Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, лекция
Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.
Тема 1. Эволюция управленческой мысли
Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.
П. Друкер Саймонс Форд
«Одномерные» учения об управлении
Школа научного управления (1885—1920 гг.)
1. Создание
научного фундамента взамен
2. Научное
исследование каждого
3. Использование
научного анализа для
4. Обеспечение
работников ресурсами,
5. Утверждение
менеджмента в качестве
6. Рациональное управление предприятием «снизу».
7. Систематическое использование материального стимулирования.
8. Отбор работников и их обучение.
9. Отделение планирования, координации и контроля от самой работы.
Ф. Тейлор Ф. Гилберт Г. Гантт Вебер Г. Эмерсон Г. Форд Г. Грант О.А. Ерманский
Классическая (административная) школа управления (1920—1950гг.)
1. Развитие принципов управления.
2. Развитие функций управления.
3. Систематизированный
подход к управлению всей
А. Файоль Л. Урвик Д. Муни А. Слоун А.Гинсбург А.Гастев
Школа человеческих
отношений и школа
1. Использование приемов управления межличностными отношениями.
2. Применение наук о человеческом поведении.
М. Фоллетт Э. Мэйо Мак
Грегор Ликерт
Количественный подход (с 1950 г. по настоящее время)
1. Разработка и применение математических моделей в управлении.
2. Развитие количественных методов в принятии решений.
С. Форрестр Э. Райф С. Саймон
Синтетические учения об управлении
Процессный подход (с 1920 г. по настоящее время)
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)
Ф. Тейлор Р. Черчмен В. Вудфорт
Системный подход (с 1950 г. по настоящее время)
Рассмотрение организаций
как некоторой целостности, состоящей
из взаимосвязанных частей, каждая
из которых вносит вклад в развитие
целого. В системном подходе
А. Слоан П. Дюпон Р. Скотт
Ситуационный подход (с 1960 г. по настоящее время)
Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организаций наиболее эффективными способами. Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
П. Друкер У. Марч Р. Томпсон
Глобализация процессов (с 1990 г. по настоящее время) Инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий (развитие телекоммуникаций и Internet технологий; появление сетевых организаций и другое), либерализация управления, участие работающих в прибыли на капитал; усиление международного характера управления.
Школа научного управления (1885 —1920)
Несмотря на древнюю
историю возникновения и
Например, еще в начале XIX века Роберт Оуэн создал в Шотландии фабрику, на которой применялись революционные для того времени методы мотивации труда работников (обеспеченность жильём, хорошие условия труда, гибкая система материальных поощрений). Однако, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, ни один из других бизнесменов не последовал его примеру.
В начале XX века только
в США человек мог преодолеть
трудности, связанные с его
Трансконтинентальные
железнодорожные линии, построенные
в конце XIX века, превратили Америку
в самый крупный единый рынок
в мире. Невмешательство государства
позволяло удачливым
Эти и другие факторы сделали возможным появление формализованных способов управления и первых крупных теоретических разработок в этой области.
В 1911 году Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Фредерик Тейлор является основателем первой школы менеджмента, получившей название «школа научного управления». Он по праву считается отцом современного менеджмента.
Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда.
Основная идея его исследований: работа исполнителей должна изучаться с помощью научных методов.
Основные нововведения Тейлора:
1. Дифференцированная система оплаты труда (сдельная оплата).
Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
2. Метод изучения времени и движений (хронометраж), выработка норм производства.
Тейлор и его последователи полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Пример1. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.
3. Профессиональный
отбор людей, их обучение. Авторы
работ по научному управлению
также признавали важность
4.
Методы стимулирования и отдых.
5. Инструкционные карточки (правила выполнения работ) и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
6. Способ
расчленения и рационализации
трудовых приемов, отделения
Тейлор считал, что традиционные функции управления сводятся к деятельности по планированию и управлению.
Система Тейлора эффективна для низшего звена управления и целесообразна при переходе к крупносерийному и массовому производству. А на верхних ступенях власти рекомендуется принцип сочетания власти и ответственности.
Фрэнк и Лилиан Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. С помощью стоп кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед». Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Гилбретами был предложен новый метод, основанный на изучении простейших операций, что привело к созданию нормативов на определенные виды работ.
Ф. Гилбрет сгруппировал факторы, влияющие на производительность рабочего по трем категориям:
· переменные факторы рабочего (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т. д.);
· переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов (отопление, освещение, одежда, качество используемых материалов, монотонность и трудность работы, степень утомляемости и т. д.);
· переменные факторы движения (скорость, количество выполненной работы, автоматичность, направление движений и их целесообразность, стоимость работы и пр.).
Изучая каждый фактор в отдельности и выявляя его влияние на производительность труда, Френк пришел к мнению, что наиболее важной категорией являются факторы движения.
Применение нормирования труда дало значительный рост производительности труда и в настоящее время широко используется во многих странах.
Теоретически разработки Тейлора обосновал социолог и инженер Макс Вебер (1864-1920).
Он выдвинул и систематизировал принципы рационального построения организации[1]:
1. Все построено рационально;
2. Все функции определены инструкциями;
3. Все работы нормированы;
4. Разделение труда и специализация управленческого персонала;
5. Регламентация функций и ограничение количества менеджеров;
6. Взаимодействие
персонала подчинено целям, и
каждый отвечает за свои
Принципы Тейлора
были дополнены практическими
1. выполнил стандартизацию всех производственных процессов,
2. разделение операций на мелкие составляющие,
3. механизацию,
4. синхронизацию,
5. организацию
поточного производства на
За счет этого
он получил низкие издержки, связанные
с требуемой
Таб.2. Положительные и отрицательные черты научного подхода к управлению организацией.
Школа научного упраления