Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:03, дипломная работа
Целью исследования является изучение и анализ особенностей формирования кадровой политики для разработки рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ……………….7
1.1. Сущность и функции системы управления персоналом……………………7
1.2. Требования к кадровому обеспечению системы управления персоналом..............................................................................................................14
1.3. Стратегии управления персоналом…………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ООШ №22»………………………………………………………………………………….24
2.1. Общая характеристика МБОУ «ООШ №22»……………………………..24
2.2. Организация деятельности кадровой службы МБОУ «ООШ №22»…….38
2.3. Факторы формирования кадровой политики в МБОУ «ООШ №22»…..45
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВРЕШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБОУ «ООШ №22»………….52
3.1. Рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»………………………………………52
3.2. Формирование плана мероприятий по совершенствованию кадровой политики в системе управления персоналом МБОУ «ООШ №22»……………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………66
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для сотрудника, прошедшего испытательный срок……………………………………………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бланк оценки прохождения испытательного срока сотрудником…………………………………………………………………………..73
- обеспечить оптимальные
- повысить уровень
- создать оптимальные санитарно-гигиенические условия для оздоровления учащихся в условиях учебной и внеклассной деятельности;
- повысить эффективность
- совершенствовать
- работать над
- стремиться к развитию
МБОУ «ООШ №22» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- невыполнение функций,
- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком образовательного процесса;
- качество образования и его
соответствие государственным
- адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам воспитанников, требованиям охраны их жизни и здоровья;
- нарушение прав и свобод
воспитанников и работников
- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Достаточно высокий кадровый потенциал, наличие необходимой материальной базы, наличие в штатных расписаниях детских садов и школ-интернатов ставок психолога, социального педагога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию, назревшая в обществе потребность создания системы непрерывного образования позволяет педагогическому коллективу обеспечить гармоничное развитие личности ребенка.
На старшей ступени
обучения коллектив педагогов школ-
Сформирован коллектив педагогов, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, применяющий технологии обучения, в том числе и информационные. Высокий кадровый потенциал старшей школы позволяет обеспечить качественную подготовку учащихся.
По результатам государственной (итоговой) аттестации за курс средней школы выпускники школ-интернатов показали достаточно высокий уровень знаний как по результатам экзаменов в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ.
Хорошим результатом работы педагогов и воспитателей является успешное поступление учащихся в СУЗы и ВУЗы.
Организационная структура представлена на рисунке 3.
Правильно построенная организационная структура будет несомненным атрибутом успешной работы предприятия, т.к. целевое назначение организационной структуры обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.
Рисунок 3 – Организационная структура МБОУ «ООШ №22»
Проанализировав существующую организационную структуру, сделаны следующие выводы:
Данная структура является линейной, так как оперативное управление организацией осуществляет один руководитель (Директор МБОУ «ООШ №22»).
Организационная структура состоит из трех уровней.
На первом уровне управления находится Учредитель МБОУ «ООШ №22».
На втором уровне управления находится Директор, в обязанности которого входит:
- представлять интересы МБОУ «ООШ №22» во всех организациях и органах государственной власти;
- заключать сделки, подписывать договоры, в том числе трудовые, соответствующие целям деятельности МБОУ «ООШ №22», выдавать доверенности, открывать счета в банках, распоряжаться имуществом МБОУ «ООШ №22» для выполнения уставных целей и задач МБОУ «ООШ №22» в соответствии с заданиями Учредителя и назначением имущества;
- утверждать штатное расписание МБОУ «ООШ №22»;
- принимать на работу и
организовывать и осуществлять методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса;
-утверждать расписание
- согласовывать с профсоюзным органом МБОУ «ООШ №22» учебную нагрузку;
- устанавливать ставки заработно
- обеспечивать правильный подбор и расстановку кадров, создавать необходимые условия для повышения квалификации работников;
- предоставлять статистическую
и иную необходимую отчетность
в органы статистики и
- осуществлять по согласованию с Учредителем иные функции, необходимые для обеспечения уставной деятельности МБОУ «ООШ №22».
К подразделениям директора относятся (третий уровень управления):
- заместитель директора по административно-хозяйственной части;
- заместитель директора по
- заместитель директора по
- заместитель директора по воспи
- главный бухгалтер;
- начальник отдела управления персоналом;
Схематическое
изображение организационной
Проведем анализ состояния трудового потенциала МБОУ «ООШ №22».
За период с 2009 по 2011 гг. среднесписочная численность в МБОУ «ООШ №22» находилась на уровне с 101 человека в 209 году и до 118 человек в 2011 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли специалисты (рис. 4), что естественно обусловлено спецификой организации.
Рисунок 4 – Динамика изменения численности персонала по категориям
Среди всего персонала МБОУ «ООШ №22» в 2011 г. работало 104 женщины и всего 14 мужчин. Доля мужчин в общей численности персонала составляет одиннадцать с небольшим процентов. А сама структура выглядит следующим образом (рис. 5).
Рисунок 5 – Структура персонала по полу
В течение последних трех лет
численность персонала в
Таблица 2– Изменение численного состава персонала
Категории персонала |
Годы |
Изменение 2009-2011 гг. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
абсолютное, чел. |
относительное, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Руководители |
5 |
5 |
5 |
0 |
100 |
Специалисты |
71 |
76 |
80 |
+9 |
114,08 |
Рабочие |
25 |
28 |
32 |
+7 |
126,8 |
Всего |
101 |
109 |
117 |
+16 |
115,84 |
Изменения в численном составе персонала неизменно повлекли за собой изменения и в его структуре (табл. 3).
Таблица 3 – Численный состав и его структура
Категории персонала |
2009 |
2010 |
2011 | |||
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
руководители |
5 |
5,0 |
5 |
4,6 |
5 |
4,3 |
специалисты |
71 |
70,3 |
76 |
69,7 |
80 |
69,2 |
Рабочие |
25 |
24,7 |
28 |
25,7 |
32 |
26,5 |
Всего |
101 |
100,0 |
109 |
100,0 |
117 |
100,0 |
Таким образом, доля руководителей и специалистов за последние три года стала ниже в общей величине персонала. В тоже время доля рабочих в общей структуре персонала стала выше на 2%.
Тенденция снижения специалистов в МБОУ «ООШ №22» может отрицательно повлиять на учебный процесс. Так как наличия специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.
На рисунке 6 представлено графическое изображение долей, занимаемых каждой из категорий персонала за весь анализируемый промежуток времени.
Рисунок 6 – Динамика изменения численности персонала за 2009-2011 гг.
Из представленной таблицы 4 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 45 до 55 лет (в размере 29%). В 2010 г. сотрудников данной категории в организации было 34 человека (рис. 7)
Таблица 4– Численный состав и возрастная структура
Категории персонала |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
моложе 25 лет |
4 |
3,42 |
от 25 до 35 лет |
22 |
18,80 |
от 35 до 45 лет |
32 |
27,35 |
от 45 до 55 лет |
34 |
29,06 |
Свыше 55 лет |
25 |
21,37 |
Всего |
117 |
100,0 |
Второе место занимают сотрудники среднего возраста, от 35 до 45 лет, которых в МБОУ «ООШ №22» 27% (по результатам 2011 г. – 32 человека). Третья по объему группа – сотрудники старше 55 лет, в общей численности они занимают пятую часть.
Рисунок 7 – Распределение персонала по возрастным группам
Сотрудников, принадлежащих к категориям 25-35 лет и моложе 25 лет, по сравнению с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит по 18% и 3% соответственно.
Проведем анализ структуры сотрудников МБОУ «ООШ №22» по образованию (табл. 5). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 41% (48 человек в 2011 г.). Два и более высших образований получено у 6% сотрудников, а неполное высшее образование всего у 16%. Доля сотрудников со среднеспециальным образованием составляет 35%.
Таблица 5 – Численный состав и структура по образованию
Образование |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
Среднеспециальное |
42 |
35,90 |
неполное высшее |
19 |
16,24 |
Высшее |
48 |
41,03 |
два и более высших образования |
8 |
6,84 |
Всего |
117 |
100 |
Таким образом, в МБОУ «ООШ №22» наибольшая часть персонала имеет одно и более высших образований, что позволяет успешно осуществлять образовательный процесс. В связи с этим можно сделать обоснованный вывод о том, что фактический уровень образования в организации находится на достаточно высоком уровне.
Разделение персонала на категории, связанные со стажем работы в организации, уже на данном этапе свидетельствует о возможной проблеме высокою уровня текучести кадров (табл. 6). Так как наибольшую долю сотрудников (42,8% или 50 человек в 2011 г.) в организации работают меньше одного года. Стаж сотрудников МБОУ «ООШ №22» от 1 года до 3 лет наблюдается только 26% случаях от общей численности персонала и занимает наименьшую долю (рис. 8).
Таблица 6 – Численный состав и структура персонала по стажу работы
Стаж работы в МБОУ «ООШ №22» |
Количество человек за 2011 г. |
Доля, % |
1 |
2 |
3 |
до1 года |
50 |
42,8 |
от 1 года до 3 лет |
30 |
26,0 |
Свыше 3 лет |
37 |
31,2 |
Всего |
117 |
100,0 |
Информация о работе Кадровая политика как инструмент управления персоналом на примере МБОУ