Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение классической типологизациии обществ и основных характеристик.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Изучить подходы к типологизации и эволюцию обществ;
Рассмотреть современные подходы к пониманию обществ и социологический анализ обществ, модернизацию и социально-исторический детерминизм, индустриальное и постиндустриальное общества;
Определить этапы и историю развития «традиционного общества», экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Подходы к типологизации. Эволюция общества ………………..….....5
2. Современные подходы к пониманию общества………………………..9
3. Социологический анализ общества и его модернизация……………..11
4. Социально-исторический детерминизм………………………………..15
5. Этапы и условия развития «традиционного» общества. Экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации…………………………………………..……17
6. Индустриальное общество……………………………………………...24
7. Постиндустриальное общество……………………………..…………..25
Вывод……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………..27
Библиографический список………………………………………...…30
1) территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;
2) наличие собственного названия и идентификации;
3) пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4) устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;
5) автономность, которая проявляется в том, что оно не является частью какого-либо другого общества, а также в способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставления им широких возможностей для самоутверждения и самореализации. Жизнь общества регулируется и управляется теми социальными институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые вырабатываются и создаются внутри самого общества;
6)большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (культуру), приобщает к этой системе каждое новое поколение (социализирует их), включая в сложившуюся систему социальных связей отношений.
При всех различиях в определении понятия «общество» социологи от О.Конта до Т.Парсонса рассматривали его как целостную социальную систему, включающую в себя большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Социальная система – это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование. Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общности и группы, вырабатывающие определенные социальные ценности и нормы, состоящие из отдельных людей, объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющими определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.
Социальная структура – это определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться в различных ракурсах, в зависимости от основания выделения структурных частей (подсистем) общества.
Так, важным основанием для выделения структурных элементов общества служат естественные, природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (население города, региона и т.п.), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т.п.), социально-этнические (род, племя, народность, нация).
На
макроуровне социального
Общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением людей: по отношению к собственности – на имущих и неимущих, по отношению к власти – на управляющих и управляемых и т.д.
При рассмотрении общества как целостной социальной системы важно выделять не только его структурные элементы, но и взаимосвязь этих разнородных элементов, подчас как будто и не соприкасающихся друг с другом.
Существует ли взаимосвязь между социальными ролями фермера и учителя? Что объединяет семейные и производственные отношения? и т.д. и т.п. Ответы на эти вопросы дает функциональный (структурно-функциональный) анализ. Общество объединяет свои составные элементы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что порождает совокупность элементов в целом, а также свойства, которыми в отдельности не обладает ни один их них. Американский социолог, создатель структурно-функциональной школы, Т. Парсонс, анализируя социальную систему, выделил следующие основные функции, без осуществления которых система не может существовать:
1) адаптация – потребность приспособления к окружающей среде;
2) целедостижение – постановка задач, стоящих перед системой;
3) интеграция – поддержание внутреннего порядка;
4) поддержание образца взаимодействий в системе, т.е. возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системе.
Определив
основные функции системы, Т. Парсонс
выделяет четыре подсистемы (экономика,
политика, родство и культура), обеспечивающие
выполнение этих функциональных потребностей,
- функциональные подсистемы. Далее он
указывает те социальные институты, которые
осуществляют непосредственное регулирование
адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими
и интеграционными процессами (заводы,
банки, партии, государственный аппарат,
школа, семья, церковь и др.). [4. C.17-18].
Под модернизацией понимается революционный переход от традиционного к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумеваем кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
Ее основой выступают развитие и распространение культуры "модернити": рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес. Иными словами, модернизация — приобщение данной страны к культуре, технологии и научным достижениям капитализма.
Слово "модернизация" пришло из английского языка и обозначает
усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. Различают два вида модернизации:
1.Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером служит переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века, преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменения в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
2. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. Россия, которая вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические реформы, начавшиеся после 1991 года (хотя социально содержание у каждой из этих реформ было разным).
Неорганическая модернизация
В отличие от органической модернизации неорганическая начинается не с культуры и изменения общественного сознания, его подготовки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы "модернити" не успевают охватить подавляющее большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают умами наиболее подготовленной части общества.
Еще в XIX веке в России интеллигенция
раскололась на "западников" и
"славянофилов". Первые выступали
за ускоренную модернизацию и механическое
перенесение западных образцов, вторые
ратовали за самобытный путь развития,
органическую модернизацию. Численность
первых оказалась недостаточной для того,
чтобы просветить, перестроить широкие
массы в пользу рациональных ценностей
[2.C.102].
4.Социально-исторический
детерминизм
Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.
Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.
Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма. Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек – не только объект, но и субъект социального действия.
Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.
Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому, в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижении различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.
История и социальные отношения не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные пути и способы ее осуществления.
Главная
особенность социально-
5.Этапы и условия развития «традиционного» общества. . Экономические условия развития родового общества от варварства до цивилизации.
Были ученые, как Генри Луис Морган (автор «Истории древнего общества»), которые из трех главных эпох человечества –
1. дикости;
2. варварства;
3. цивилизации - предпочтение в своих научных изысканиях отдавали первым двум.
1. Дикость
1.1. Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере, частью на деревьях. Только этим можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Этот период, вероятно, длился многие сотни тысяч лет. Но прямых свидетельств этому не осталось. При этом надо учитывать, что климат на Земле в то доисторическое время был примерно везде одинаков. То есть тропики и субтропики были и в средних, и даже северных широтах. Поэтому приписывать одной Африке приоритет в центре зарождения человечества - занятие весьма сомнительное. Главное достижение человечества той далекой эпохи - появление членораздельной речи. Основная пища - плоды, орехи, коренья.