- артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;
- мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
- формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
- стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
- побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;
- развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
- разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
- преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника. В результате этого возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
- вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем. Это способствует личностному развитию сотрудников и служит решению целей организации;
- выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;
- выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
- усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора — это нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и забываются.
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.
Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального морально-психологического климата», что на деле означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений. Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации. Улаживать конфликты приходилось и руководителям. Тот или иной исход вмешательства зависел от личного опыта и интуиции руководителя.
В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции по управлению конфликтами и стрессами. Так, подсистема трудовых отношений предусматривает выполнение таких функций, как анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-психологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами. Подсистема социального развития включает функцию управления социальными конфликтами и стрессами.
Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданными подразделе-ниями. Во многих крупных и средних организациях эти функции, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.
В заключение первой главы следует сделать вывод о том, что конфликт — борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Это определение считается классическим[13]. Широко применяется и другое определение конфликта, данное отечественными авторами Ф.М. Бородкиным и Н.М. Коряк: конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.[14]
Межличностные конфликты в организациях положительно влияют на эффективность совместной деятельности почти в три раза чаще, чем отрицательно. Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные на
строения, социальные установки. Обнажая противоречие,
конфликт актуализирует гуманистические ценности. Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива. Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей.
Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может уладить взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.
ООО «Софтек» - производитель мягкой мебели, работает на Нижегородском мебельном рынке с начала 1996 года. Имеет в своем составе высококвалифицированный персонал и современное оборудование. За период работы специалистами фирмы созданы оригинальные модели мягкой мебели.
Гарантией качества изделий фирмы «Софтек» являются использование высококачественных импортных материалов и комплектующих, передовых технологий, мастерство и квалификация персонала, ответственность и добросовестность работников.
Все изделия фирмы сертифицированы, прошли экологический контроль. Фирма «Софтек» - постоянный участник самых крупных и престижных мебельных выставок в России, выставлялась за рубежом.
Широкий выбор цветовой гаммы самых современных материалов и кожи, внимательное отношение к каждому покупателю позволяет любому найти мягкую мебель для себя, своего жилища, сделав его уютным.
Фирма имеет устойчивое финансовое положение, пользуется большим авторитетом у поставщиков, имеет широкую сеть дилеров, свои секции продаж в Нижнем Новгороде: торговые комплексы «Мебель Алькова», «Мебель Плюс», «Диваны … диваны», «Шатура-мебель» и др., в Москве: торговый комплекс «Три кита», «Гранд» и др., в Санкт-Петербурге: торговые комплексы «Мебель-сити», «Аквилон», «Сампсониевский», «Лэзертач» и др., а также в крупных промышленных регионах Российской Федерации.
Далее необходимо отметить, что персонал ООО «Софтек» - это ключевой ресурс компании. Ответственность, качество работы и надежность - главные приоритеты персонала компании.
Согласно штатному расписанию в ООО «Софтек» работает 47 человек, а структура управления состоит из следующих отделов:
- склад (6 чел.);
- отдел сертификации (3 чел.);
- учетно-операционный отдел (5 чел.);
- отдел материально- технического снабжения (3 чел.);
- отдел технического контроля (3 чел.);
- бухгалтерия (4 чел.);
- отдел маркетинга (2 чел.);
- группа логистики (4 чел.);
- группа планирования и маркетинга (5 чел.);
- отдел продаж (3 чел.);
- служба по работе с персоналом (3 чел.);
- IT-служба (2 чел.).
Организационная структура управления представлена в приложении 1 к работе. Высшим органом управления ООО «Софтек» является общее собрание участников общества, которое может быть очередным или внеочередным.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором, который подчиняется непосредственно общему собранию участников общества.
Директор избирается на 2 года с правом переизбрания.
К основным обязанностям директора относятся следующие:
- осуществляет оперативное руководство работой ООО «Софтек», в соответствии с общим решением участников общества и законодательством;
- без доверенности действует от имени ООО «Софтек», в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности на право представительства от имени ООО «Софтек»;
- издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- утверждает ежегодную смету, штатное расписание и должностные оклады сотрудников, показатели, размеры и сроки их премирования;
- предоставляет на утверждение общего собрания годовой отчет и баланс;
- принимает решение о командировках, включая заграничные, деловые поездки;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом или уставом ООО «Софтек» к компетенции общего собрания участников общества;
- самостоятельно определяет компетенцию своих заместителей и сотрудников.
Усилия коллектива ООО «Софтек» направлены на достижение следующих поставленных целей: