Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию менеджмента магазина ………….
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики, необходимость постоянного совершенствования менеджмента организации.
2. Дать характеристику деятельности магазина …………….
3. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента в магазине …………………

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы совершенствования менеджмента ……………………….6
1.1. Сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики…………6
1.2. Функции, принципы и методы менеджмента организации……………………15
1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.…………………………....21
2. Анализ деятельности магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………..43
2.1. Характеристика магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………....43
2.2. Экономический анализ товарооборота торговой организации………………..52
2.3. Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………………..66
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………………………………………………73
3.1. Совершенствование планирования и прогнозирования ……….……………..73
3.2. Совершенствование мотивации персонала ………………………………..…...85
3.3. Совершенствование управления отдельными видами ресурсов……...………94
Заключение…………………………………………………………………………...100

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 149.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………………..3

1.Теоретические основы совершенствования менеджмента ……………………….6

1.1. Сущность  и значение менеджмента в системе  рыночной экономики…………6

1.2. Функции,  принципы и методы менеджмента  организации……………………15

1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.…………………………....21 

 

2. Анализ деятельности магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………..43

2.1. Характеристика  магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………....43

2.2. Экономический  анализ товарооборота торговой  организации………………..52

2.3. Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………………..66

 

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………………………………………………73

3.1. Совершенствование  планирования и прогнозирования   ……….……………..73

3.2. Совершенствование мотивации персонала ………………………………..…...85

3.3. Совершенствование управления отдельными видами ресурсов……...………94 

Заключение…………………………………………………………………………...100

Список использованных источников……………………………………………….104

Приложения…………………………………………………………………………. 109

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Надо  отметить, что нет единой точки  зрения на определения понятия менеджмент. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для достижения организацией цели.

Можно сказать  также, что современное управление - это совокупность факторов, которые  объективно зародились в прошлом  и ранее были как бы невидимы, неразличимы, но по мере развития стали  играть ключевую роль.

Интерес к проблемам менеджмента со стороны  руководителей предприятий постоянно  растет. Эффективные методы управления все более осознаются как необходимый  инструмент грамотного ведения бизнеса, фактор повышения конкурентоспособности  и благополучия фирмы. Повышается интерес  к информации относительно того, как  вообще развивается менеджмент в  России.

По мнению большинства специалистов в настоящее  время уже созданы все предпосылки  для развития эффективного менеджмента. Становление рыночных отношений, развитие предприятий привели к тому, что  руководители вынуждены овладевать этим инструментом.

В наступившем  веке актуальность человеческого ресурса  организации, по мнению исследователей управления персоналом, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие, персонал. Данное обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе на разнообразных предприятиях.

Торговое  предприятие – основное звено  сферы обращения, обладающее хозяйственной  и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров  от производителей к потребителям посредством  купли-продажи и реализующее собственные  интересы на основе удовлетворения потребностей людей.

Товарное  обращение – неотъемлемый элемент  рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Именно торговля, реализуя произведенную  потребительскую стоимость, связывает  производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.

Основными   хозяйствующими   субъектами   на   потребительском   рынке, осуществляющими розничную продажу  товаров,  выступают  торговые  предприятия (юридические лица) и  отдельные предприниматели (физические лица).

В процессе коммерциализации российской экономики  особую значимость приобретает такая  важная форма реализации  товаров  как, розничная торговля.

Розничная торговля - это завершающая форма  продажи товаров конечному потребителю  в небольших объемах через  магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли.  Коммерческая работа по продажи в  розничных  торговых предприятиях в  отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности.  Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои,  специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Под  торговым  предприятием  понимается  самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами юридического лица,  осуществляющий  закупку  и  реализацию потребительских товаров, а также другие виды  вспомогательной  хозяйственной деятельности,  не  запрещенные  законодательством  и   предусмотренные   его уставом.

Важной  особенностью торгового менеджмента  является комплексный характер формирования всех управленческих решений, связанных с  различными  сторонами деятельности  торгового  предприятия.   Все   эти   управленческие   решения теснейшим  образом  взаимосвязаны   и   оказывают   прямое   или   косвенное воздействие на конечную эффективность хозяйственной  деятельности  торгового предприятия.  Так,  отдельное  управленческое   решение,   направленное   на совершенствование организации или технологии торгового  процесса,  каким  бы прогрессивным оно не казалось с позиций  инновационного  менеджмента,  может быть не эффективным с учетом специфики  условий  экономической  деятельности предприятия и вызвать негативные последствия для его финансового  состояния. Поэтому  торговый  менеджмент  рассматривается   как   комплексная   система действий, состоящей из разработки  взаимозависимых  управленческих  решений, каждое  из  которых  вносит   свой   вклад   в   конечную   результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Актуальность темы дипломного проекта заключается в том, что эффективный механизм менеджмента торгового предприятия позволяет  в  полном  объеме реализовать стоящие перед ним цели и  задачи,  способствует  результативному осуществлению всех его функций на предприятиях торговли.

Целью исследования дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию менеджмента магазина ………….

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования: 

1. Изучить сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики, необходимость постоянного совершенствования менеджмента организации.

2. Дать характеристику деятельности магазина ……………. 

3. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента в магазине …………………

Объектом исследования дипломного проекта является магазин …………

Предметом исследования являются пути совершенствования менеджмента в магазине ……….

Настоящий дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность и значение  менеджмента в системе рыночной  экономики

 

Перемены, происходящие в  мире и России за последние годы, коснулись многих сфер деятельности людей. Переход от административно-командной системы к рыночным отношениям потребовал овладения многими знаниями в области: экономики, психологии, организационного поведения. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце XIX столетия, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е годы прошлого века. Постепенно деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний — в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу.

Английское слово "менеджмент" (management), в переводе на русский язык означает "управление". Оно происходит от корня латинского слова “munus” – рука. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало — искусство управлять лошадьми.1 Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к  рыночной экономике термины "менеджмент", "менеджер" легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов "управление", "управленческая деятельность", "директор", "руководитель". И это вполне оправдано, потому что менеджмент — это управление   в   условиях   рыночной   экономики,    в   которых   субъект хозяйствования должен:

  • использовать экономические методы управления;
  • ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
  • производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
  • постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
  • постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.

Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, социологи и др.

Термин "менеджмент" в обозначении управления появился в США, но в настоящее время практически стал известен каждому образованному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менеджмент ─ это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Таким образом, под менеджментом понимают вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли как конечного результата.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления  определенного типа взаимосвязанных  действий по формированию и использованию  ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рисунок 1)2.

 

 

1.РЕСУРСЫ:

• трудовые,

• материальные

• финансовые

• информационные

 

Действие  и

функция

управления

 

1. ПОСТАВЛЕННЫЕ  ЦЕЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПОЛУЧЕННЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

2. ПОЛОЖЕНИЕ В СРЕДЕ

 

3. ДИНАМИКА  РАЗВИТИЯ

4. СТРАТЕГИЯ

Процесс создания

и реализации

продукта


 

 

      Исходное состояние                                                             Конечное состояние

 

Рисунок  1 - Место процесса управления в организации

Но менеджмент — это не просто хозяйственное управление, а его  особая разновидность, возможная только в условиях рынка, — управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность  действий руководителя не командами  «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять  инициативу, принимать самостоятельные  решения, нести ответственность  за их результаты.

Противоположностью менеджменту  является командное управление, которое  было присуще отнюдь не только нашей  стране (у нас оно охватывало все  уровни экономики, а в остальном мире ограничивалось отношениями внутри фирмы).

Государственное управление не может  считаться менеджментом. Оно не ориентируется  на рынок, исключает инициативу, свободу  принятия решений. Наиболее яркий его  пример - руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, а в чрезвычайных условиях его  нарушение может даже караться смертью.

Возникновение менеджмента как  особого вида деятельности было обусловлено  развитием рыночных отношений и  появлением крупных предприятий  с сотнями и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли  квалифицированно руководить. Они вынуждены  были нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые  широкие полномочия и самостоятельность. Группы таких людей также получили наименование «менеджмент» (русская  аналогия — «руководство»).

 

 

Рисунок 2 – Содержание понятия  «Менеджмент»

В зависимости от периода, на который  ориентируется управленческая деятельность, менеджмент подразделяется на текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент3.

Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.

Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.

Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.

Менеджмент — это область науки, человеческих знаний, он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями.

Информация о работе Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия