Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:32, лекция
Типы организационных структур. Характеристика линейно-функционального (традиционное) построения организации, ее приимущества и недостатки. Сущность линейно-штабнаой структуры управления. Органический тип структур управления. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Понятие и классификация функций управления.
Миссия, цели, стратегия организации.
Миссия организации. Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления.
Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должныпостоянно решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты.
Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается еще такими понятиями, как “политика”, “философия”. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступающие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
Наукой менеджмента
не выработаны какие-либо универсальные
правила, применяемые при формулировании
миссии. Поэтому существует множество
самых разнообразных подходов к
определению миссии и к ее содержанию,
отражающих оценку роли и значения
организации, в первую очередь, со стороны
принимающих решения
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Именно эти рекомендации учтены в формулировках миссии некоторых отечественных организаций, приведенных в табл.8.
Цели организации и их классификация. Общая цель организации образует фундамент для установления ключевых целей и разработки стратегии развития по таким важнейшим
функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские работы (НИР), персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Так, маркетинг
направляет свою деятельность на создание
спроса, и поэтому его целями являются
определение потребности
Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, как выпускаемую на данный момент, так и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят прежде всего от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.
Кроме того,
предприятием должна быть тщательно
изучена ситуация на уже освоенных
и новых рынках. Поэтому работу
должны выполнять специалисты по
исследованию рынка, по прогнозированию
и планированию, владеющие соответствующей
информацией и методами разработки
целевых моделей. Состав и количество
этих специалистов зависят от возможностей
предприятия самостоятельно проводить
эту сложную и требующую
Производство охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение исходных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.
При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами (вопросы логистики). Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.
Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.
Подсистема,
связанная с исследованиями и
разработками, реализует цели нововведений
на предприятии. Ее направленность –
это поиск новых видов
Цели подсистемы
“Персонал” направлены на работу с
трудовым коллективом, включая наем,
расстановку, обучение, продвижение
и оплату труда работников предприятия.
Важнейшей целью этой подсистемы
является обеспечение высокой
Финансовая подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам). Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).
В табл. 9 приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. Нетрудно видеть, что указанные подсистемы –это направления управленческой деятельности.
Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических, перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в табл. 10) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей.
Таблица 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (рис. 16). С помощью деревацелей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель,
находящаяся в вершине графа,
должна содержать описание
- при развертывании
общей цели в иерархическую
структуру целей исходят из
того, что реализация подцелей
каждого последующего уровня
является необходимым и
- при формулировке
целей разных уровней
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Рис. 16. Схема целевой модели построения дерева целей
Количество
уровней декомпозиции зависит от
масштабов и сложности
Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. Динамичная модель особенно полезна при разработке перспективных планов предприятия, реализующих его стратегию. При этом стратегия понимается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственныхцелей организации. Кроме того, можно трактовать это понятие как набор “тактика – политика – процедуры – правила”, которым руководствуется организация при принятии управленческих решений. Иными словами, стратегия отвечает на вопрос: “Как реализовать миссию, как добиться поставленных целей?”
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, является определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Таким образом, управленческое обследование представляет собой процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, методичная оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций (направлений): маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культуру и образ корпорации.
Стратегические альтернативы. Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы. Альтернатива - необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из исключающих друг друга возможностей. Хотя имеется множество вариантов каждой из этих альтернатив, мы сосредоточим наше внимание на выборе общей стратегии, где выделяются четыре альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Информация о работе Классификация организаций по типам построения управления