Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, лекция
Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.
Положительные черты:
· Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение.
· Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение.
· Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.).
· Учет и контроль за проводимыми работами.
· Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками.
· Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений.
· Равномерное распределение
ответственности между
Отрицательные черты:
· Сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей.
· Механический подход к управлению.
Классическая (административная) школа управления (1920 —1950)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды[2]. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
«Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.
Файоль рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности:
1. Технологическая\техническая деятельность;
2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен);
3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование);
4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов);
5. Защитная функция (защита собственности и личности);
6. Административная (воздействие на личный состав).
Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он в своей книге «Общая и промышленная администрация» (1923г) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.
Файоль выделил 14 принципов управления[3]:
1. Разделение труда,
которое повышает квалификацию
и уровень выполнения работ.
Целью разделения труда
2. Полномочия и
ответственность Полномочия
3. Дисциплина. Дисциплина
предполагает послушание и
4. Единоначалие. Работник
должен получать приказы
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчиненность личных
интересов общим. Интересы
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация.
Соответствующая степень
9. Скалярная цепь
или цепь взаимодействия
10. Порядок – все должны знать свое место в организации.
11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего
места для персонала и
13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при разработке ими новых идей.
14. Корпоративный
дух заключается в
Основное достижение Файоля – попытка исследовать организационную структуру и выводы о необходимости налаживания горизонтальные связи, иначе иерархическая структура значительно усложнит согласование и принятие решений.
«Файоль ставил задачу – научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».
Файоль разработал перечень личных качеств управляющего, необходимых для работы с персоналом:
· физическое здоровье;
· интеллектуальные способности;
· моральные качества;
· образование;
· умение работать с людьми;
· компетентность в деятельности предприятия.
Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров:
· дополняйте свои технические знания умением управлять;
· получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями;
· контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний;
· не злоупотребляйте доверием начальника;
· старайтесь,
как можно объективнее
· постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.
Таб.3. Положительные и отрицательные черты классической школы управления.
Положительные черты:
Ø Вопрос о необходимости
выделения собственной
Ø Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера.
Ø Разработка целостной системы управления организацией.
Ø Структура управления
и организации предприятия
Ø Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.
Отрицательные черты:
ü Невнимание к социальным аспектам управления.
ü Невнимание к человеческому фактору на предприятии.
ü Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.
Особенности классической школы управления:
· Рациональное управление предприятием «сверху»
· Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные
· Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д.
· Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности
· Разработка вопросов общего управления
· Формулирование систематизированной теории управления всей организацией с выделением управления в особый вид деятельности
· Выделение волевого момента в постановке и развертывании производства
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950)
Движение за человеческие
отношения зародилось в ответ
на неспособность полностью
Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) и Элтона Мэйо (1880-1949) можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.
Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формального взаимодействия с подчиненными (т.е. перестать опираться на должностную власть), а стать лидером, признанным работниками.
Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.
Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему человеческих отношений).
Эксперименты на заводе в Хортоне в компании «Вэстерн Электрик Компани», проводимые в течение 13 лет (1927-1939 гг.), показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации небольшой неформальной группы. Мэйо призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых он считал стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе.
«В начале эксперимента
группой инженеров-