Эволюция управленческой мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….3
1.Особенности классической школы управления в России…………………..……5
1.1Предыстория формирования…………………………………………………...….5
1.2 Советская школа управления………………………………………………..……..6
2.Особенности школы человеческих отношений в России………………….……..12
3. Системный подход к менеджменту в России…………………………………….18
4. Перспективы менеджмента в России……………………………………...………22
Заключение……………………………………………………………….……………28

Работа содержит 1 файл

образец курсавой.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Саратовский Государственный Университет имени  Н.Г.Чернышевского. 
 

Экономический факультет.

Кафедра менеджмента и маркетинга. 
 
 

Курсовая  на тему:

«Эволюция управленческой мысли в России». 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:                                    студент 2 курса                                    271 группы д/о экономического ф-та специальность  менеджмент организации Акчурин А.И. Проверила: к.э.н. профессор

                  Дорофеева Л.И.  
                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саратов,2008. 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..….3

1.Особенности  классической школы управления  в   России…………………..……5

1.1Предыстория   формирования…………………………………………………...….5

1.2Советская школа управления………………………………………………..……..6

2.Особенности  школы человеческих отношений  в России………………….……..12

3. Системный  подход к менеджменту в России…………………………………….18

4. Перспективы  менеджмента в России……………………………………...………22

Заключение……………………………………………………………….……………28

 

Введение.

  Актуальность  выбранной мной темы состоит в  следующем: Любая наука базируется на использовании исторического  опыта. Изучение уроков истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития науки.

  Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее  развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

  • всегда интересно и нужно;

  • позволяет восполнить недостаток собственных  мыслей и объем своих знаний;

  • дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

  • позволяет извлечь соответствующие  уроки из прошлого с тем, чтобы  не повторять ошибок в будущем.

  Менеджеру, что бы добиться успеха как своего личного, так и предприятия на котором он работает, нужно знать  основы менеджмента, его различные  эволюционные формы. Менеджмент – это  умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения  других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической  и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный  характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения  менеджеров, подобно решениям государственных  деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых  регионов.

  Разработанность темы курсовой очень большая т.к. тема подразумевает большой временной  промежуток и научные труды многих отечественных ученых.    Проблему  разрабатывали: А. А. Богданов, А.К. Гастев, Н.А. Витке, В.Г.Афанасьев. Л.И. Ленин непосредственного участия в разработке управленческой науки не принимал, но дал принципиальное направление деятельности органов экономического управления на всех уровнях,  в своей работе  «Очередные задачи советской власти».

  А.А. Богданов разработал организационную  науку-тектологию. Он через практику пытался понять, какие причины и следствия лежат в основе принятия общественных идеалов, как они выражаются в революционных призывах и какую роль в жизни общества играют переходные процессы. На основании анализа и обобщений пытался доказать объективный характер общественных идеалов, считал, что они возникают из бытия коллективов, классов, сословий.

  А.К. Гастев организатор и директор Центрального института труда (1920-1938).  Он  видел  задачу создания новой индустриальной педагогики в широком смысле слова, направленной на воспитание профессионально  устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и производственного поведения. Он выступал против неоправданной идеологизации  воспитания, за общечеловеческий тип  трудовой личности.

  Н.А. Витке, его важнейшим достижением  была концепция использования природы  человеческого фактора в организации, выдвинутая в конце 20-х - начале 30-х  гг.

  В.Г.Афанасьев  разрабатывал концепции школы человеческих отношений и системного подхода.

  Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать эволюцию управленческой мысли в  России. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

  1.Рассмотреть  классическую школу управления  и её представителей в России.

  2.Рассмотреть  школу человеческих отношений  и её представителей  в России.

  3.Рассмотреть  системный подход к менеджменту  в России.

  4.Определить  перспективы менеджмента в России.

  В данной курсовой  использовались такие  методы исследования как: аналитический, сравнительный, изучение монографических  публикаций и статей, конкретно-исторический и метод обобщения.

  Теоретической основой данной курсовой являются: литература по менеджменту, материалы  периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Особенности классической школы управления в   России.

  1.1Предыстория  формирования.

  Классическая  школа управления зародилась в 1920 году за границей и примерно в это же время российские ученые начали активно участвовать в   разработке теории организации и управления. Но история менеджмента в России имеет более ранние упоминания об административном управлении.

  В историю менеджмента  XVII-XVIII в. реформатор Петр I вошел с реализацией новых хозяйственных функций государства. Были построены казенные заводы, каналы, флот, организована казенная внутренняя торговля и с другими странами. Разработаны законы, позволяющие государству участвовать в предпринимательстве, оказывать воздействие на распространение обучения ремеслу и науке.

  В XVIII в.  Екатерина II, царствовавшая с 1762 по 1796 г. продолжила реформы Петра I. В этот период особый вклад в развитие управленческих отношений внесли А. П. Волынский, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Д. А. Полиции, М. М. Щербатов, М. Д. Чулков, А. Н. Радищев.

  В XIX в. реформирование центральных органов государственной власти началось с издания в 1801 г. Манифеста об учреждении министерств, заменивших действовавшие ранее петровские коллегии. М. М. Сперанским был разработан проект изменения системы власти, которая в соответствии с идеями Ш. Монтескье была представлена тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предусматривалось создание соответствующих этим ветвям власти органов управления. Вопросы законодательства должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управление государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В структуре власти в соответствии с особенностями России предполагалось ввести объединение законодательной, исполнительной и судебной систем.

  В подготовке многих проектов законов  М. М. Сперанскому помогал его  ближайший соратник Н. С. Мордвинов. Это был необыкновенно одаренный  человек. В 1774-1777 гг., плавая на английских судах, он познакомился с передовыми идеями английских ученых, которые  помогли в его дальнейших исследованиях. В 1802 г. он стал морским министром, с 1823 по 1840 г. — возглавлял Вольное экономическое общество.

  Вклад Н. С. Мордвинова в развитие российского  менеджмента начался с принятия и высокой оценки идей А. Смита. Безусловно, поддерживая идею эффективности разделения труда, Н. С. Мордвинов в особую область выделил международные отношения и международное разделение труда. Он научно обосновал необходимость разработки и использования политики протекционализма для укрепления экономики государства в условиях международного разделения труда.

  Реформирование  российского общества продолжилось в период царствования Александра II (1818-1881 гг.). В 1861 г. было отменено крепостное право. Крестьянская реформа вызвала изменение всех сфер управления: земской, судебной, военной и др.

  Во  время царствования Александра III (1845-1894 гг.) в условиях развития капиталистических отношений потребовалось укрепление вертикали власти, поэтому усиливалась роль полиции и администрирования. Экономические реформы противостояли революционному движению. В экономическую и политическую жизнь России в это время входили С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

  С. Ю. Витте осуществил в 1897 г. денежную реформу, используя способ девальвации  рубля для укрепления экономики  государства. Ввел винную монополию  государства, сумел привлечь капиталы Запада и создать экономические условия для промышленного подъема, который впоследствии стал называться «эпохой Витте». Вклад в развитие научного управления внесли работы С. Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке угля», «Самодержавие и земство»1.

  П. А. Столыпин был убежденным противником  революционных подходов к реформированию государственного управления. Он говорил, что России нужно сначала успокоение, а уж потом реформы2. Организовал вокруг себя для разработки проектов реформирования знающих и преданных России людей, в число которых входили министр земледелия А. В. Кривошеин и министр финансов В. Н. Коковцов.

  В аграрной реформе, разработанной под  руководством П. А. Столыпина, были заложены основы свободы человека и труда, изменены существующие принципы распределения земли, внедрения агротехнической культуры и стимулирования производительности труда.

  1.2Советская школа управления.

  В европейских  странах и США, где частная  форма собственности всегда находилась под защитой государства, движение за повышение эффективности управления производством не сопровождалось таким  количеством реформ государственного управления, как в России.

  После победы 7 ноября 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции владельцы заводов, фабрик, банков и других крупных предприятий были лишены своей собственности. В связи с этим многие покинули Россию.

Переход такого большого количества предприятий в  общественную собственность поставил перед Советом народных комиссаров (СНК) — новым правительством России сложнейшие задачи. В поисках новых  форм управления обобществленным народным хозяйством в конце 1917 г. было принято  решение о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)3. Этот орган государственного управления экономикой должен был решать все задачи организации функционирования народного хозяйства и государственных финансов. В губерниях управление перешло к местным органам экономического управления, в функции которых входила координация экономической деятельности всех организаций, действующих на подведомственной территории. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района из доверенных выборных представителей создавался Совет рабочего контроля.

   Принципиальное  направление деятельности органов  экономического управления на всех уровнях было определено в работе вождя революции В. И. Ленина «Очередные задачи советской власти». Определенный В. И. Лениным ряд задач составил основу для разработки будущих научных методов управления социалистическим производством на всех уровнях народного хозяйства. Основных задач было несколько.

  ♦  Введение в управление на микро и макроуровне единоначалия.

  ♦  Повышение  производительности труда на основе научной организации труда.

  ♦  Введение наилучших систем учета и контроля.

  ♦  Материальная заинтересованность производителей в  результатах труда.

  ♦  Разработка показателей, достоверно отражающих результаты хозяйствования.

  ♦  Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых  форм морального стимулирования рабочих и управленцев.

   Для  разработки и внедрения научных  методов управления производством предлагалось перенимать все ценное из идей и опыта других стран.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России