Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:32, лекция
Типы организационных структур. Характеристика линейно-функционального (традиционное) построения организации, ее приимущества и недостатки. Сущность линейно-штабнаой структуры управления. Органический тип структур управления. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Понятие и классификация функций управления.
Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, которой придерживается большинство организаций, является ограниченный рост. Для этой стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация, в основном, удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Руководство в общем-то не любит перемен. Если фирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, то, скорее всего, она будет следовать этой стратегии и впредь.
Рост. Стратегия
роста осуществляется путем ежегодного
значительного повышения уровня
краткосрочных и долгосрочных целей
над уровнем показателей
В неустойчивой
отрасли отсутствие роста может
означать банкротство (несостоятельность,
отсутствие средств у должника).
В статичной отрасли отсутствие
роста или неудача
Рост может
быть внутренним или внешним. Внутренний
рост может произойти путем
Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов.
1. Ликвидация.
Наиболее радикальным
2. Отсечение лишнего. Часто фирмы считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности.
3. Сокращение
и переориентация. При застойной
экономике многие фирмы
К стратегии сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Сочетание. Стратегии
сочетания всех альтернатив чаще
всего придерживаются крупные фирмы,
активно действующие в
Древние организации. Крупные организации древности имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации: Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
С течением времени управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации становились все более сильными и устойчивыми. Хорошим примером этого может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, с подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму. Строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом, поскольку связь является важнейшей составляющей успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. Кроме того, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.
Отдельные формы почти всех видов современного управления можно проследить в огромных процветавших организациях древности, однако в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Основные различия древних и современных организаций представлены в табл. 5.
В истории
есть примеры организаций, которые
управлялись также, как и современные
организации. Наиболее ярким примером
является Римская католическая церковь.
Простая структура - папа, кардинал, архиепископ,
епископ и приходский священник, определенная
еще основателями христианства, - успешно
функционирует и в настоящее время и является
более “современной”, чем структура многих
организаций, появившихся только сегодня.
Вероятно, это является одной из существенных
причин того, что Римская католическая
церковь процветает на протяжении многих веков,
в то время как появлялись и исчезали многочисленные
деловые организации и даже целые народы.
Современные военные организации также
во многих отношениях похожи на организации
древнего Рима.
Отсутствие интереса к управлению. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, а не то, как управлять ими.
Даже проявление преимуществ, обусловленное эффективным управлением организацией, почти не вызывало интереса к способам и средствам управления. В начале XIX в. Р.Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти новаторские для своего времени реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия
Современный Гуманитарный Университет действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке (Шотландия), чтобы воочию увидеть “этот замечательный социальный эксперимент”. Несмотря на то, что фабрика была весьма прибыльной, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р.Оуэна, и ни один из них не последовал его примеру. Новый виток развития управления. Сегодня, на пороге XXI в., большое развитие получили так называемые транснациональные (межнациональные) корпорации (ТНК) - фирмы, предприятия которых находятся в разных странах. Они возникают на основе прямых зарубежных инвестиций, т.е. вложений капитала в производство за рубежом, с целью снижения издержек производства, проникновения на новый рынок и т.п. Деятельность ТНК имеет как положительные, так и отрицательные стороны, однако, организуя в своих рамках международное разделение труда, они позволяют использовать абсолютные и сравнительные преимущества разных стран. В связи с этим вопросы организации и управления ТНК ставятся и решаются на качественно новом уровне.
Пути совершенствования
системы управления. Одним из направлений
борьбы с бюрократизацией является
перевод там, где это возможно,
внутриорганизационных
В связи с
этим меняется статус самих подразделений,
которые из административных единиц
превращаются в структуры, наделенные
широкой хозяйственной
Подразделения, выпускающие традиционную конечную продукцию, получают в рамках своего объединения статус центров прибыли, поскольку главная задача, стоящая перед ними, заключается в росте ее текущей величины.
Наконец, подразделения,
осваивающие выпуск принципиально
новой продукции с целью
Новое в типах
организации. В последней четверти
XX в. человечество вступило в новую
стадию своего развития - стадию построения
информационного общества. Зародившееся
еще в 20-е годы в недрах индустриального
общества, оно дало свои первые ростки
в 40-е годы, а в 50-е годы стали
говорить о наступлении информационной
экономики и превращении
Согласно
типологии цивилизаций
С начала 80-х годов в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Уровень “информационности” внеорганизационного окружения определяют следующие факторы:
любой индивид или организованная группа могут в любом месте и в любое время иметь свободный доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой для них информации;
любой индивид или организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед ними проблем;
любой индивид,
организованная группа и общество в
целом имеют необходимые
Прогресс
информатики разрушил замкнутость
организаций и сделал малоэффективными
те из них, которые использовали структуры,
обеспечивающие это качество (механистические,
корпоративные). Одним из важных последствий
этого явилось существенное сближение
производителя с потребителем. А
это, в свою очередь, заставило производителя
еще более оперативно реагировать
на изменения в требованиях
В этих условиях
в конкурентной борьбе мог победить
тот, кто наиболее эффективным образом
приспосабливал свою организацию к
новым требованиям внешнего окружения,
формируемого информационным обществом.
В последнее время в литературе
рассматриваются различные
Эдхократическая организация. Организации, у которых имеются признаки организации будущего, получили в научной литературе название эдхократических (от англ. adhocracy), поскольку они применяются к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн, ключевым в котором является компетентность, которая ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками.
Информация о работе Классификация организаций по типам построения управления