Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:32, лекция
Типы организационных структур. Характеристика линейно-функционального (традиционное) построения организации, ее приимущества и недостатки. Сущность линейно-штабнаой структуры управления. Органический тип структур управления. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Понятие и классификация функций управления.
С целью облегчения
задач координации в
Матричная структура
представляет собой решетчатую организацию,
построенную на принципе двойного подчинения
исполнителей: с одной стороны
– непосредственному
Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности.
В нашей стране программно-целевые, проектные и матричные структуры были особенно эффективны там, где наряду с новыми формами внедрялись и новые экономические взаимоотношения
Рис.25. Варианты
матричной структуры
между подразделениями предприятий, что повышало их заинтересованность в достижении целей программ и проектов. Гибкие оргструктуры “не срабатывают”, если без изменения остаются действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию.
Эта связь
наглядно прослеживается при анализе
использования еще одной
- автономная работа бригады;
- самостоятельное
принятие решений и
- замена жестких связей бюрократического типа гибкими;
- привлечение
для разработки и решения
Этот принцип разрушает традиционное деление производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб на изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.
Переход к
бригадным структурам обычно требует
значительной подготовки. Прежде всего,
это связано с распределением
всего персонала по группам (бригадам),
число членов в которых невелико
(обычно до 10-15 человек). Бригаду возглавляет
освобожденный руководитель, характер
его работы определяется концепцией
бригадной работы, в которой поощряются
взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная
ответственность, ориентация на запросы
потребителей. Поэтому менеджмент носит
характер консультаций и опирается
на групповое решение проблем. При
этом существенно меняются требования
к квалификации работающих: предпочтение
отдается людям с универсальными
знаниями и навыками, так как только
они могут обеспечить взаимозаменяемость
и гибкость при смене выполняемых
группой заданий. В бригадах значительно
расширяются функции труда
Соответственно этому меняются условия оплаты труда, направленные прежде всего на стимулирование экономически
выгодного сотрудничества и повышение заинтересованности в росте прибылей и доходов. В бригадах вводятся гибкие системы, предусматривающие тесную связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами (по таким показателям, как, например, прибыль или доходы).
Формирование
бригад нередко связано с
Роль бригад в интенсификации производства и повышении его эффективности росла по мере развития новых форм коллективной организации производства. Одна из таких форм в нашей стране – бригадный подряд, принципы организации которого достаточно полно характеризуют новый характер взаимоотношений между трудовым коллективом и администрацией, между членами трудового коллектива и подрядными организациями. Эти отношения строятся на договорах, в которых стороны принимают взаимные обязательства и наделяются соответствующими правами.
Подрядному
коллективу устанавливается конечный
результат работы и сроки ее выполнения,
гарантируется тарифный фонд заработной
платы, выделяются необходимые материально-
В 80-е годы бригады в нашей стране стали, по существу, основными производственными и социальными ячейками трудовых коллективов: в 1984 г. в них работало почти 60% рабочих промышленности, а всего было создано свыше 1,5 млн. бригад самого различного типа – специализированных, комплексных, сквозных, хозрасчетных. Они формировались на принципах добровольности, самоуправления, взаимопомощи, ответственности, оплаты труда по конечным результатам. Но несмотря на то, что бригадная форма организации производства и труда практически имела большое значение как важнейший фактор роста эффективности производства, ее возможности использовались ограниченно (не случайно, например, что в 1988 г. подрядными отношениями было охвачено всего 2,7% работающих в машиностроительном комплексе страны). Одна из главных причин такого положения – сохранение бюрократической системы на уровне предприятия и ее носителя – линейно- функциональной структуры управления, которая с внедрением бригадных форм не претерпела существенных изменений, а нередко просто чинила препятствия их развитию.
Распространение
бригадных структур за рубежом (например,
в США к 1984г. более 200 из 500 крупнейших
корпораций создали различные по
степени автономии бригады) стимулировало
развитие внутрифирменных рыночных
отношений и привело к
Рис. 26. Пирамидальная структура управления компаней Боинг, проектирующей новый пассажирский реактивный самолет Боинг 777
Отказавшись
от традиционного деления
На втором
уровне пирамиды сформированы 25-30 бригад
с двумя руководителями, один из
которых отвечает за решение технических
проблем, второй – за производственные
вопросы. Они координируют и наблюдают
за работой более чем 200 бригад третьего
уровня, занимающихся разработкой и
производством тех или иных частей
самолета (крыльев, хвостового оперения
и др.). Эти многофункциональные
рабочие группы включают от 5 до 15 человек
– специалистов и исполнителей разного
профиля. Такая организация позволила
более эффективно использовать знания
и умения работников и существенно
сократить время на согласование
инженерных решений, да и на сами разработки
благодаря росту
Одна из проблем,
которая возникает при
Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся (не кризисной) экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д.
В кризисный период изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но независимо от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышения производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем предприятия. Поэтому наряду с теми возможностями, которые новая структура управления создает для улучшения экономических и социальных параметров, она оценивается и по таким направлениям, как быстрота обработки и получения информации, необходимой для принятия решений; использование информационной технологии, упрощающей не только решение проблем, но и всей системы взаимодействий, необходимых в процессе разработки и реализации управленческих решений.
Построение организации с использованием комиссий(комитетов). Управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий, что имеет место сегодня, например, в системе больничного обслуживания. Очень часто комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление.
Место и роль комиссий (комитетов) в структуре организации. Комиссии выполняют широкий спектр работ с различной степенью ответственности. С точки зрения их места в структуре организации они могут быть линейными и функциональными, официальными и неофициальными. В целом комиссия представляет собой группу лиц, на которых возложено решение специальной задачи.
Причины создания комиссий. Создание их обусловлено обычно рядом причин.
Во-первых, это
необходимость иметь такое
Во-вторых, обеспечение
представительства
В-третьих, одновременный
доступ к получению информации всех
участников комиссии, что позволяет
экономить рабочее время
В-четвертых,
консолидация полномочий, т.е. возможность
напрямую, минуя инстанции, выйти
на требуемый уровень
В-пятых, возможность использования комиссий в качестве средства повышения профессиональной подготовки, развития соответствующих навыков руководителя.
Возможные недостатки в работе комиссий. Среди них выделим следующие:
– сравнительно медленный процесс принятия решений;
– возможно
доминирующее положение участников
комиссии, обладающих повышенным темпераментом,
которые могут подавлять
– вероятность принятия компромиссных решений (не всегда самых эффективных) в результате разногласий участников комиссии; тем самым комиссии уменьшают полномочия линейных руководителей.
Информация о работе Классификация организаций по типам построения управления