Изучение использования принципов менеджмента организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение использования принципов менеджмента организации

Задачи курсовой работы:

1) раскрыть сущность принципов менеджмента;

2) изучить место принципов в системе менеджмента;

3) дать классификацию принципов менеджмента;

4) рассмотреть принципы менеджмента на основе выделения различных школ;

5) проанализировать организационно-экономическую характеристику ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;

6) оценить экономическую эффективность менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;

7) проанализировать использование принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;

8) выявить направления по улучшению принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;

Содержание

Введение 4

1 Теоретические основы принципов менеджмента 6

1.1 Сущность принципов менеджмента 6

1.2 Место принципов системе менеджмента 7

1.3 Классификация принципов менеджмента 10

1.4 Принципы менеджмента на основе выделения различных школ 13

2 Анализ использования принципов менеджмента на примере ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 18

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 18

2.2 Экономическая эффективность менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 22

2.3 Использование принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 36

3 План мероприятий по улучшению использования принципов в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 38

3.1 Предложения по совершенствованию использования принципов менджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 38

3.2 Разработка системы принципов менеджмента для ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 41

Заключение 44

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 117.01 Кб (Скачать)

     В таблице 9 определим коэффициент экономичности ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» за 2008-2009 годы.

        Таблица 9 - Определение коэффициента экономичности ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» за 2008-2009 годы.

Показатели  экономичности 2008 2009 Кизм.
Факт Факт
1 2 3 4
Затраты всего на 1 работника, тыс. руб. 50777 55557 1,1
Затраты аппарата управления на 1 работника, тыс. руб. 109091 138462 1,27
Затраты на 1 тыс. руб. валовой продукции 5,38 5,28 0,98
Затраты аппарата управления на 1 тыс. руб. валовой  продукции 0,24 0,31 1,3
Затраты всего на тыс. руб. чистой прибыли 1,02 1 0,98
Затраты аппарата управления на тыс. руб. чистой прибыли 0,0046 0,006 1,3
Затраты по заработной плате всего на 1 тыс. руб. чистой прибыли 3,9 3,45 0,88
Затраты по заработной плате аппарата управления на 1 тыс. руб. чистой прибыли 0,12 0,1 0,83
 

      Кэкон =                                                                                   = 1,08; 

     Экономичность управления Зейской ГЭС в 2009 году снизилась на 8%  по сравнению с 2008 годом, а затраты повысились на 8%.  Некоторые показатели, такие как затраты всего на одну тыс. руб. валовой продукции, затраты всего на одну тыс. руб. чистой прибыли, затраты по заработной плате на одну тыс. руб. чистой прибыли, затраты по заработной плате работников аппарата управления на одну тыс. руб. чистой прибыли  уменьшились в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Поэтому, эти показатели требуют тщательного анализа.

      

     Кэф.м. = 1,06 + (1 - 1,08) = 0,98. 

     Таким образом, эффективность менеджмента  в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» снизилась на 2% в 2009 году по сравнению  с 2008 годом за счет увеличения результативности на 6% и снижения экономичности на 8%.

     Управленческие кадры в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы.

     В целом менеджмент в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» можно считать эффективным. Но есть некоторые недостатки, которые снижают эту эффективность. Основными из них является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления12.

     Комплексный анализ всех показателей эффективности  менеджмента, и количественных и  качественных, показал, что предприятию  необходимо повышать эффективность  управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы  обеспечить высокие результаты деятельности.

      2.3 Использование принципов  менеджмента ОАО  «РусГидро» - «Зейская  ГЭС».

     Большая роль в успехе любой организации, в том числе и ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» отводится совершенствованию уровня управленческой деятельности, который основывается на принципах менеджмента.

     Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять (ориентировать) ее и управлять ею в правильном направлении и оптимальным способом13. Поэтому деятельность ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» основывается на принципах менеджмента.

       Дадим оценку степени использования  принципов менеджмента в ОАО  «РусГидро» - «Зейская ГЭС», соответствующих  современной парадигме менеджмента. 

     Элементы  современной парадигмы менеджмента:

     - организация - открытая система,  ориентация на внешнюю среду;

     - главный ориентир организации производства - качество продукции и удовлетворение потребностей;

     - наиболее широкое использование  ситуационного подхода, так как  он обеспечивает быстроту реакции;

     - главный источник прибавочной  стоимости - когнитариат, то есть  группа профессионально подготовленных  специалистов;

     - система управления строится  не на контроле деятельности, а на организационной культуре, на мотивации работников, стиле  руководства.

     В таблице 10 дана оценка степени использования принципов менеджмента, соответствующих современной парадигме менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС».

     Оценка  проводится по трехбалльной системе:

     0 - принципы не используются;

     1 - частично используются;

     2 - достаточно используются.

        Таблица 10 - Оценка степени использования принципов менеджмента, соответствующих современной парадигме менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС».

Принципы  менеджмента (по Анри Файолю) Степень использования принципов Коэффициент соотношения (х / 10)
Генеральный директор Нач.  отдела кадров Нач. отдела маркетинга Нач.

пр-ва

Главный бухгалтер
1 2 3 4 5 6 7              8
Разделения  труда 1 0 1 1 1   4  0,4
Дисциплины 2 1 1 1 2 7    0,7
Вознаграждения 2 2 0 1 1 6 0,6
Справедливости 1 1 1 1 1 5 0,5
Подчинение  частных интересов общим 1 1 2 2 2 8 0,8
Единоначалия 2 1 2 1 2 8 0,8
Инициативы 2 2 2 2 1 9 0,9
Корпоративного  духа 1 2 2 2 1 8 0,8
Иерархии 2 1 1 1 2 7 0,7
Порядка 1 1 2 1 1 6 0,6
 

     Таким образом, наибольшую степень использования  имеет принцип инициативы. Также  высокую степень использования  имеют следующие принципы: корпоративного духа, единоначалия, иерархии, подчинения частных интересов общим, дисциплины. Самую низкую степень использования имеет принцип разделения труда.

     В целом можно сделать вывод  о том, что ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» использует принципы менеджмента на 68 %. Поэтому для улучшения эффективности своей деятельности организации необходимо усовершенствовать свою управленческую систему, а в частности принципы менеджмента.

    3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «РУСГИДРО» - «ЗЕЙСКАЯ ГЭС» 

      3.1 Предложения по совершенствованию использования принципов менджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»

       Анализируя собранную информацию об ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»  можно указать ряд путей, которые, могли бы улучшить отдельные моменты по менеджменту организации и, соответственно, качеству предоставляемых услуг, а следовательно, и увеличение прибыли.

     В настоящее время выпускается  значительное количество молодых специалистов в области энергетики, знания и идеи которых можно было бы использовать и даже положить в основу нового направления в сфере управления гидроэлектростанциями. К сожалению, в настоящее время на предприятиях, занимающихся производством электрической и тепловой энергии, преобладает система непотизма, где родственные связи и знакомства стоят на первом месте при отборе кандидатов на должность. В то же время необходимо отметить, что существующие условия изменятся в ближайшем будущем, так как, для того, чтобы получать стабильную и высокую прибыль среди постоянно увеличивающегося количества предприятий сферы производства электрической и тепловой энергии, необходимы эффективные способы управления, высококвалифицированный персонал, внедрение компьютерных технологий и т.д. Всё это могут предоставить молодые специалисты с современными взглядами и обладающие необходимыми знаниями.

     Способность воспринимать новую информацию, в  том числе и в системе повышения  квалификации, с возрастом снижается. Однако при современных темпах развития ведущих отраслей знания, и особенно теории и практики менеджмента, каждому специалисту необходимо совершенствовать свою профессиональную подготовку14.

     В качестве наиболее эффективного метода обучения персонала в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» может использоваться ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников организации со многими сторонами ее деятельности, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов.

     Также, необходимо отметить, что введение обучающих программ, тренингов, семинаров  для существующего персонала, повлияло бы на эффективность труда сотрудников, причём, это необязательно должны быть дорогостоящие программы с  привлечением специалистов высокого класса. Достаточно пригласить преподавателей из университетов или даже самим  руководителям организовать проведение подобного тренинга, изучив предварительно необходимую литературу.

     Управляющий персонал организации выполняет слишком много обязанностей, не делегируя своих полномочий и, таким образом, не мотивируя сотрудников. Не помогает им проявить инициативу и способности. Поэтому можно было бы руководящему персоналу «поделиться» своими обязанностями и больше работы перекладывать именно на плечи подчинённых, лишь контролируя рабочий процесс и вмешиваясь в случае необходимости. Следует вновь напомнить, что главная задача руководителя- не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

     Принцип разделения труда будет эффективен в том случае, если:

     - подчиненные действительно знают и понимают, какие новые обязанности переданы им. Утвердительный ответ сотрудника на вопрос: «Все ли вам понятно?» – не всегда бывает правдивым: он может заблуждаться, а может бояться признаться, что не все понял;

     - сотрудник подготовлен к выполнению новых функций заблаговременно, есть уверенность в его способности выполнить задание, и обеспечено действие механизма стимулирования и мотивации;

     - подчиненный не будет получать "ценных указаний" от другого начальника через «голову» своего непосредственного руководителя;

     - исполнитель знает свои права и обязанности полностью;

     - исполнитель свободен в своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше;

Информация о работе Изучение использования принципов менеджмента организации