Эволюция управленческой мысли

Автор: T**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Хотя организации и существуют почти столько же, сколько существует человечество, до XX века мало кто задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей, в основном, интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, то есть извлечь как можно большую прибыль, но не как управлять ими.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 20.11 Кб (Скачать)

Эволюция  управленческой мысли

Хотя организации  и существуют почти столько же, сколько существует человечество, до XX века мало кто задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей, в основном, интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, то есть извлечь как можно большую прибыль, но не как управлять ими.

Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих  из эффективного управления организацией, едва ли вызывало истинный интерес  к способам и средствам управления. В начале XIX века Роберт Оуэн много  времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью  других людей. Он представлял своим  рабочим приличное жилье, улучшал  условия их работы, разрабатывал системы  открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Подобные нововведения были феноменально новаторски для своего времени и явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Со всех концов страны и из-за границы  люди съезжались на фабрик у Оуэ на в Нью-Ланарке , Шотландии, чтобы воочию увидеть этот удивительный социальный эксперимент. Однако, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, другие предприниматели того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна, ни один из них не последовал его примеру. Это объясняется тем, что в то время собственники пытались извлечь как можно большую прибыль из своего предприятия при как можно меньших затратах. Не считалось необходимым социальная забота о рабочих, полагалось, что выплачиваемая заработная плата, которую, кстати, тоже пытались как можно более минимизировать, является достаточным вознаграждением за труд рабочих. Также пытались снижать затраты за счет сокращения числа служащих на предприятии, не занятых непосредственно в процессе производства, считая такие расходы неоправданными. Как известно, такая политика привела в некоторых странах к различным социально-политическим потрясениям. Так, например, в России в начале XX века подобное отношение к рабочим стало одной из причин, из-за которых стало возможным установление "диктатуры пролетариата" и создания так называемого государства рабочих и крестьян.

Первый взрыв  интереса к управлению был отмечен  в 1911 году. Именно тогда американский инженер Ф. У. Тейлор опубликовал  свою книгу " Principles of Scientific Management " ("Принципы научного управления"), которую многие считают началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований. Однако, еще задолго до опубликования трудов Тейлора, в американском обществе инженеров-механиков большой шум наделал доклад Тауна , в котором он провозгласил принцип, что всякий инженер должен быть также и экономистом. Подобный лозунг не был идеологическим измышлением, в нем была сформулирована уже назревшая и успевшая фактически сказаться тенденция и отчасти указаны ближайшие практические перспективы. Многие инженеры увидели в нем правильное выражение складывавшегося положения вещей. С особым вниманием отнесся к данной проблеме и Тейлор, посвятивший впоследствии долгие годы кропотливой работы правильному, как ему казалось, ее разрешению.  
 

Эмпирическая  школа управления

     В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.

     Можно выделить два основных направления  эмпирической школы: исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др.

     Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

     У представителей эмпирической школы  сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

     определение целей предприятия, возможных путей  их достижения и в зависимости  от этого доведение конкретных задач  до работников предприятия;

     классификация работ, их распределение, создание оптимальной  структуры, подбор и расстановка  кадров;

     использование меры поощрения и принуждения  для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

     установление  норм выработки, оценка деятельности предприятия  и отдельных работников на основе анализа;

     мотивация работников в зависимости от результатов  их деятельности.

     Учитывая, что деятельность менеджера носит  комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.

     Управляющему  рекомендуется придерживаться следующих  принципов:

     стремитесь  к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;

     проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;

     принимайте  во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение;

     планируя  сообщение, консультируйтесь при необходимости  с другими лицами;

     обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;

     используйте всякую возможность сообщить соответствующим  лицам все то, что может иметь  определенную ценность для них;

     следуйте  за своим сообщением, поддерживайте  обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;

     устанавливайте  коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;

     убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют  ваши сообщения;

     стремитесь  к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

     Рекомендаций  подобного рода в эмпирической школе  чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы - комплексность деятельности управляющего, степень влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

     Теоретики эмпирической школы не обошли своим  вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Минский институт управления 
       

         Контролируемая  самостоятельная  работа

           По  дисциплине «Менеджмент»

По  теме: Эволюция управленческой мысли.  Эмпирическая (прагматическая) школа управления.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:      студент группы 100002с

                                          Вальков Роман 
 
 
 

                        Минск 2011

Информация о работе Эволюция управленческой мысли