Качество продукции и продвижения туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать теоретические основы качества услуг и способы его регулирования в сфере туризма.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие качества продукции;
- рассмотреть понятие услуги туристического обслуживания;
- рассмотреть комплексный характер туристического обслуживания и критерии качества
-рассмотреть качество работы туроператора , оцениваемое турагентами , потребителями

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 128.81 Кб (Скачать)

    6.Основные направления организации качества обслуживания туристов

    Качество  обслуживания – это совокупность характеристик процесса и условий  обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя. Постоянное повышение качества - это не затрата, а долгосрочный вклад, основанный на обеспечении верности клиентуры  путем удовлетворения ее потребностей. Это утверждение показывает: затраты  на приобретение нового клиента в  пять раз больше затрат на то, чтобы  удержать старого посредством предложения  качественного обслуживания.

    Если  мы будем рассматривать предприятия  обслуживания с точки зрения динамики их развития, качество будет оказывать  самое большое влияние на их жизнеспособность. Успешная реализация качественного  продукта потребителю является главным  источником существования предприятия.

    Под качеством дополнительных услуг  понимается комплекс их полезных свойств, нормативно-технологических характеристик  обслуживания, благодаря которым  общественные и индивидуальные потребности  удовлетворяются на уровне установленных  требований, сопоставимых как с национальными  традициями, так и с мировыми стандартами.

    Качество  подразумевает соответствие предоставляемых  услуг ожидаемым или установленным  стандартам. Таким образом, стандарты, их реальная форма и содержание являются критерием качества обслуживания. Критерий оценки качества полученной услуги для  потребителя - это степень его  удовлетворенности, т.е. соответствие полученного и ожидаемого. Критерий степени удовлетворенности клиента - желание вернуться еще раз  и посоветовать это сделать своим друзьям и знакомым.

    Качество  обслуживания - это совокупность потребительских свойств бытовых услуг, отражающих удовлетворение индивидуальных потребностей как в процессе производства услуги, так и в процессе обслуживания. Следовательно, качество обслуживания определяет ассортимент услуг; затрачиваемое на производство услуги время; формы обслуживания; качество выполненной работы; степень удобства и уровень культуры в контактной зоне обслуживания и т.п. В экономической литературе в практике оценки предприятий сферы сервиса понятие качества обслуживания отождествляется с уровнем обслуживания, поскольку принципы организации обслуживания населения предполагают решение специфических проблем, присущих только предприятиям сферы сервиса.

    В условиях рынка качество обслуживания и его организация являются важнейшим фактором повышения конкурентоспособности услуги и предприятия. Формирование организационной модели обслуживания, главной функцией которой выступает высококачественное обслуживание населения, предполагает определение связи качества услуги и обслуживания с эффективностью производства и конкурентоспособности. Это, в свою очередь, требует уточнение экономического содержания качества услуги и обслуживания и определяющих его факторов.

    При исследовании вопроса качества услуги представляется целесообразным принять  точку зрения экономистов, которые  при рассмотрении категории качества разделяют процесс оказания услуги на производство и непосредственно  обслуживание. Следовательно, для достижения высокого качества услуги необходимо построить организационную модель, включающую не только высокоэффективное  производство услуги, но и высокий  уровень обслуживания населения. Причем в условиях рынка главным элементом  становится организация обслуживания, поскольку именно она становится объектом конкуренции.

    При управлении качеством в различных  сферах общественного производства используются такие концепции качества, как: система качества; система менеджмента, основанная на управлении качеством; всеобщее управление качеством; обеспечение  качества; управление качеством; статистический контроль качества; система обеспечения  качества; гарантия продукции; всеобщий производный менеджмент; передовой  производственный опыт; всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды; менеджмент в целях улучшения  качества; полное управление качеством  и производительностью; интегрированный  менеджмент качества; полное преобразование качества; менеджмент системы качества.

    Система качества обслуживания потребителей —  совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для обеспечения  требуемого уровня обслуживания потребителей.

    Эффективность системы обслуживания потребителей — показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования системы обслуживания при заданном уровне общих затрат предприятия. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном цепи поставок, эффективность системы обслуживания определяется уровнем качества исполнения его заказа.

    7.Эволюция составляющих качества

    Теперь  рассмотрим эволюцию составляющих качества. В процессе эволюции представлений  о качестве бизнес-процессы прошли следующие этапы: контроль качества (КК); обеспечение качества (ОК); стоимость  качества (СК); управление качеством (УК).  

    

    Рис. 1.1. Эволюция составляющих качества 

    При контроле качества основная направленность действий - на продукт, естественно, при  этом организовывались и развивались  системы контроля продукции по ее параметрам качества.

    На  этапе обеспечения качества основная направленность действии на процесс, контроль параметров технологических процессов  во времени. Это уже был процесс  создания качества, именно на этот этап пришлось теоретическое развитие и  начало практического применения статистических методов контроля и регулирования.

    На  этапе направленности действий на стоимость  качества, основное внимание, дополнительно  к предыдущим этапам, уделялось структурной  организации систем обеспечения  качества, оптимизации затрат на обеспечение  качества. Отсюда управление качеством  следует рассматривать как самостоятельную, сложную функцию управления бизнес-процессами, призванную обеспечить эффективное  решение повышения производительности организации.

    Следует подчеркнуть, что и структуре  понятия «качество» не исключаются  предыдущие этапы, они включаются последовательно  в систему обеспечения и управления качеством, в целом составляя  эту систему. Эволюция идет по спирали, с постоянным усилением, в зависимости  от цели, этапов направленности.

    8.Гарантии качества

      Рассмотрим показатели качества  услуг. Они представлены на рисунке 1.1.

 

    

    Рис. 1.1. Показатели качества услуг. 

    Ученые в разных странах занимаются вопросами выделения факторов, определяющих качество услуг. Учет этих основных факторов, определяющих качество услуг, является первостепенной задачей сервисных организаций, поскольку от этого зависит их развитие и финансовое состояние.

    Сегодня специалистами по стандартизации и  сертификации услуг признана необходимой  реализация мер, предусматривающих  принятие единых требований к качеству услуг, организацию на каждом предприятии  учета оценки услуги клиентом, проведение систематических опросов и анкетирования для своевременного определения растущих запросов потребителей, введение международных, национальных и внутрифирменных документов нормативно-технического характера, регламентирующих требования к системам качества на фирмах, методам и результатам процессов обслуживания, такие документы могли бы создать нормативно-техническую основу для процедур сертификации туристских услуг и аттестации фирм, их предоставляющих

    Требования  к качеству туристских услуг могут  задаваться национальными стандартами, нормативно-техническими документами  международных, в том числе профессиональных, организаций, а также формулироваться  в рамках систем качества, действующих  на фирмах. Услуги и соответствующие  способы их предоставления имеют  как качественные, так и количественные характеристики. И те, и другие можно  измерить с помощью квалиметрических методов. Оба типа характеристик должны быть четко определены с учетом требований, предъявляемых к услуге или способу ее предоставления, и проанализированы производителем услуги.

    Отличие качества туристской услуги от качества обслуживания в туристической фирме представлены в виде табл. 1.2. 

    Требования     Характеристики     Пример
    К туристским услугам     непосредственно воспринимаемыми потребителем и  являющимися объектами его оценки.     время ожидания и предоставления услуги, полнота услуги; степень доверия, простота доступа, безопасность, быстрота реагирования, вежливость персонала, удобство и эстетичность интерьера.
    К способам предоставления туристских услуг     непосредственно затрагивающими качество услуг, но не всегда воспринимаемые потребителем     производительность  предприятия, численность персонала  и продолжительность отдельных  процессов, компетентность, способность  к реагированию и контактам (качественные характеристики).

    Табл. 1.2. Требования и характеристики к услугам и обслуживанию 

    Более полно необходимо представить информацию о требованиях к туристским услугам. Требования и их характеристики представлены в таблице 1.3.

    Наиболее  полно и адекватно профилю  и специфике предоставляемых  услуг формулируются параметры  качества специалистами самих фирм сферы обслуживания. Затем они  вводятся во внутрифирменные нормативно-технические  документы (например, в политику качества фирмы или в стандарт предприятия), служат базой для сторонней оценки или самооценки уровня качества. Зарубежные специалисты рассматривают процесс  управления качеством в сфере  обслуживания как составную часть  деятельности по предоставлению услуги, надежно гарантирующей постоянное соответствие услуги требованиям спецификаций и полное удовлетворение запросов потребителя, что достигается путем контроля за показателями процесса предоставления услуги и необходимой корректирующей деятельностью. Конечная оценка услуги проводится на этапе непосредственного контакта производителя и потребителя услуги, что позволяет последнему составить мнение о качестве услуги.

    Наиболее  широко практикуется метод опроса среди  специалистов и населения, который позволяет выявить лидеров по соответствующему профилю предоставления услуг. В некоторых странах фирма, занявшая по итогам опроса первое место, награждается национальной премией по качеству.

    Оценку  предприятий и фирм, предоставляющих  туристские услуги населению, регулярно  проводят отраслевые, международные, региональные и национальные союзы и ассоциации. Оценка осуществляется путем аудиторской  проверки различных элементов деятельности турфирм и гостиниц, влияющих на формирование уровня качества обслуживания. Такая оценка часто сочетается с  изучением мнения потребителей (клиентов).

    К международным организациям, проводящим аттестацию предприятий сферы обслуживания, в частности, относятся: Ассоциация международного воздушного транспорта; Всемирная организация туризма, Европейская федерация автотуризма; Международная ассоциация работников гостиничного хозяйства; Международный  союз по туризму, Международная федерация  кемпингов и автотуристов; Международный  союз работников общественного транспорта.

    К своеобразной форме оценки соответствия услуг можно отнести результаты анализа качества услуг, проводимого  национальными организациями потребителей. Оценки и мнения этих организаций  регулярно публикуются в специализированных журналах для потребителей.

    Что касается стандартизованных правил и процедур собственно сертификации, то они применяются пока что только при оценке систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 или их региональным и национальным версиям. Таким образом, исследовав многочисленные определения  понятий качества услуги и обслуживания, мы пришли к выводу, что это многогранные понятия, представляющие собой совокупность полезных свойств и характеристик. Качество услуги – это комплекс их полезных свойств, характеристик  обслуживания, благодаря которым  потребности клиента удовлетворяются  на уровне установленных требований. 

    9. Гарантии качества по аналогии с Франкфуртской таблицей 

    Франкфуртская таблица   
 

    Вид нарушения Проценты     Примечания
 
    РАЗМЕЩЕНИЕ      
    1. Изменение бронированного  объекта     10-25 В зависимости  от расстояния
    2. Отклонение в  расположении (расстояние от пляжа)     5-15      
    3. Изменение способа  размещения (гостиница вместо коттеджа, другой этаж и т.п.)     5-10      
    4. Изменение вида  номера            
    а) двухместный вместо одноместного     20 Важно с клиентами
    б) трехместный вместо одноместного     25 Одной группы или с чужими
    в) трехместный вместо двухместного     20-25      
    г) четырехместный вместо двухместного     20-30      
    5. Недостатки в  оборудовании номера            
    а) меньшая площадь     5-10      
    б) отсутствие балкона     5-10 Если  было обещано
    в) отсутствие вида на море     5-10 Если  было обещано
    г) отсутствие ванной/ туалета (собственных)     15-25 Забронировано
    д) отсутствие туалета (собственного)     15 Забронировано
    е) отсутствие душа (собственного)     10 Забронировано
    ж) отсутствие кондиционера     10-20 Если  было обещано, в зависимости от времени  года
    з) отсутствие радио/ТВ     5 Если  было обещано
    и) малое количество мебели     5-15      
    к) повреждение (сырость, трещины и т.п.)     10-50      
    л) насекомые, паразиты     10-50      
    6. Неполадки в  обеспечении            
    а) не работает туалет     15      
    б) не работает ванна/горячая  вода     15      
    в) нет электричества/газа     10-20      
    г) отсутствие воды/нехватка воды     10 3 DM в  день
    д) неисправен кондиционер     10-20 В зависимости  от времени года
    е) неисправен лифт     5-10 В зависимости  от этажа
    7. Сервис            
    а) полное отсутствие     25      
    б) плохая уборка     10-20      
    в) недостаточно чистая смена белья/полотенец     5-10      
    8. Ущерб            
    а) шум в дневное  время     5-25      
    в) шум в ночное время     10-40      
    с) неприятные запахи     5-15      
    9. Отсутствие обещанных  санаторных учреждений (лечебные  ванны, массаж)     20-40 В зависимости  от обещанного в проспекте
 
    ПИТАНИЕ      
    1. Полное отсутствие     50      
    2. Недостатки            
    а) однообразное меню     5      
    б) недостаточно горячая  пища     10      
    в) испорченная (несъедобная) пища     20-30      
    3. Сервис            
    а) самообслуживание вместо официанта     10-15      
    б) длительное ожидание пищи     5-15      
    в) прием пищи в  сменах     10      
    г) неубранные столы     5-10      
    д) грязная посуда, приборы     10-15      
    е) отсутствие кондиционеров  в столовой     5-10 Если  было обещано
 
    ПРОЧЕЕ      
    1. Отсутствие или  грязный бассейн под открытым  небом     10-20 Если  было обещано
    2. Отсутствие бассейна            
    а) при наличии  бассейна под открытым небом     10 В зависимости  от времени года
    б) при отсутствии бассейна под открытым небом     20      
    3. Отсутствие сауны     5 Если  было обещано
    4. Отсутствие теннисных  кортов     5-10     «
    5. Отсутствие мини-гольфа     3-5     «
    6. Отсутствие условий  и оборудования для парусного  спорта, серфинга и аквалангистов     5-10     «
    7. Нет возможностей  для верховой езды     5-10     «
    8. Отсутствие ухода  за детьми     5-10     «
    9. Невозможность  купания в море     10-20 В зависимости  от описанного в проспекте
    10. Грязный пляж     10-20      
    11. Отсутствие пляжных  раскладушек и зонтиков     5-10 Если  было обещано
    12. Отсутствие буфета  на пляже     0-5 В зависимости  от альтернативы
    13. Отсутствие пляжа  для ну листов     10-20 Если  было обещано
    14. Отсутствие ресторана            
    а) при питании  в гостинице     0-5 В зависимости  от альтернативы
    б) при самообслуживании     10-20      
    15. Отсутствие развлекательных  объектов (кинотеатр, дискотека,  ночной бар)     5-10 Если  было обещано
    16. Отсутствие магазинов  и салонов     0-5 В зависимости  от альтернативы
    17. Нет выходов  на сушу при проведении Морских  круизов     20-30 Соответствующей цены экскурсии
    18. Отсутствие руководства  тура            
    а) касательно организации     0-5      
    б) при проведении экскурсии     10-20      
    в) при проведении учебных поездок с научными целями     20-30 Если  было обещано
    19. Потери времени  при вынужденных переездах из  номера в номер            
    а) в той же гостинице     50 Соответствующей цены за туродень
    б) в другую гостиницу     100      
 
    ТРАНСПОРТ      
    1. Задержка вылета  более 4 часов     5 соответствующей цены за туродень
    2. Недостатки в  комфортабельности            
    а) класс ниже заказанного     10-15      
    б) отклонение от стандарта  в худшую сторону     5-10      
    3. Недостатки в  сервисе            
    а) питание     5      
    б) отсутствие культурного  обслуживания в самолете (радио, кинофильмы)     5 В зависимости  от класса
    4. Смена транспортных  средств            
    5. Отсутствие перевозок  от аэропорта в гостиницу            

Информация о работе Качество продукции и продвижения туристических услуг