Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Социальные противоречия, возникающие по мере обретения постиндустриальным обществом зрелых форм, превосходят по уровню их комплексности любой прежний тип социального противостояния. Они способны не только серьезно дестабилизировать функционирующие общественные институты, но и реально воспрепятствовать дальнейшему прогрессивному развитию общества. Конфликт, вызревающий сегодня в недрах постиндустриальных социальных структур, представляется гораздо более опасным, нежели классовая борьба пролетариата и буржуазии, по целому ряду причин.
Введение
Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа
Современное социальное противостояние отличается от предшествующих и в институциональном аспекте
Эволюция взглядов на природу современного социального противостояния
Интеллектуальное расслоение в постиндустриальном обществе
Вызревание социального конфликта
Литература
Московский
Государчтвенный Университет
Социологический
факультет
Тема
реферата: «Классовая борьба в постиндустриальном
обществе»
Выполнила:
Студент ка 5 курса
503 группы
Перевертайло
Анна
Москва, 2011
Содержание
Введение
Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа
Современное социальное противостояние отличается от предшествующих и в институциональном аспекте
Эволюция взглядов на природу современного социального противостояния
Интеллектуальное расслоение в постиндустриальном обществе
Вызревание социального конфликта
Литература
Введение
Маркс предсказывал обострение классовой борьбы и рост численности пролетариата. Однако, несмотря на утверждения советской идеологии об «обострении классовой борьбы в капиталистических странах», все обстоит совершенно по-другому. С 60-х г.г. численность промышленного пролетариата во всех развитых странах последовательно сокращалась, а численность среднего класса – технической интеллигенции, административных кадров, работников интеллектуального труда наоборот возрастала. Классовый антагонизм также начал сглаживаться с 60-х гг. XX в. По Марксу, классовая борьба происходит между классами, интересы которых несовместимы. Однако, когда благосостояние простого рабочего стало позволять ему не только питаться, но и ездить на машине и покупать бытовую технику, он стал заинтересован в, если можно так выразиться, своей эксплуатации.
А. Дугин в
статье «Парадигма конца» объясняет
это победой капитализма над
пролетариатом, победой капитала над
трудом. Дугин пишет: «По контрасту
с успехом исторической реализации
марксизма в национал-
Политическая публицистика Маркса и Энгельса часто способствовала формированию представлений о марксизме как о пророческом учении, утверждавшем неизбежность пролетарской революции. Между тем и Маркс, и Энгельс были достаточно осторожными в своих прогнозах. История всегда понималась ими как набор различных сценариев развития. Тем не менее ученые часто давали повод для критики в свой адрес. Во многих популярных публикациях Маркса и Энгельса исторический процесс выглядит как железная поступь социального прогресса, осуществляющегося в ходе смены общественных формаций.
Ошибочно
полагать, что теории Маркса потерпели
крах. Совсем наоборот – многие его предсказания
сбылись, а большинство категории применимы
и сейчас, и это неудивительно – капитализм,
описанный Марксом, никуда не исчез. В
этом-то и состоит ошибка прогнозов Маркса,
который предрекал скорое падение капитализма.
По-настоящему капитализм выжил, и перешел
в новую стадию своего развития.
Социальные противоречия,
возникающие по мере обретения постиндустриальным
обществом зрелых форм, превосходят
по уровню их комплексности любой
прежний тип социального
Основные противоречия в обществе индустриального и постиндустриального типа.
Основные противоречия индустриальной (и, в более широком контексте, экономической) эпохи обусловливались позициями двух главных классов, располагавших, с одной стороны, монопольным ресурсом, без которого воспроизводство существующих порядков было невозможным (традициями и обычаями, военной силой, землей или капиталом), а с другой стороны — трудом. Противостоящие стороны имели, как это ни парадоксально, больше сходства, чем различий. Прежде всего, это была одна и та же система мотивов: как представители господствующих классов, так и трудящиеся стремились к максимизации присвоения материальных благ. Кроме того, что особенно важно, оба класса были взаимозависимы: ни представители низших слоев общества не могли обеспечить своего существования без выполнения соответствующей работы, ни высший класс не мог извлечь своей части национального богатства, не применяя для этого их труда.
Становление постиндустриального
общества происходит в качественно
иной ситуации. Композиция двух основных
классов с формальной точки зрения остается
прежней; с одной стороны, мы видим новую
доминирующую социальную группу, сосредоточившую
в своих руках контроль за информацией
и знаниями, стремительно превращающимися
в основной ресурс производства, с другой
— сохраняется большинство, способное
претендовать на часть общественного
достояния только в виде вознаграждения
за свою трудовую деятельность. Однако
теперь противостоящие стороны имеют
больше отличных, чем сходных черт. Представители
господствующего класса руководствуются,
главным образом, мотивами нематериалистической
природы: во-первых, потому что их материальные
потребности удовлетворены в такой степени
что потребление фактически становится
одной из форм самореализации; во-вторых,
потому что пополняющие его творческие
работники стремятся не столько достичь
материального благосостояния, сколько
самоутвердиться в качестве уникальных
личностей. Напротив, представители угнетенного
класса в той же мере, что и ранее, нацелены
на удовлетворение материальных потребностей
и продают свой труд в первую очередь ради
получения материального вознаграждения.
Более того, в новых условиях господствующий
класс не только, как прежде, владеет средствами
производства, либо невоспроизводимыми
по своей природе (земля), либо созданными
трудом подавленного класса (капитал)
на основе сложившихся принципов общественной
организации, но сам создает эти средства
производства, обеспечивая процесс самовозрастания
информационных ценностей. Таким образом,
низший класс оказывается в гораздо большей
мере изолированным, нежели ранее; он фактически
не представляет собой для высшего класса
«его иного», без которого в прежние эпохи
тот не мог существовать. В результате
претензии низшего класса на часть национального
продукта, которые ранее выдвигались как
более чем обоснованные, сегодня выглядят
гораздо менее аргументированными, и
этим в значительной мере объясняется
нарастающее материальное неравенство
представителей высших и низших общественных
слоев.
Современное социальное противостояние отличается от предшествующих и в институциональном аспекте.
Во-первых, во всей предшествующей истории угнетенные классы обладали собственностью на свою рабочую силу и были лишены собственности на средства производства. Социалисты, заявлявшие о необходимости реформирования буржуазного строя, считали, что единственной возможностью разрешения этого противоречия является обобществление земли, средств производства и придание им статуса так называемой общенародной собственности. Развитие пошло по иному пути, и сегодня мы наблюдаем ситуацию, в которой, с одной стороны, многие представители трудящихся классов имеют в своей собственности акции промышленных и сервисных компаний, не дающие, впрочем, никакого контроля над их деятельностью. Вместе с тем они в состоянии приобрести в личную собственность все средства производства, необходимые для создания информационных продуктов, представляющих собой основной ресурс современного производства. С другой стороны, представители господствующих классов также имеют в собственности акции и другие ценные бумаги, приносящие их держателям одинаковый доход вне зависимости от их социального статуса; как и все другие члены общества, они, разумеется, имеют возможность приобретать в личную собственность те средства производства, которые могут быть применены индивидуально. По сути дела, в течение последних десятилетий практически каждый случай перехода человека из среднего класса общества в его интеллектуальную и имущественную верхушку в той или иной мере связан не столько с удачной реализацией его прав собственности на капитальные активы (для чего необходимо иметь их изначально и уже принадлежать к высшей страте), сколько с эффективным использованием интеллектуальных возможностей и находящихся в личной собственности средств производства для создания новых информационных, производственных или социальных технологий. Таким образом, современный классовый конфликт не разворачивается вокруг собственности на средства производства, а формируется как результат неравного распределения самих человеческих возможностей; последние, безусловно, отчасти обусловлены принадлежностью человека к определенной части общества, но не детерминированы исключительно этой принадлежностью. Таково первое весьма заметное отличие нового социального конфликта от всех ему предшествовавших.
Во-вторых, на протяжении
всей экономической эпохи предста
Таким образом, классовое
противостояние возникающее в пост
Эволюция взглядов на природу современного социального противостояния.
Попытки охарактеризовать классовый конфликт, свойственный постиндустриальному обществу, предпринимались социологами еще до создания концепции постиндустриализма. Обращаясь к вопросу о природе господствующего класса формирующегося общества, исследователи так или иначе вынуждены были прогнозировать, какая именно социальная группа окажется противостоящей новой элите и какого рода взаимодействие возникнет между этими двумя составными частями общественного организма. При этом по мере реального развития постиндустриального хозяйства доминирующий тип гипотез о характере нового социального противостояния менялся весьма показательным образом.
Начало исследованиям этой проблемы было положено в послевоенном десятилетии. В развитии социологической теории этот период отличался преобладанием оптимистичных ноток в большинстве социальных прогнозов, обусловленных быстрым экономическим ростом, установлением классового мира и гигантскими успехами науки и технологий. Многие придерживались в то время той точки зрения, что с преодолением индустриального строя острота классового конфликта неизбежно должна исчезнуть. При этом не утверждалось, что постиндустриальное, или информационное, общество окажется образцом социального мира; предполагалось лишь, что проблемы, непосредственно обусловленные прежним типом социального конфликта, перестанут играть определяющую роль. Весьма распространенной была также позиция, согласно которой постиндустриальное общество должно было формироваться как бесклассовое, что можно, на наш взгляд, объяснить значительным влиянием социалистических представлений.
В рамках подобного подхода Р. Дарендорф, считавший, что «при анализе конфликтов в посткапиталистических обществах не следует применять понятие класса», апеллировал в первую очередь к тому, что классовая модель социального взаимодействия утрачивает свое значение по мере локализации самого индустриального сектора и, следовательно, снижения роли индустриального конфликта. «В отличие от капитализма, в посткалиталистическом обществе, — писал он, — индустрия и социум отделены друг от друга. В нем промышленность и трудовые конфликты институционально ограничены, то есть не выходят за пределы определенной области, и уже не оказывают никакого воздействия на другие сферы жизни общества». В то же время формировались и иные позиции, принимающие во внимание субъективные и социопсихологические факторы. Так, одну из наиболее интересных точек зрения предложил Ж. Эллюль, указавший, что классовый конфликт не устраняется с падением роли материального производства, и даже преодоление труда и его замена свободной деятельностью приводит не столько к элиминации самого социального противостояния, сколько к перемещению его на внутриличностный уровень.
Информация о работе Классовая борьба в постиндустриальном обществе