Элементы организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Родоначальниками концепции менеджмента, как специализированного вида деятельности, являются американцы. Однако они усомнились в правильности своего пути, в неоправданном увеличении наукой управления. Японцы так и не пришли к идее формирования профессиональных управляющих. Опираясь на положительные стороны накопленного потенциала, и используя в разумных пределах зарубежный опыт, в нашей стране необходимо создавать свое направление в науке управления.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Элементы организации. Внутренняя и внешняя среда организации.................5
1.1. Понятие организации......................................................................................5
1.2. Внутренняя среда организации....................................................................11
1.2.1. Цели......................................................................................................13
1.2.2. Структура.............................................................................................14
1.2.3. Задачи...................................................................................................15
1.2.4. Технология...........................................................................................16
1.2.5. Люди.....................................................................................................17
1.3. Внешняя среда организации.........................................................................19
1.3.1. Организация и ее внешняя среда.......................................................19
1.3.2. Характеристики внешней среды........................................................21
1.3.3. Среда прямого воздействия................................................................22
1.3.4. Среда косвенного воздействия...........................................................23
2. Функции менеджмента: организация, мотивация, контроль............................26
2.1. Организация...................................................................................................26
2.1.1. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.....................................28
2.1.2. Построение организаций..............................................................................29
2.2. Мотивация......................................................................................................37
2.2.1. Обзор теорий мотивации..............................................................................40
2.3. Контроль.........................................................................................................48
2.3.1. Процесс контроля......................................................................................51
2.3.2. Экономические факторы контроля..........................................................56
Заключение..........................................................................................................................57
Список используемой литературы...................................................................................59

Работа содержит 1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Самарский  государственный архитектурно-строительный

университет» 

Кафедра экономики и менеджмента в строительстве 
 
 

Курсовая  работа

по курсу менеджмента на тему:

«Элементы организации. Внутренняя и внешняя  среда организации. Функции менеджмента» 
 
 
 
 

Выполнила студентка II курса ИЭФ группы ЭН-74

специальности ОСНИ

Горбунова С.С.

Руководитель  Петров Н.А. 
 
 
 
 
 

Самара 2008

План

Введение.......................................................................................................................3

1. Элементы организации. Внутренняя и внешняя среда организации.................5

     1.1. Понятие организации......................................................................................5

     1.2. Внутренняя среда организации....................................................................11

            1.2.1. Цели......................................................................................................13

            1.2.2. Структура.............................................................................................14

            1.2.3. Задачи...................................................................................................15

            1.2.4. Технология...........................................................................................16

            1.2.5. Люди.....................................................................................................17

     1.3. Внешняя среда организации.........................................................................19

            1.3.1. Организация и ее внешняя среда.......................................................19

       1.3.2. Характеристики внешней среды........................................................21

            1.3.3. Среда прямого воздействия................................................................22

            1.3.4. Среда косвенного воздействия...........................................................23

2. Функции менеджмента:  организация, мотивация, контроль............................26

     2.1. Организация...................................................................................................26

            2.1.1. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.....................................28

            2.1.2. Построение организаций..............................................................................29

     2.2. Мотивация......................................................................................................37

            2.2.1.   Обзор теорий мотивации..............................................................................40

     2.3. Контроль.........................................................................................................48

            2.3.1. Процесс контроля......................................................................................51

             2.3.2. Экономические факторы контроля..........................................................56

Заключение..........................................................................................................................57

Список используемой литературы...................................................................................59 
 
 
 

Введение

     Одно  из узких мест осуществления реформы  экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. Главным путем приспособления к рынку является освоение опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет.

     Ценным аспектом этого опыта в XX-XXI вв. стала сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент", подразумевают и людей - менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления.

     Родоначальниками  концепции менеджмента, как специализированного вида деятельности, являются американцы. Однако они усомнились в правильности своего пути, в неоправданном увеличении наукой управления. Японцы так и не пришли к идее формирования профессиональных управляющих. Опираясь на положительные стороны накопленного потенциала, и используя в разумных пределах зарубежный опыт, в нашей стране необходимо создавать свое направление в науке управления.

     Что такое менеджмент? Это управление деятельностью, это выбор оптимального решения из множества вариантов  и организация его выполнения, будь то покупка ксерокса или слияние компаний, или ведение производственного совещания. Менеджмент - это определение конкретных действий, направленных на достижение поставленных целей, подбор людей, способных их реализовать.

     Иногда  бытует мнение, будто менеджмент имеет  дело только с эффективными структурами.

     Среднему  менеджеру, возглавляющему отдел, производственное или исследовательское подразделение и пр., большую часть своего рабочего времени приходится тратить на решение мелких проблем, процедурных вопросов, на борьбу с перебоями, а вовсе не наблюдать за плавным выполнением работы. Менеджер постоянно сталкивается с необходимостью решать проблемы, волнующие коллег, начальников, сотрудников. Ему необходимо выделять время для перспективного планирования, работы с бумагами, распределения прибыли. Менеджер должен быть в курсе технических изобретений в соответствующей области, следить за своевременностью поставок, предупреждать сбои, исправлять допущенные ошибки. Кроме того, ему нужно не забывать о своем здоровье, благосостоянии семьи, личных планах и карьере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Элементы организации.  Внутренняя и внешняя  среда организации

     1.1 Понятие организации

     Для эффективного функционирования менеджмента  должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров. В данном случае под организацией (organization) следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и тому подобные трудовые формирования. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

  • наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
  • наличие, по крайней мере, одной общественно полезной цели (то есть желаемого конечного состояния или результата);

    ♦наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

    Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

    Это определение сформулировано классиком менеджмента Честером Барнардом [10] (рис.1.1.).

     

    Рис. 1.1. Элементы организации 

         Кстати, группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием этих лиц.

         Такое определение дано специалистом по групповой динамике Марвином Шоу [10].

         Все организации отличаются друг от друга  по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложностью операций и процедур и т.п.). Вместе с тем, они имеют общие для всех организаций характеристики (рис. 1.2).

     Рис. 1.2. Общие характеристики организации 

  1. Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются для достижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы - это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технология и информация.
  2. Зависимость от внешней среды. Это одна из самых значимых характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно, в отрыве от внешних факторов. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на неё.

     Термин  внешняя среда включает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, и другие составляющие. Большое значение имеет тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

     3. Разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур, то есть разделение труда по горизонтали. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация, будут зависеть эффективность труда, личный трудовой вклад исполнителей. Горизонтальное разделение труда - это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути, это разделение всей работы на составляющие компоненты, то есть расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

     По  горизонтали труд разделяется, как  правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признаку. Сложные организации (организация, имеющая набор взаимосвязанных целей, называется сложной) осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих конкретные специфические задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия.

     Поскольку работа в организации разделяется  на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Иначе говоря, происходит вертикальное разделение труда. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. В укрупнённом плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

      общее руководство - выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации;

  • технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий;
  • экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации и т.п.;
  • оперативное управление - составление и доведение до отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом и количеством производственного процесса;
  • управление персоналом - подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

     Таким образом, в организации существует две формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

     Понятие организация, данное Ч. Барнардом, справедливо для формальной организации, то есть системы сознательно координируемых действий двух и более человек. Формальная организация - это организация, поддающаяся структуризации. Создание формальной организации - это принудительный процесс, чьё-то волевое решение. Формальные организации создаются по заранее продуманному плану. В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (организацией) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Информация о работе Элементы организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Функции менеджмента