Историческая типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение классической типологизациии обществ и основных характеристик.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Изучить подходы к типологизации и эволюцию обществ;
Рассмотреть современные подходы к пониманию обществ и социологический анализ обществ, модернизацию и социально-исторический детерминизм, индустриальное и постиндустриальное общества;
Определить этапы и историю развития «традиционного общества», экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Подходы к типологизации. Эволюция общества ………………..….....5
2. Современные подходы к пониманию общества………………………..9
3. Социологический анализ общества и его модернизация……………..11
4. Социально-исторический детерминизм………………………………..15
5. Этапы и условия развития «традиционного» общества. Экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации…………………………………………..……17
6. Индустриальное общество……………………………………………...24
7. Постиндустриальное общество……………………………..…………..25
Вывод……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………..27
Библиографический список………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

2курс.Курсовая (ориг) Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общ.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

      Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче

 предыдущей  в 3 — 4 раза. Самым продолжительным  был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет.

           Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что палеолит (древнекаменный век) длиннее века металла, который, в свою очередь, продолжительнее мезолита. Мезолит продолжительнее неолита, а бронзовый век  длиннее железного. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

    Таким образом, закон ускорения истории  свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например, чоппер — массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяются несколько видов орудий, техники и технологий.

       Новейшая история — единственная эпоха, в которую социология способна проникнуть при помощи основных методов эмпирического исследования, она составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период [6. C.76-77.]

            Второй закон, или тенденция, истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты. Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации аборигенного населения [9. C.30-32.].

            Сам факт ускорения истории — это еще не все, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе.

         В тех же случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда — ив промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади.

       Растет численность и одновременно  плотность населения. Плодородие  земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятий ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.

       Новые религиозные течения, в  том числе протестантизм, способствовавшие зарождению капитализма, возникают именно в городах. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяются деревянной скульптурой, а затем изящными искусствами. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных — состоящих из матери, отца и ребенка.

       Глобальный, всемирноисторический  процесс восхождения человеческих  обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогрессы.

       Фундаментом социального прогресса  выступает технический. По отношению  к политике и религии термин "прогресс" неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.

       Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и исторически сравнительно небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться [12].

  

    2.Современные подходы к пониманию общества 

    Вся история социологической мысли  есть история поисков научных  подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».

    Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество- это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий «механизм», состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.

    Среди современных концепций общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: «Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».

    Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу [11].

    Дальнейшее  развитие основные положения этой концепции  получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

    В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

    В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений: 

    1) общество – это система частей, объединенных в единое целое;

    2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

    3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе;

    4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;

    5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

    Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится  в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие. 
 
 
 

    3.Социологический анализ общества и его модернизация. 

    В широком смысле понятие «общество» - «общество вообще» - характеризует  то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

    Нетрудно  заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и ваша учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена, по крайней мере, на двух уровнях: макро -  и микросоциологическом.

    Макросоциология уделяет основное внимание моделям  поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые  можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся  в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

    Макросоциологический  уровень анализа представляет собой  изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это  системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют такие малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальное явление можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые  люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

    В реальной жизни «общества вообще»  нет, как нет «дерева вообще», есть вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и  эквивалент современных наций-государств, имея в виду человеческое наполнение («народ») внутреннего пространства в государственных границах. Пополняемое таким образом общество американский социолог Н. Смелзер определял как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность» [10].

    Для более полного и глубокого  понимания сущности общества на макроуровне  выделим несколько его отличительных  черт (признаков):

Информация о работе Историческая типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное