Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать генезис, особенности и тенденции российской практики управленческого консультирования. Данная цель раскрывается через выполнение следующих задач:
- раскрытие понятия «управленческое консультирование»;
- проведение ретроспективного анализа управленческого консультирования в России;
- выявление основных проблем и перспектив российской практики управленческого консультирования.
- исследование практики истории управленческого консультирования на примере консалтинговой фирмы « Консалтинг-Центр».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ.......................5
1.1. Возникновение менеджмента- консалтинга в России……………………5
1.2. Становление российского управленческого консультирования………..11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ................................................................20
2.1. Проблемы и перспективы развития рынка
управленческого консалтинга в России………………………………………..20
2.2. История практики управленческого консультирования на примере консалтинговой фирмы «Консалтинг-Центр»………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
Список используемой литературы………………
Первоначально западные консалтинговые фирмы в основном помогали освоиться на российском рынке западным же компаниям, но тем самым подавали пример и российским предпринимателям. К тому же последним довольно часто требовалось учитывать стандарты западной бухгалтерии, в связи с чем, постепенно стал формироваться спрос на услуги консультантов в юридической и налоговой сферах.
Первоначальным
мотивом прихода лидеров
Значительная часть выполнявшихся в это (время проектов была направлена на институциональное развитие инфраструктуры рыночных отношений, включая массовую приватизацию, формирование основ фондового рынка и биржевой торговли, создание механизмов поддержки малого бизнеса. Однако другая их часть, связанная в основном с постприватизационной реструктуризацией, позволила малому числу российских компаний получить временный, практически бесплатный доступ к услугам лидеров мирового консалтинга в условиях, когда их собственные финансовые возможности этого явно не позволяли.
Таким образом, важнейшей особенностью начального периода развития российского рынка управленческого консультирования являлось практически полное доминирование крупнейших международных консалтинговых фирм. Возникавшие в то время отечественные консалтинговые структуры не могли составить им какой-либо конкуренции. Однако воздействие этого фактора было весьма слабым и кратковременным, поскольку большинство потенциальных российских клиентов на первых порах было явно не готово адекватно воспринимать завышенные, с их точки зрения, гонорары иностранных консультантов.
Уже к середине 1990-х гг. на российском рынке работали сотни отечественных консультационных компаний. Наиболее крупные из них по численности персонала были вполне сопоставимы с представительствами международных консалтинговых сетей. Однако кризис 1998 г. негативно сказался на всех без исключения участниках консультационного рынка, как отечественных, так и иностранных. Вместе с тем, несмотря на колоссальное сужение консалтингового рынка, основные его участники в целом сохранили свои позиции. Отечественные компании использовали в качестве средства выживания значительное снижение накладных расходов и ставок профессионального вознаграждения. Западные же консалтинговые структуры, в том числе и лидеры мирового консалтинга (McKinsey, Bain, Boston Consulting Group, Arthur D. Little), предпочли либо вообще закрыть свои представительства, либо свести свое присутствие к минимуму. В гораздо лучшей ситуации были фирмы, принадлежащие к «большой пятерке».
Резкое
падение в посткризисный период
оборотов российских компаний заставило
их попытаться понять систему управления,
чтобы выяснить возможности компании
в кризисной ситуации. Российские
предприниматели стали
В связи с экономическим ростом в России появился реальный, а не простимулированный западными инъекциями спрос на управленческий консалтинг. Доходы международных консалтинговых фирм в России резко подскочили. По итогам 1999 г. совокупная выручка консалтинговых фирм на российском рынке составила 90 млн. долл[9,с.144].
В течение 2000 г. объем рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%. Все больше становилось и специалистов-консультантов. За год количество их в компаниях — участниках рейтинга журнала «Эксперт» выросло на 42%. Объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составил в 2000 г. порядка 100 млн. долл[9,с.144].
В
самом общем виде можно отметить,
что на российском
рынке сложилось несколько
направлений управленческого
консалтинга: в области
совершенствования
организационных структур,
создания мотивационных
систем управления персоналом,
эффективного управления
продажами, кадрового
потенциала и формирования
организационной культуры,
стратегического и операционного
планирования, финансового
менеджмента и бюджетирования. Помимо
управленческого консалтинга, сосредоточенного
на системе управления организацией, развиваются
и другие виды консалтинга - кадровый,
юридический, налоговый, информационный.
Характерной особенностью большинства
крупных российских консалтинговых компаний
является то, что они работают в нескольких
направлениях - корпоративные финансы,
управление, инвестирование, информационные
технологии.
1.
2.Становление российского
управленческого консультирования
По мнению А.П. Посадского, существующую в настоящее время классификацию консалтинговых структур России можно представить следующим образом [20,с.213].
1. Индивидуальные консультанты обычно начинали карьеру в научно-исследовательских институтах или учебных заведениях. Будучи достаточно компетентными в своей области, они выступают, как правило, квалифицированными экспертами в отдельных областях консультирования, специализируются на тренингах и обучении, процессном и психологическом консультировании.
2. Малые фирмы, ориентированные на процессное консультирование, и процессно-ориентированные фирмы среднего масштаба. Руководители фирм такого профиля начинали свою карьеру в качестве экспертов в каких-либо областях, однако теперь больше специализируются на вопросах стратегического планирования, управления персоналом, организационного развития. Как малых, так и фирм среднего масштаба в России довольно мало.
3.Малые экспертно-ориентированные фирмы. Такие фирмы работают в различных узких областях экспертных знаний (финансы, законодательство, налогообложение, маркетинг отдельных отраслей промышленности, инвестиционное проектирование или региональное развитие). В основном эти фирмы работают на местные органы управления, банки или на других инвесторов, заинтересованных в эффективном вложении капитала. Консультационные услуги, которые предлагают такие эксперты, в основном заключаются в финансовом аудите и составлении бизнес-планов или инвестиционных программ. Основная часть консультационной работы в России осуществляется именно этой категорией фирм.
4. Крупные экспертно-ориентированные фирмы. Таких фирм в России крайне мало. Обычно это корпорации, специализирующиеся на создании новых информационных технологий и автоматизированных систем управления или занимающиеся разработкой и сопровождением комплексных инвестиционных проектов.
5.Крупные государственные научные центры. Существует большое количество таких структур — это научно-исследовательские институты, академии, университеты и т.д. Скудость бюджета заставляет эти структуры постепенно выходить на свободный рынок и учиться «продавать» свои экспертные знания. При высоком качестве услуг им трудно получить адекватную оплату своим консультациям.
6. Фирмы, занимающиеся кроме консалтинга другими видами деятельности. В России большое число фирм, для которых характерна комбинация консультирования и других видов деятельности (торговля различными товарами, сервис, биржевой бизнес и др.). Консультирование в этих фирмах является в большей мере «сопутствующим» товаром и представляет интерес, если оно приносит дополнительный доход или помогает решать проблемы материнской компании. Особую категорию среди таких смешанных фирм составляют аудиторско-консалтинговые.
7.
Отделения зарубежных
фирм, работающие на
российском рынке.
В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. ряд крупнейших
западных консалтинговых и аудиторско
- консалтинговых фирм начали свою деятельность
в России. Их российские филиалы насчитывают,
как правило, более 50 специалистов, из
которых, как правило, подавляющее большинство
- граждане России. Эти
фирмы начинают испытывать серьезную
конкуренцию со стороны
чисто российских фирм.
8.Небольшие российские консультационные фирмы, сотрудничающие с крупными западными фирмами. Владельцы (они же руководители) этих фирм начинали карьеру в западных фирмах, а затем организовали свой собственный бизнес. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг.
Эти структурные элементы имеют разное организационное оформление, однако специалисты отмечают тенденцию к их укрупнению вследствие вытеснения с рынка мелких и средних фирм более сильными конкурентами либо слияния их в более крупные компании.
Сложность решения вопросов развития управленческого консалтинга в России приводит к возникновению новых интеграционных форм, одной из которых являются многопрофильные консалтинговые центры (МКЦ), предназначенные для качественной и оперативной диагностики, решения организационных, производственно-экономических, финансовых, социальных проблем, подготовки научно-методических рекомендаций, экспертиз и проектов развития предприятий [18,с.68].
В зависимости от места на рынке различают три типа консалтинговых компаний. К первому относятся фирмы, которые с момента их создания активно лоббируются и обслуживают определенных платежеспособных клиентов. Они специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов (как правило, естественных монополистов), работают по расценкам зарубежных компаний и практически не развиваются за пределами этого сегмента. Консалтинговые компании второго типа создаются крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работают на нескольких корпоративных клиентов. Третий тип — независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.
Как полагает С.О. Тимаков, рынок услуг по управленческому консультированию в нашей стране созревал очень неравномерно как по темпам, так и по регионам. Он отмечает четыре основные стадии формирования консалтингового рынка( таб.1) [22,с.81].
Стадии формирования консалтингового
рынка
№ стадии | Название | Содержание |
1стадия | Отчужденный рынок | Спрос на услуги сугубо пассивный. В это время возможности консультанта в области знаний и методик уже наготове, но клиент их еще не воспринимает, относится к ним настороженно. |
2стадия | Фетишизированный рынок | Среди фетишей встречались периодами , организационное построение, аттестация персонала, реструктуризация, информационные технологии |
3стадия | Избирательный спрос. | Клиент привыкает к большому разнообразию консультационных продуктов и для него возникает проблема выбора тех из них, которые ему в данный момент нужнее |
4стадия | Комплексный спрос | Клиенту важны не столько отдельный консультационный продукт или услуга, сколько весь опыт консультанта, знания, глубина мышления. Он желает взаимодействовать с консультантом как с креатив-партнером. |
Как видно из таблицы 1 на последних двух стадиях появляется квалифицированный спрос на консультационные услуги. Клиент уже понимает, чего нужно ждать от консультанта, а чего от него ожидать не следует. Но и сама консультационная среда тоже предпочитает разные виды спроса.
Исследователи отмечают, что до самого последнего времени рынок консалтинга в России был малопредсказуемым, а деятельность самих консультационных компаний - импульсивной. Бурный рост сопровождался присущими ему болезнями и противоречиями. Как отмечает М.Иванов[10], в начале первого десятилетия 21 века появились признаки, присущие сформированному рынку. Впервые при заметном росте общего объема рынка услуг (на 60%) его структура изменилась незначительно, хотя список участников рейтинга обновился почти наполовину. Другим объективным симптомом взросления рынка стал дефицит профессиональных кадров, так как спрос предъявляется на специалистов, владеющих специальными методиками и имеющих опыт работы. Вопрос дефицита квалифицированных специалистов является актуальным не только для промышленных предприятий и сфер народного хозяйства, но и для самих консультантов. Каждая консалтинговая компания решает эту проблему по-своему, черпая человеческие ресурсы из разных источников, среди которых основными являются сформировавшийся рынок труда и хэдхантинг (охота за головой, head hunting) в сочетании с подготовкой новых кадров. Сложившаяся на консалтинговом рынке тенденция ухода квалифицированного консультанта в компанию клиента имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Если утечка кадров не превышает разумных пределов, то это естественный процесс, у которого больше плюсов, чем минусов. Уход консультанта к заказчику — это хороший знак для консалтинговой компании.