Коммуникации в управлении

Автор: Ирина Долгова, 06 Декабря 2010 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению эффективности коммуникационных процессов в управлении.

Задачами курсовой работы являются:

•Изучить основные подходы к определениям понятий: «коммуникации», «коммуникационные сети», «коммуникационные стили», «невербальные коммуникации» и др.
•Определить сущность коммуникационных процессов;
•Проведя анкетирование, дать анализ коммуникациям конкретной организации;
•На основе данных анкетирования дать рекомендации изучаемой организации.
Объектом исследования является – Филиал федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».

Проблемой исследования является выявление недостатков коммуникационных процессов Филиала федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».

Содержание

Введение

1. Теоретические и методические подходы к изучению коммуникаций в управлении

1. 1 Общее понятие коммуникаций в управлении…………………………..6-7

1. 2 Сущность процесса коммуникации……………………………………7-10

1. 3 Понятие коммуникационных сетей…………………………………..10-12

1. 4 Понятие коммуникационных стилей…………………………………12-14

1. 5 Понятие невербальных коммуникаций…………………...………….14-15

2. Анализ коммуникаций в управлении на примере филиала федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»

2.1 Характеристика деятельности в филиале федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………………………………………………………16-19

2. 2 Организационная структура ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………………………………………19-20

2. 3 Анализ данных, полученных в ходе анкетного опроса в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………..21-23

3. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в управлении на примере ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»

3. 1 Рекомендации по развитию информационной системы организации………………………………………………………………………..24-25

3. 2 Рекомендации по развитию коммуникационных процессов………25-26

3. 3 Рекомендации по улучшению социально-психологического климата и повышению уровня сплочённости……………………………………………….26-27

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Коммуникации в управлении.doc

— 271.50 Кб (Скачать)
 

      В ходе анкетного опроса выяснилось, организации необходимо развивать коммуникационные процессы, в частности, по восходящей. То есть, от подчинённых к руководителю. 20% опрашиваемых сказали, что руководитель недоверчиво относится к различным нововведениям со стороны подчинённых. Если коммуникации по восходящей будут иметь высокий уровень, то руководитель сможет узнавать о текущих или назреваемых проблемах и предлагать варианты исправления положения дел.

      Для развития коммуникаций можно создать  группы, которые регулярно, обычно 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчётов, предложений и объяснительных записок. Всё это позволит повысить эффективность работы, вовремя узнавать информацию о предстоящих проблемах, достижениях, предложениях, что способствует повышению удовлетворённости сотрудников своей работой. Руководитель, в свою очередь, должен научиться оценивать качественно и количественно стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации.

      Ещё можно сделать специальный ящик, куда сотрудники анонимно будут подавать свои предложения, развернуть частную телефонную сеть.

      Выпуск  видеозаписей и издание бюллетеней также способствует повышению уровня коммуникационных процессов. Данные видеозаписи и бюллетени будут содержать всю необходимую информацию для всех работников, в том числе, статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового вида продукции и услуг. 

  • Рекомендации  по улучшению социально-психологического климата и повышению уровня сплочённости 
  •       Улучшение социально-психологического климата  и повышение уровня сплочённости непременно повысит и уровень  развития коммуникаций.

          Обмен письменной информации имеет преобладающее  значение в любой организации. Компьютер  также является непосредственным средством коммуникации. При этом разговоры имеют имеют огромное значение в межличностном обмене информацией. Умение слушать, сочувствовать, проявлять внимание, уважение к своему собеседнику повышает уровень социально-психологического климата и сотрудничества.

          Во  время общения просто необходимо:

    1. не прерывать собеседника;
    2. действовать заинтересованно;
    3. устранить раздражающие моменты (перекладывание бумаг, постукивание по столу);
    4. не допускать споров и критики;
    5. задавать вопросы (это подбадривает и показывает, что вы слушаете);
    6. следите за выражением своего лица, жестами, позой и интонацией.

          Занимаясь текущими производственными вопросами  или проведением деловых переговоров  с клиентами, менеджерами, между  собой приходится иметь дело с  людьми, эффективное взаимодействие с которыми напрямую от того, насколько верно и психологически грамотно выстроена система вербальных и невербальных коммуникаций. Невербальное общение (с помощью мимики, жестов и межличностного пространства) представляет особый интерес, поскольку бессознательно по своей природе и практически неконтролируемо, а значит должно стать предметом вашего особого внимания.

          Ведь  ежедневно мы пользуемся десятками  жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчёт, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.

          В ходе специальных исследований было установлено, что передача информации происходит за счёт: вербальных средств (только слов) всего на 7%; звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звук) на 38%; невербальных средств на 55%. [Попова Ж. Г. с. 125] 
     
     
     
     

      Заключение

          Данная  курсовая работа посвящена анализу коммуникаций в управлении ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».

          Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению уровня развития коммуникационных процессов организации. Для этого был проведён анкетный опрос, выявлены проблемы и даны рекомендации.

          Они заключаются в следующем. Для  повышения уровня коммуникационных процессов организации необходимо:

    • внедрить внешние источники информации;
    • оборудовать рабочее место каждого сотрудника персональным компьютером;
    • развивать коммуникации по восходящей (то есть отподчинённых к руководителю);
    • повышать уровень сотрудничества и улучшать социально-психологический климат в организации.

          В ходе написания курсовой работы были решены следующие задачи:

    • были изучены основные подходы к определениям понятий: «коммуникации», «коммуникационные сети», «коммуникационные стили», «невербальные коммуникации» и др.
    • определили сущность коммуникационных процессов;
    • было проведено анкетирование, дан анализ коммуникациям конкретной организации;
    • на основе данных анкетирования были даны рекомендации изучаемой организации.

          Объектом  исследования являлся – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».

          Проблемой исследования являлось выявление недостатков  коммуникационных процессов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в  Пензенской области».

          В первом разделе данной курсовой работы были разработаны теоретические и методические подходы к изучению коммуникаций предприятия, а конкретно, рассмотрены  общее понятие коммуникационных процессов, их сущность, понятие коммуникационных стилей, коммуникационных сетей, невербальных коммуникаций.

          Во  втором разделе я проводила анализ коммуникационных процессов ФГУЗ

    «Центр  гигиены и эпидемиологии в  Пензенской области», характеризовала деятельность исследуемой организации, анализировала данные проведённого анкетного опроса, выявляла проблемы.

          В третьем разделе данной курсовой работы выявляются рекомендации по улучшению состояния коммуникаций в управлении и решаются выявленные проблемы в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».

          Итак, управление в организации осуществляется через людей. Инструментом управления является прежде всего информация, которая передаётся от руководителей к подчинённым, от подчинённых к руководителям, между отделами. Если руководитель будет уделять достаточное внимание развитию коммуникаций это приведёт:

    1. к более эффективному обмену информацией;
    2. повышению уровня сплочённости;
    3. улучшению социально-психологического климата;
    4. достижению всех поставленных целей.

    Литература

    1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004.
    2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.
    3. Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник, С. Н. Соколов, Ф. Е. Удалов, В. В. Бондаренко - 2-изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2004.
    4. Григорян А. В. Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка//Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №5. - с. 75-82.
    5. Мазен С. В., Попов Е. В. Оценка информационных потоков// Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №5. - с. 118-123.
    6. Попова Ж. Г. Общение без слов: межнациональные особенности невербального общения//Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №4. - с.125-129.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          ПРИЛОЖЕНИЯ

           Приложение 

          Приложение 2.

    Внешняя коммуникационная сеть

     

    Рис 2. Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации    [с. 385] 
     
     
     

          Приложение 3.

          Группа  из трёх человек

              «Колесо»                           «Всеканальная»                   «Вертушка» 

          Группа  из четырёх человек

          

           «Колесо»                               «Цепочка»                    «Всеканальная»  

          Группа  из пяти человек

          

                «Колесо»                                 «Y»                            «Кружок» 

     
     
     
     
     
     

        «Всеканальная»                       «Цепочка Х»                      «Альфа»

          

           Рис 3. Образцы коммуникационных

          сетей в группах [с. 386]

         «Цепочка»

                      

                    

          Приложение 4. 

          

     
     

         Рис 4. Коммуникационные стили [с. 388] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 5. 

    Основные  типы невербальной коммуникации Примеры
    Движения  тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы
    Личные  физические качества Строение  тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура
    Речь Качества  голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание  и т. п.
    Использование среды Способ  использования и  ощущения внешнего окружения, манеры помещения  себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории
    Физическая  среда Дизайн  помещения, мебели и  других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещение, шум
    Время Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать  себя, культура времени, соотношение времени и статуса
     

    Рис 5. Невербальная коммуникация [с. 390]  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 6.

        «Анкета о изучении коммуникаций в организации» на примере Филиала  федерального государственного учреждения здравоохранения  «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенс кой области».

        Просим  Вас принять участие в анкетировании  по изучению эффективности информационного обеспечения системы маркетинговых решений в организации. Данное анкетирование проводится с целью улучшения состояния коммуникационных процессов в вашей организации. Пожалуйста, будьте внимательны и ответьте на предложенные ниже вопросы.

        Заранее благодарим Вас за содействие в работе!

        Порядок заполнения

        1. Внимательно прочитайте вопросы  анкеты и возможные ответы  на них.

        2. Порядковый номер ответа обведите кружком.

      3. Если  ни один из вариантов ответов  вам не подходит, то впишите  свой вариант ответа. 

          1. Ваш пол?

          а) мужской;

          б) женский.

          2. Ваше образование?

          а) среднее;

          б) средне-специальное;

          в) высшее.

          3. Ваш стаж?

          а) от 1-10 лет;

          б) от 11-20 лет;

          в) от 21-30 лет;

          г) от 31 года и выше.

          4. Ваш стаж в данной должности?

          а) от 1-10 лет;

          б) от 11-20 лет;

          в) от 21-30 лет;

          г) от 31 года и выше

          5. Проводятся ли в вашей организации различного рода совещения, собрания?

    Информация о работе Коммуникации в управлении