Кадровое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Кадровое планирование – составная часть планирования на предприятии. Если рассматривать кадровое планирование изолированно, то оно будет малоэффективным, поскольку на решение по кадровым вопросам оказывают существенное влияние другие планы предприятия: производственный план, план научно-исследовательских работ, план оборота, финансовый план. Но и другие планы предприятия, если они не учитывают кадровые решения, ведут к нежелательным последствиям.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы кадрового планирования
1.1 Цели, задачи и методы кадрового планирования в организации...........................................................................................................5
1.2 Основные технологии и этапы кадрового планирования..........................10
1.3 Вопросы кадрового планирования в системе управления организацией........................................................................................................15
Глава 2 Современная кадровая ситуация и кадровое планирование на государственной службе..................................................................................21
Глава 3 Кадровое планирование на примере ГУ МЧС по Новосибирской области.
3.1 Особенности кадрового планирования проводимого в структурных подразделениях ГУ МЧС по Новосибирской области...................................25
3.2 Состояние кадрового потенциала ГУ МЧС России по Новосибирской области.................................................................................................................29
3.3 Анализ кадровой деятельности, проводимой в ГУ МЧС России по Новосибирской области....................................................................................31
Заключение........................................................................................................34
Список использованной литературы...............................................................35

Работа содержит 1 файл

Управления персоналом курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Стратегической  целью кадрового планирования является подготовка, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала МЧС России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего выполнение всего комплекса задач по защите и спасению людей и территорий.

Ядром стратегического  направления кадрового планирования является создание конкурентных, по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти условий для свободного использования всеми сотрудниками МЧС России своих способностей, их развития и востребованности в обществе.

В качестве образующих элементов стратегического  направления кадровой политики выступают:

- кадровая  политика МЧС России как специфическая  составная                    государственной кадровой политики;

- нормативно-правовая  база кадровой и воспитательной  работы, её постоянное совершенствование  с учётом изменения обстановки;

- совершенствование  системы отбора, продвижения по  службе (работе), профессионального роста и учёта всех категорий специалистов, получивших основополагающие (базовые) специальные знания и навыки в области защиты и спасения людей и территорий;

- оценка  сотрудников и работников МЧС  России на всех этапах прохождения  службы (трудовой деятельности) (аттестование, работа с резервом, ротация, оценка индивидуального вклада и потенциальных возможностей сотрудников и работников);

- развитие  современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров;

- обеспечение  реализации всего комплекса социальных прав и гарантий сотрудников и работников МЧС России, предусмотренных законодательством.

Основными принципами кадровой политики являются:

      1. научная обоснованность и реалистичность, взвешенный учёт как потребности организаций МЧС России в кадрах той или иной квалификации, так и существующих возможностей её удовлетворения;
      2. соблюдение законности при решении кадровых вопросов;
      3. перспективность, её опережающий и упреждающий характер, основывающийся на прогнозировании кадровой ситуации;
      4. тщательность отбора, подбора и расстановки сотрудников системы МЧС России по их деловым, моральным качествам и опыту работы;
      5. преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых специалистов;
      6. сочетание принципов единоначалия, демократичности и учёт мнения коллегиальных органов при решении кадровых вопросов;
 

Кадровое  планирование – одно из ответственных и многогранных направлений деятельности всех структур МЧС России, требующее комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных и психологических задач. Оно является приоритетной обязанностью руководителей всех уровней МЧС России.

Работа  с кадрами и совершенствование  профессиональной подготовки – решающие факторы повышения эффективности  управления системой МЧС России, обеспечения её единства, результативности служебной деятельности. Она должна осуществляться с учётом особенностей функционирования конкретных подразделений и служб, федеральной и региональной специфики.

Система кадровой и воспитательной работы строится с учётом необходимости поддержания баланса прав и интересов сотрудника, с одной стороны, и Министерства – с другой, что обеспечивает эффективную реализацию конституционных прав и свобод сотрудника как профессионала, гражданина и личности в органическом единстве с интересами МЧС России, со всеми вытекающими взаимными правами, обязанностями и ограничениями.

Организация управления кадровой деятельностью  в структурных подразделениях МЧС  России

Кадровая  служба МЧС России представляет собой иерархически организованную систему кадровых органов с функциональным подчинением по вопросам кадровой деятельности, органически вписанную в структуру МЧС России.

Кадровая  служба не только обеспечивает проведение кадровой политики, но и принимает  активное участие в ее формировании. Многоплановость работы по управлению персоналом, необходимость сопряжения по содержанию и по времени самых различных мероприятий, вызванные к жизни новыми экономическими условиями, выводят кадровую службу на принципиально новый уровень, повышают ее значимость в общем процессе управления.

Функция кадрового планирования при формировании кадровой политики заключается в консультировании и методическом обеспечении. Кроме того, кадровое планирование выполняет роль своеобразного эксперта, который акцентирует внимание на последствиях тех или иных мер, имеющих отношение к персоналу, вносит предложения по изменению существующего положения. Когда сформирована кадровая политика, функция кадровой службы связана с координацией конкретных действий по более тесному сотрудничеству руководящего состава органов управления МЧС России в области управления персоналом.

Повышение эффективности системы управления кадровой работой в МЧС России базируется на основе:

четкого функционального и организационного построения подсистем управления кадрами на всех уровнях системы МЧС России с учетом сочетания интересов регионов и субъектов Российской Федерации;

создание  единой защищенной системы передачи и получения оперативной и  достоверной кадровой информации;

комплексного систематизированного анализа кадровой ситуации и прогнозирования кадровых процессов в организациях МЧС России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Состояние кадрового  потенциала МЧС  России и Главного  управления МЧС  России по Новосибирской области 

Кадровая  политика МЧС России разрабатывается и осуществляется с учетом объективных факторов состояния кадрового потенциала и избранных приоритетов социально-экономического развития общества.

Кадровый  потенциал составляет важнейшее  достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие всего Министерства. Отсутствие эффективных механизмов воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение его профессионализма могут привести к снижению качества решаемых МЧС России задач.

Под кадровым потенциалом понимается часть трудовых профессионально подготовленных ресурсов Министерства, способных участвовать в профессиональных видах трудовой (служебной) деятельности.

В настоящее  время в системе МЧС России проходят службу (работают):

военнослужащие;

спасатели;

гражданские государственные служащие;

гражданский персонал;

личный  состав Государственной противопожарной  службы МЧС России, включающий лиц  рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;

личный  состав Государственной инспекции по маломерным судам.

В начале ХХI столетия в условиях многократного  увеличения объема решаемых задач появилась  негативная тенденция снижения профессионализма сотрудников Министерства в управленческом звене.

Основной  причиной падения профессионализма сотрудников является низкий уровень их заработной платы, и недостаточная реализуемость социальных гарантий, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий кадров. Неудовлетворенность сотрудников МЧС России сложившимся в обществе отношением к профессиональным способностям граждан повлекла отток высококвалифицированных специалистов. Например, только за период с 2003 по 2007 год в МЧС России было уволено 3700 офицеров, из них почти 2 тысячи (54% от общего количества уволенных) – досрочно. В Новосибирской области за это же время из 166 сотрудников – 33 уволены по собственному желанию. Текучесть военных кадров за указанный период в целом за систему МЧС России составила 11% – 12%, а в отдельных местах с высоко развитой инфраструктурой, таких как Москва и Санкт-Петербург – до 20%, в Новосибирской области текучесть составила – 4%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Анализ кадровой  деятельности, проводимой  в ГУ МЧС России  по Новосибирской области 

Анализ  численности и структуры персонала  в ГУ МЧС России по Новосибирской области произведен на основании штатного расписания, отчетных документов Управления кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения.

Штатная численность Главного управления МЧС  России по Алтайскому краю составляет 4277 человек. Фактическая численность ГУ МЧС России по АК – 4192 человек.

В ГУ МЧС  России по АК выделяют три категории  персонала:

    • Военнослужащие;
    • Личный состав Государственной противопожарной службы;
    • Гражданский персонал

Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава МЧС России или в кадрах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым в установленном Указом Президента РФ № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава.

Сотрудниками  ГПС являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым в установленном «Положением о службе в органах внутренних дел» порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Гражданский персонал - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (начальником ГУ МЧС России по Но). 

Набор персонала на вакантные руководящие  должности в ГУ МЧС России по Новосибирской области осуществляется в основном из специальных учебных заведений. Выпускники специальных учебных заведений принимаются в основном на должности, связанные с организацией тушения пожара и осуществлением Государственного пожарного надзора. Выпускники учреждений пожарно-технического профиля могут быть приняты на работу в службу обеспечения, в службу тыла и другие службы и отделы. Но в ГУ МЧС России по Новосибирской области существуют специфические должности, на которые могут быть приняты лица, закончившие гражданские высшие учебные заведения по соответствующим направлениям. К таким должностям относятся должности юриста, бухгалтера, психолога, программиста.

В фактической  численности ГУ МЧС России по Новосибирской области выделяют 35 военнослужащих (в штатной структуре 35 единиц), процент укомплектованности составляет - 100%, 3855 сотрудников и работников ГПС (в штатной структуре - 3940), процент укомплектованности составляет – 97,8%.

По данным управления кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения по состоянию на 1 января 2009 года:

штатная численность личного состава  ГПС ГУ МЧС России по Новосибирской области на 01 января 2009 года составляет: 3940 ед., в том числе:

  01.01.2008 года 01.01.2009 года
Старшего  и среднего начальствующего состава (СНС) 650 ед. 645 ед.
Младшего  начальствующего состава (МНС) 1044 ед. 1042 ед.
Работников 2246 ед. 2253 ед.
 

Списочная численность личного состава  ГПС ГУ МЧС России по Новосибирской области на 1 января 2009 года составляет: 3855 единиц.

За 2008 год  принято на службу 85 сотрудников (СНС-30, МНС-55). Приказом МЧС России от 28 августа 2008 года №507 «О подразделениях федеральной  противопожарной службы» утвержден  перечень подразделений ГПС Новосибирской области, подлежащих реорганизации в подразделения ФПС.

Информация о работе Кадровое планирование в организации