Автор: Ирина Долгова, 06 Декабря 2010 в 09:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению эффективности коммуникационных процессов в управлении.
Задачами курсовой работы являются:
•Изучить основные подходы к определениям понятий: «коммуникации», «коммуникационные сети», «коммуникационные стили», «невербальные коммуникации» и др.
•Определить сущность коммуникационных процессов;
•Проведя анкетирование, дать анализ коммуникациям конкретной организации;
•На основе данных анкетирования дать рекомендации изучаемой организации.
Объектом исследования является – Филиал федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».
Проблемой исследования является выявление недостатков коммуникационных процессов Филиала федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».
Введение
1. Теоретические и методические подходы к изучению коммуникаций в управлении
1. 1 Общее понятие коммуникаций в управлении…………………………..6-7
1. 2 Сущность процесса коммуникации……………………………………7-10
1. 3 Понятие коммуникационных сетей…………………………………..10-12
1. 4 Понятие коммуникационных стилей…………………………………12-14
1. 5 Понятие невербальных коммуникаций…………………...………….14-15
2. Анализ коммуникаций в управлении на примере филиала федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
2.1 Характеристика деятельности в филиале федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………………………………………………………16-19
2. 2 Организационная структура ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………………………………………19-20
2. 3 Анализ данных, полученных в ходе анкетного опроса в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………..21-23
3. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в управлении на примере ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»
3. 1 Рекомендации по развитию информационной системы организации………………………………………………………………………..24-25
3. 2 Рекомендации по развитию коммуникационных процессов………25-26
3. 3 Рекомендации по улучшению социально-психологического климата и повышению уровня сплочённости……………………………………………….26-27
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание
Введение
1.
Теоретические и методические
подходы к изучению
1. 1 Общее понятие коммуникаций в управлении…………………………..6-7
1.
2 Сущность процесса
1.
3 Понятие коммуникационных
1.
4 Понятие коммуникационных
1.
5 Понятие невербальных
2.
Анализ коммуникаций в
2.1
Характеристика деятельности в
филиале федерального
2.
2 Организационная структура ФГУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Пензенской
области»…………………………………………………………
2. 3 Анализ данных, полученных в ходе анкетного опроса в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области»……………………………..21-23
3.
Рекомендации по
3.
1 Рекомендации по развитию информационной
системы организации…………………………………………………
3. 2 Рекомендации по развитию коммуникационных процессов………25-26
3.
3 Рекомендации по улучшению социально-психологического
климата и повышению уровня сплочённости………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость по отношению к дисинтеграционому давлению на неё из внешней среды. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Однако решение только проблем структуры не является достаточным. Набор статусов (должностей) и ролей составляет формальную организационную структуру. Однако не они определяют жизненный потенциал организации, а люди, занимающие эти должности или выполняющие эти роли. Сотрудники организации в различной степени проявляют свою индивидуальность в процессе выполнения работы. В результате не только проявляются разные стили в выполнении одной и той же работы, но и проявляются различные образцы отношений между людьми в организации. Со временем такие образцы «типизируются», из них вырастают традиции, определяющие характер и направленность того, как люди взаимодействуют в организации.
Такого рода традиции не могут быть выявлены и рассмотрены только с позиции формальных организационных отношений, закрепляемых в структуре организации. Поэтому, чтобы понять характер неформальных отношений, традиций, культуры, которые окружают структуру организации, необходимо также изучать и динамику системы, то есть процессы, происходящие при взаимодействии людей.
Данная курсовая работа посвящена как раз этим процессам, являющимся наряду со структурой важной составляющей частью любой организации. Понимание данных процессов помогает руководителю обеспечить достижение целей организации, определить роль и место каждого отдельного человека в организации с точки зрения удовлетворения его индивидуальных целей.
[1, с. 378 ]
Данные процессы имеют название коммуникации. Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работниковв организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы. [2, с. 163]
В данной курсовой работе нам предстоит ответить на ряд следующих вопросов:
а также
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению эффективности коммуникационных процессов в управлении.
Задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования является – Филиал федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области».
Проблемой
исследования является выявление недостатков
коммуникационных процессов Филиала
федерального государственного учреждения
здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Пензенской области».
1. Теоретические и методические подходы к изучению коммуникаций в управлении
1. 1 Общее понятие коммуникаций в управлении
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчинённых. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
Коммуникации – это то, в чём мы участвуем ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не всё, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение её целей, требует эффективного обмена иформацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мыли понятными другому лицу. [2, с. 163]
В процессе коммуникации
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передаётся, и то, как это «что» передаётся. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Коммуникация
предъявляет требования к каждому
из участников управленческого
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение мноих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчинёнными, подчинённые друг с другом) в рамках различных событий.
Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределённостью и двусмысленностью. [1, с. 379-380 ]
1. 2 Сущность процесса коммуникации
Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение её как процесса, состоящего из этапов и стадий (см. приложение 1). Значение роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.
Этап отправления включает в себя следующие шаги.
Тот, кто передаёт информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.
Кодирование
- это трансформирование
В результате проведённых исследований формируется послание, содержащее данные с определённым значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.
Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация. Так, например, профессионалы обычно имеют трудности в коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы, понятные только людям их круга (аббревиатура инженеров и чиновников, юридические термины, тексты контрактов и анкет и т. п.). Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значеия не имеют.
Послание
посредством передатчика
Канал выводит послание на приёмник, который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе движения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то приём считается не состоявшимся.
Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Это ещё одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации, которая заключается не только в фиксации получения послания, но в значительной степени в раскодировании этого послания в понятное и притемлимое для получателя значение.
Раскодирование включает восприятие (что получил) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что икак принял). Получить - ещё не означает понять, а понять - это ещё не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет причины для непринятия послания.