Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:25, курсовая работа
Теоретическую и методологическую основу работы составила периодическая и специальная учебная литература по данной теме, также были использованы данные отдела кадров, отдела труда и зарплаты УКСП «совхоз им.И.А.Поливко»
При выполнении работы были использованы методы сравнительного анализа, синтеза, метод систематизации и обобщения, метод индукции и дедукции, логический метод, а также мн.др.
Введение 5
1. Сущность и составляющие коммуникативной культуры руководителя 7
1.1. Влияние коммуникативной культуры руководителя на результативность работы организации 7
1.2. Обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя 11
2. Анализ и оценка коммуникативной культуры руководителя на УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» 14
2.1. Характеристика организации и перспективы ее развития 14
2.2. Анализ соответствия качеств и поведения руководителя особенностям управленческой деятельности на УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» 20
2.3. Оценка коммуникативной культуры руководителя на УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» 24
3. Разработка рекомендаций по развитию коммуникативной культуры руководителя в УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» 28
3.1. Разработка механизма обеспечения соответствия качеств и поведения руководителя в управленческой деятельности 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Источник: собственная разработка на основе таблицы 2.3
Таким образом, прибыль на одного работника снизилась на -7,05 млн.руб. в основном за счет снижения рентабельности продаж. Такие факторы как уровень товарности и годовая выработка работника оказали положительное влияние на изменение прибыли на одного работника.
Далее представляется целесообразным проанализировать соответствие качеств и поведения руководителей особенностям управленческой деятельности в организации.
На УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» в целом сложилась благоприятная рабочая атмосфера.
Коллектив, который «разбит» на подгруппы по сфере своей деятельности в целом сплоченный и дружный.
Непосредственный руководитель Предприятия характеризуется смешанным стилем управления в своей деятельности, что является свидетельством хорошей динамики развития его как руководителя и непосредственного лидера.
В отношениях с подчиненными в основном используется ровный, деловой стиль общения. Немного ситуация меняется в отношении непосредственных починенных - заместителей и начальников отделов и бригад. Поскольку с них ответственность больше, к ним предъявляются соответственно и требования повыше.
Однако, в целом можно отметить соответствие поведения руководства своим должностям.
Говоря об оценке коммуникативной культуры руководителя на УКСП «совхоз им.И.А.Поливко», следует учитывать отечественный и зарубежный опыт.
В своей деятельности руководитель УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» склонен и считает нормальным передачу партнерам до полного объема некоторых своих стандартных управленческих задач [8, c. 57].
Такая его политика вполне верна, о чем говорит эффективность выполнения таких решений.
Наиболее быстро продвигаются по служебной лестнице лидеры с высокими показателями артикулированности и активности, упорно работающие и ответственные, независимые и самодостаточные.
Данные черты характера присуще рассматриваемому в данной работе руководителю УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» - Маличу Александру Сергеевичу.
Малич А.С. пришел работать в организацию в 2009 г. Если обратиться к его биографии, то можно заметить, что в школе и в училище он был старостой группы, занимался активной общественной деятельность, был исполнительным.
Личностными чертами, позволяющими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной лестнице, оказались ориентация на успех и готовность принимать решения, внутренние нормативы, устойчивость к стрессу и толерантность к неопределенности, шкала интересов.
Такие черты характера как высокая работоспособность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, активность, доминирование над подчиненными, вместе с тем не подавление их личной инициативы присуще Малич А.С.
Такое личное качество как стрессоустойчивость особенно важно для начальника отдела продаж, т.к. постоянно приходиться иметь дело с людьми и часто меняющими планами вышестоящего руководства, необходимость координации материальных и человеческих ресурсов.
В данном контексте также важно степень коммуникабельность, способность находить «язык», данное качество сильно развито в Малич А.С. Среди его подчиненных довольно редко возникают какие-либо конфликты.
Стоит отметить, что высокая активность, работоспособность, целеустремленность остаются важнейшими личностными качествами руководителя среднего звана, даже в случае, когда эти черты «переходят» норму и являются акцентуированными.
Ввиду того, что ярко выраженных, чистый типов темпераментов практически не встречаются, Малич А.С., то его можно отнести к руководителю холерику-сангвинику. Для него характерны черты управления двух этих типов темперамента. Среди черт холерика для него присущи – доминирование среди сотрудников, стремление выделиться, вспыльчивость, эмоциональность, импульсивность.
Вместе с тем, для Малич А.С. характеры установление дистанции с высококвалифицированным сотрудником, которому он не будет давать дополнительным указаний, если уверен, что сотрудник и без его помощи в состоянии справиться с возникшей проблемой.
Как уже отмечалось выше, Малич А.С. жизнерадостен, оптимистичен, стремиться к креативным решениям уже решенных ранее вопросов. Его устраивает динамичная среда работы, постоянно меняющиеся условия труда. Как истинный холерик он принимает управленческие решения с учетом человеческого фактора, эмоций и существующих отношений между ним и подчиненными.
Малич А.С. обладает ситуативным стилем управления, который является особенно эффективным в рыночных условиях хозяйствования. Должность руководителя предполагает постоянные изменения.
Каждый раз, приступая к работе руководитель обдумывает все сильные и слабые стороны проекта, должен предусмотреть форс-мажорные обстоятельства, что особенно удачно получается у холериков.
Для определения психологического типа руководителя Малич А.С. была применена методика Д.Кейрси.
Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E (Extravertion) & I (Intraversion) - экстраверсия-интроверсия,
S (Sensation) & N (iNtuition) - реализм-интуиция,
T (Thinking) & F (Feeling) - логичность-эмоциональность,
J (Judging) & P (Perceiving) - рассудительность-
Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий; главная черта - стремление к свободе) определяется сочетанием SP:
ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.
ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.
ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, поиск выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.
ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.
Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей; главная черта - чувство ответственности) определяется сочетанием SJ:
ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
ISFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жизни - долг, план, порядок, иерархия.
ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.
Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон; главная черта - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению) определяется сочетанием NF:
ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.
Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей; главная черта - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству) определяется сочетанием NT:
ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.
По классификации Д. Керси Малич А.С. относится к типу ESFP, которому присуще общительность, оптимизм, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.
Данные качества за исключением «поддавание соблазну» позволяют достигать высоких показателей работы и при этом не портить отношению с коллективом.
При этом вышеозначенное качество дает возможность Малич А.С. использовать новые возможности, которые возникают в процессе работы, решение проблем «необычным» способом, постановка целей выше возможных в текущий момент времени, использование новых методов в работе.
По классификации по К. Левину стиль, применяемый Малич А.С. в организации находиться на границе либеральный-авторитарный, что вполне оправдано темпераментом руководителя отдела продаж.
С одной стороны он многие свои полномочия делегирует подчиненным, со второй стороны он не дает им полной свободы действия, «последние слово» остается за ним.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой коммуникативной культуре руководства УКСП «совхоз им.И.А.Поливко». Однако совершенству нет предела, и можно предложить определенные методы улучшения коммуникативной среды в целом в организации.
Для более успешной деятельности руководителя УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» в сфере управления было принято решение скорректировать сам алгоритм принятия решения и его «претворения» в жизнь.
И так, в процессе разработки управленческих решений в условиях определенности рассматривается общая схема, алгоритм разработки управленческих решений.
Это та основа, на которой могут и должны быть рассмотрены процессы принятия решений в ситуациях, более приближенных к реальным.
И если использование в управленческой практике даже отдельных методов и инструментов принятия решений может дать значительный результат, то еще более значимым является применение целостной схемы разработки управленческих решений.
Таким образом, изучение процесса разработки управленческих решений в условиях определенности важно с ряда точек зрения:
- С теоретической точки зрения – поскольку решения в условиях определенности представляют собой важный частный случай решений в условиях неопределенности.
- С методической точки зрения – поскольку для эффективного применения более сложных инструментов необходимо, прежде всего, хорошее освоение сравнительно простых.
- С практической точки зрения – поскольку применение даже сравнительно простых инструментов, а тем более целостной схемы разработки решений, позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности.
Все это требует рассмотрения общей схемы разработки управленческих решений. Такая схема включает в первую очередь выделение основных этапов (фаз) разработки и рассмотрение их содержания и взаимосвязей.
Выделяют три этапа (фазы) разработки управленческих решений. Это подготовка, принятие и реализация решения.
Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов существенно различается. Учитывая, что рассматриваемый алгоритм является базовым, число таких шагов должно быть максимально возможным, а сам алгоритм не только логически последовательным, но и достаточно детальным [6, c. 91].
Этап подготовки решений руководителя УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» должен включать следующие шаги:
1. Формирование команды для подготовки решения;
2. Диагностика ситуации;
3. Разработка и обоснование системы целей;
4. Определение проблемы;
5. Анализ проблемы;
6. Формулировка критериев и ограничений;
7. Выдвижение альтернатив;
8. Анализ альтернатив;
9. Оценка альтернатив и последствий.
Этап принятия решений руководителем УКСП «совхоз им.И.А.Поливко» должен содержать следующие шаги: