Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, лекция
Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.
«Хортонские эксперименты» положили начало:
1. многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации,
2. учету психологических явлений в группах,
3. выявлению мотивации к труду
4. изучению межличностных отношений,
5. подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Школа поведенческих наук
Примерно с конца
50-х годов школа человеческих
отношений трансформировалась в
школу поведенческих наук, главным
постулатом которой являются не методы
налаживания межличностных
Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления можно упомянуть Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали:
· различные
аспекты социального
· коммуникации в организациях,
· лидерство,
· изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.
В самых общих
чертах, основной целью этой школы
было повышение эффективности
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас МакГрегор (1906-1964), разработавший теорию «Х» и «У», в соответствии с которой, существует два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам.
Для организации типа «Х» характерны следующие предпосылки:
· человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;
· по причине нежелания работать большинство людей только под угрозой наказания могут осуществлять необходимые действия;
· человек предпочитает, чтобы им управляли, не желая брать на себя ответственности.
На основе таких исходных предположений автократ обычно:
· как можно больше централизует полномочия,
· структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений,
·
стремится упростить цели, разбить
их на более мелкие, каждому подчиненному
поставить свою специфическую задачу,
что позволяет легко
·
для обеспечения выполнения работы
может оказывать
Предпосылки теории «У» таковы:
· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;
· ответственность
по отношению к организации
· человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.
Организации, где доминирует демократичный стиль, имеют следующие характеристики:
· высокая степень децентрализации полномочий;
· подчиненные принимают активное участие в принятии решений;
· руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным;
· вместо жесткого контроля за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку;
·
руководитель, объяснив цели организации,
позволяет подчиненным
· руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы;
· пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
МакГрегор пришел к выводу, что управление типа «У» гораздо более эффективно и что задачей менеджеров является создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Большой вклад в развитие поведенческого направления в менеджменте внес психолог Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».
В соответствии с
этим учением у каждого человека
имеется иерархически расположенная
сложная структура
Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности) и производные. Базисные потребности постоянны, а производные изменяются.
Ценность производных потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. А базисные напротив, располагаются согласно принципу иерархии от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):
· физиологические;
· экзистенциональные – потребности в безопасности, уверенности в завтрашнем дне;
· социальные – потребности в принадлежности к коллективу;
· престижные – потребности в уважении, самоуважении;
· духовные – потребности в самовыражении, в творчестве.
Теория потребностей Маслоу была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации.
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых стиля лидерства.
Таб.4. Стили лидерства, предложенные Лайкертом.
Эксплуататорско-авторитарная.
Благосклонно-авторитарная
Консультативно-
Основанная на участии
Руководители имеют характеристики автократа.
руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Для таких отраслей, как обслуживание, образование, бухгалтерские и подобные им фирмы, медицина, торговля требуются менеджеры, работающие на основе второго подхода. В промышленном производстве упор на процесс производства более правильный и эффективный.
При управлении по первому принципу (внимание на производство) уровень травматизма, заболеваний, прогулов значительно выше, чем при ином подходе к управлению, но в коллективах, где отсутствует четкая структура и сплоченность, жесткий стиль управления является положительным фактором.
Особенности:
·
Разработка и применение методов
управления межличностными отношениями
для повышения
· Разработка теории потребностей.
· Использование наук о человеческом поведении в управлении и формировании организации с тем, чтобы работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом в полной мере.
· Использование в управлении методов, ориентированных на особенности межличностных отношений.
Таб.5. Положительные и отрицательные черты
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
Положительные черты:
Ø Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы.
Ø Затраты на человека – активы компании, которые надо правильно использовать.
Ø Формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности.
Ø Руководитель ориентируется на своих сотрудников.
Ø Разработка теории социального управления.
Ø Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей.
Ø Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц.
Отрицательные черты:
ü Отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета.
ü Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении.
Процессный подход
Эта концепция, означающая
крупный поворот в
Процессный подход
был впервые предложен
Управление рассматривается
как процесс, потому что работа по
достижению целей с помощью других
- это не какое-то единовременное действие,
а серия непрерывных
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует 5 исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовать, мотивировать, координировать и контролировать».
Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции:
· планирование,
· организация,
· руководство,
· координация,
· коммуникация,
· мотивация,
· контроль,
· исследование и оценка,