Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:50, дипломная работа
Целью исследования дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию менеджмента магазина ………….
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики, необходимость постоянного совершенствования менеджмента организации.
2. Дать характеристику деятельности магазина …………….
3. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента в магазине …………………
Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы совершенствования менеджмента ……………………….6
1.1. Сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики…………6
1.2. Функции, принципы и методы менеджмента организации……………………15
1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.…………………………....21
2. Анализ деятельности магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………..43
2.1. Характеристика магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………....43
2.2. Экономический анализ товарооборота торговой организации………………..52
2.3. Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………………..66
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………………………………………………73
3.1. Совершенствование планирования и прогнозирования ……….……………..73
3.2. Совершенствование мотивации персонала ………………………………..…...85
3.3. Совершенствование управления отдельными видами ресурсов……...………94
Заключение…………………………………………………………………………...100
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю производственного процесса и достижение намечаемых целей получают оценку на рынке.
Разновидности менеджмента.
Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и проч. 4
Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).
Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.
Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п.
Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.
Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией, и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.
Цели в менеджменте
Важным
разделом менеджмента является выработка
четких формулировок целей в управлении
организацией. Цели являются изначальным
элементом системы управления организацией,
выполняя организующую, мотивирующую
и контролирующую функции. Само
появление организации
По принятой в менеджменте терминологии под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации5. Именно на его достижение направлена, прежде всего, управленческая деятельность. Причем крупные организации имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.
Цели становятся инструментом управления, когда они:
К целям предъявляются довольно жесткие требования.
Важной характеристикой цели является ее достижимость и реалистичность. Цели должны быть реальными для данных условий и соответствовать возможностям организации. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения, подорвать доверие к руководству. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией
Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности работников, они должны быть ими признаваемы в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность и близость большинству членов организации.
Цели являются главным мотиватором, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Цели уменьшают неопределенность, разъясняя работающим, что предприятие преследует в своей деятельности.
Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные и операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации.
Как правило,
они абстрактны, идеалистичны и описываются
в качественных терминах. Цели оправдывают
существование организации
Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность, они важны для членов организации и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.
Операционные цели еще более измеряемы, чем оперативные.
Необходимо
различать цели общие, или глобальные,
разрабатываемые для
Общие цели отражают концепцию развития предприятия и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что, в свою очередь, требует точного формулирования целей и их конкретной увязки с ресурсами.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении предприятия и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
Подводя итог, можно дать следующее определение менеджмента.
Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Функционирование организации предполагает, что люди в организации осуществляют определенные действия. То есть управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ и контроль деятельности.6
Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивирование, контроль и координация.
Функция планирования предполагает постановку целей и выбор путей их достижения с учетом имеющихся ресурсов. Планирование осуществляется исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, спроса и предложения, уровня конкуренции и т.д. Функция планирования базируется на результатах анализа.
Функция организации предполагает структурирование объекта управления, определения прав и обязанностей соответствующих подразделений для реализации планов. Как правило, структурные единицы выявляются по иерархическому или функциональному признаку. При этом необходимо обеспечивать постоянную адаптацию организационных структур к меняющимся условиям внешней среды.
Функция мотивации – процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы.
Функция контроля – функция по обеспечению выполнения работ. Реализация этой функции связана с созданием системы внутреннего контроля на предприятии, определением состава контролируемых показателей, периодов и т.п.
Функция координации – центральная функция по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы организационной системы.
Принципами менеджмента
Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Можно сформулировать следующие основные принципы менеджмента:
Принцип разделения труда. Процесс управления – совокупность работ, характеризующихся технологической однородностью действий в системе управления. Это является условием расчленения процесса управления на этапы и стадии, выполняемые работниками различных профессий и квалификаций. Сущность разделения управленческого труда и его кооперация заключается в специализации исполнителей и установлении между ними связей в процессе управления.
Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и деятельности организации на основе использования системы знаний и достижений науки и техники.
Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и системного, и комплексного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам
Информация о работе Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия