Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективных условий и потребностей экономики в течение исторически длительного периода времени. Управление как практическая деятельность зародилось сразу же как только далекий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координации совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением.
Менеджмент |
Реферат |
Эволюция Управленческой Мысли |
|
Закир Динара |
Эволюция управленческой
мысли представляет собой процесс
формирования и трансформации совокупности
взглядов на систему управления в
соответствии с объективных условий
и потребностей экономики в течение
исторически длительного
Систему управления можно
рассматривать и как результат,
и как форму проявления общественных
отношений. Если общественные отношения
носят примитивный характер (в
доисторический, древний период), то
и управление выражается в упрощенном
виде.
По археологическим раскопкам можно проследить древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами. Первые, самые простые, зародышей формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первичнообщинного строя. Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящий центр всех видов деятельности того периода. Переход к производству экономики и стал началом отсчета в эволюции искусства управления, вехой в накопления людьми знаний в этой области.
В своем развитии управленческая мысль пережила существенные изменения, что позволяет выделить выдающиеся этапы. На этих этапах управления изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях.
Пять управленческих революций
Первая управленческая революция учеными относятся к эпохе Шумерии и Древнего Египта. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. Например, при строительстве, сооружений Древнего Египта было проявлено управленческое искусство и умение планировать и организовывать долгосрочные работы, использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло известное обособление управления и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит отмирание присваивающего типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к принципиально новому типу обеспечения продуктами - к организации их производства (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления.
Вторая управленческая
революция носит светско-
Третья управленческая
революция носит
Четвертая управленческая
революция по времени совпала
с промышленной революцией XVII-XIX веков
и по существу стала её результатом.
Переход от ручного производства
к крупному машинному производству
ознаменовал резкое разделение труда
с закреплением за работниками и
производственными
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими. Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызывало истинный интерес к способам и средствам управления. Большая заслуга в развитии представлений об управлении принадлежит А. Смиту. В частности, он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих научных направлений, которые сформировались к настоящему времени, и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Он был первым реформатором во взглядах на управление организацией. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и поэтому может меняться к лучшему. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть “этот замечательный социальный эксперимент”. Но, несмотря на то что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна.
Пятая управленческая
революция называется менеджерской
и по временному интервалу ложится
почти целиком на двадцатое столетие.
Сущность качественного изменения
состоит в том, что менеджеры,
заняв ключевые позиции в управлении
производством, принципиальным образом
потеснили собственников
Систематизированный взгляд на управление
Первый взрыв интереса
к управлению был отмечен в 1911
г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал
свою книгу “Принципы научного управления”,
традиционно считающуюся
Несколько факторов помогают
понять, почему именно Америка оказалась
родиной современного управления. Даже
в начале двадцатого века Соединенные
Штаты были практически единственной
страной, где человек мог преодолеть
трудности, связанные с его
Трансконтинентальные
железнодорожные линии, строительство
которых было завершено в конце
XIX века, превратили Америку в самый
крупный единый рынок в мире. Интересно,
что в то время практически
не существовало государственного регулирования
в бизнесе. Невмешательство позволяло
предпринимателям, которые добивались
успеха в самом начале развития своего
бизнеса, становиться монополистами.
Эти и другие факторы сделали
возможным формирование крупных
отраслей, крупных предприятий, настолько
крупных, что они требовали
Примерно в то же
время и в том же ключе М.Вебер
провел анализ деятельности бюрократических
систем и построил модель идеальной
бюрократии, основанную на жестко регламентированных
принципах иерархической
Появление и оформление
управления как науки, как области
научных исследований, частично были
ответом на потребности большого
бизнеса, а частично — попыткой воспользоваться
преимуществами техники, созданной
в период промышленной революции, а
частично достижением небольшой
группы, горстки любознательных людей,
имеющих горячее желание
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время
мир становился ареной быстрых перемен.
Все более частыми и значимыми
становились научно-
К настоящему времени
известны четыре важнейших подхода
к выделению научных
1. Подход с позиций
выделения различных школ
2. Процессный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационный подход.
Подходы на основе выделения различных школ
В первой половине двадцатого
века получили развитие четыре четко
различимые школы управленческой мысли.
Хронологически они могут быть перечислены
в следующем порядке: школа научного
управления, административная школа, школа
психологии и человеческих отношений
и школа науки управления (или
количественная школа). Самые убежденные
приверженцы каждого из этих направлений
полагали в свое время, что им удалось
найти ключ к наиболее эффективному
достижению целей организации. Более
поздние исследования и неудачные
попытки применить