Историческая типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение классической типологизациии обществ и основных характеристик.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Изучить подходы к типологизации и эволюцию обществ;
Рассмотреть современные подходы к пониманию обществ и социологический анализ обществ, модернизацию и социально-исторический детерминизм, индустриальное и постиндустриальное общества;
Определить этапы и историю развития «традиционного общества», экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Подходы к типологизации. Эволюция общества ………………..….....5
2. Современные подходы к пониманию общества………………………..9
3. Социологический анализ общества и его модернизация……………..11
4. Социально-исторический детерминизм………………………………..15
5. Этапы и условия развития «традиционного» общества. Экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации…………………………………………..……17
6. Индустриальное общество……………………………………………...24
7. Постиндустриальное общество……………………………..…………..25
Вывод……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………..27
Библиографический список………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

2курс.Курсовая (ориг) Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общ.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего              профессионального    образования

Ульяновский государственный    технический университет

Экономико-математический факультет

Кафедра ″Управление персоналом″ 
 

Курсовая  работа

на тему:

Историческая  типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. 
 
 
 
 
 
 
 

       

Выполнила: ст-ка гр.УПд-21

Прядильщикова Наталья 

    Проверил: д. соц. наук,

    профессор Займалин Е. П.

      
 

    Ульяновск

      2009 
Содержание
 

    Введение…………………………………………………………………..3

1. Подходы к типологизации. Эволюция общества ………………..….....5

2. Современные подходы к пониманию общества………………………..9

3. Социологический анализ общества и его модернизация……………..11

4. Социально-исторический детерминизм………………………………..15

5. Этапы и условия развития «традиционного» общества. Экономические условия развития родового общества от                     варварства до цивилизации…………………………………………..……17

6. Индустриальное общество……………………………………………...24

7. Постиндустриальное общество……………………………..…………..25

      Вывод……………………………………………………………………27

      Заключение……………………………………………………………..27

      Библиографический список………………………………………...…30 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

    Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

    Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными. Другая типология делит все общества также на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные классы — господствующий и негосподствующий. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически.

       Толчок к появлению сложных обществ был дан зарождением самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад (около 4 тысяч лет длился "инкубационный" период, в течение которого раннее государство превращалось просто в государство) . Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Итак, исторический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.

          В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Самый древний — охота и собирательство. Соответственно выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из локальных родственных групп (трибы), отделенных друг от друга огромными пространствами. По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество.

    Одной же из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:

1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян;

2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное;

3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

    Третья  волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ:

1) традиционное (аграрное);

2) капиталистическое (индустриальное);

3) современное (информационное).  

    Современное общество характеризуется:

1) готовностью и стремлением к развитию, изменению;

2) высоким уровнем социальной мобильности;

3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе;

4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации;

5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма;

6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права [1. С.38-39].

    Актуальность темы работы.

    Важнейшей чертой конца ХХ – начала XXI века является трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. В основе данной трансформации лежат  изменения в процессах трудовой деятельности, в организации труда  и структуре занятости, которые модифицированы научно-техническим прогрессом и новыми экономическими формами деятельности. В этих условиях нуждаются в серьезном изучении наиболее общие тенденции эволюции общественного характера труда, от которого зависят направление и темпы изменений всей экономической структуры общества. Актуальность темы исследования также обусловлена изменениями в социальной структуре современного общества на основе возрастающей интеллектуализации труда.

      Целью данной работы является изучение классической типологизациии обществ и основных характеристик.

    Исходя  из поставленной цели, я определила следующие задачи:

  • Изучить подходы к типологизации и эволюцию обществ;
  • Рассмотреть современные подходы к пониманию обществ и социологический анализ обществ, модернизацию и социально-исторический детерминизм, индустриальное и постиндустриальное общества;
  • Определить этапы и историю развития «традиционного общества», экономические  условия развития родового общества от варварства до цивилизации.
 
 
 

1.Подходы к типологизации. Эволюция общества. 

    Рассмотрим  два основных подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.

        1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный — на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий — на подневольном труде рабов и т.д. [3 С.6-7].

    Одним из существенных недостатков формационного  подхода многие исследователи считают  чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.

    В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой  все сферы общества находятся  в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

    2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

    Доиндустриальная  цивилизации. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства — земледелие и скотоводство (на ранних стадиях — собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

    Доиндустриальный  тип общества, называют также традиционным.

    Индустриальная  цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования.

    В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры города-гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и т. д.).

    Постиндустриальная  цивилизация — новый качественный этап в развитии общества. Для нее  характерны следующие признаки: автоматизация  и компьютеризация большинства  процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

    Цивилизационный подход типологизации общества также  имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию [8. C.19-21]. 

Информация о работе Историческая типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное