Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе планирования как основной функции менеджмента.
Задачи:
1. Раскрыть понятие внутрифирменного планирования.
2. Описать формы внутрифирменного планирования.
3. Проанализировать методы планирования управления предприятием.
4. Провести исследование системы планирования в кофейне «Шоколад».
Введение 3
Глава 1. Особенности планирования деятельности и развития предприятия 5
1.1. Понятие планирования как основной функции менеджмента 5
1.2. Формы планирования 7
1.3. Современные методы планирования развития предприятия 9
Глава 2. Исследование системы планирования в кофейне «Шоколад» 15
2.1. Анализ технико-экономических показателей Кофейня «Шоколад» 15
2.1.1 Историческая справка 15
2.1.2. Анализ структуры управления 16
2.1.3 Анализ основных технико-экономических показателей 19
2.2. Стратегическое и оперативное планирование деятельности кофейни «Шоколад» 26
Выводы и предложения 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Содержание
Реформирование российской экономики на основе разгосударствления промышленности оказало существенное влияние на функционирование предприятий. Придание производственным и научно-производственным объединениям отрасли статуса акционерного общества сопровождается необратимыми изменениями в сферах их жизнедеятельности: хозяйственной, технологической, экономической, социальной.
Происходящие
преобразования обнажили недостатки опыта
хозяйствования в условиях развивающихся
экономических отношений. Для вновь созданных
на базе интегрированных производственных
комплексов акционерных обществ достижение
цели успешного взаимодействия с внешней
средой осложняется необходимостью построения
эффективного механизма внутрипроизводственных
взаимоотношений, поскольку только органичное
сочетание интересов всех субъектов единого
комплекса позволяет обществу действовать
эффективно.
В хозяйственной деятельности многое зависит от объективной оценки потенциальных возможностей корпоративной структуры и формирования на ее основе прогнозов и планов. Недостаточная разработанность отраслевых подходов к этим вопросам, стохастичность и неопределенность экономических реалий делают процесс принятия управленческих решений в сфере планирования несовершенным. Хотя принципы и методы плановой работы подвергались за последнее время изменениям, они оказались не в полной мере приспособленными для решения управленческих задач в условиях труднопредсказуемой и быстроменяющейся внешней среды.
Для
реального прогнозирования
Всё вышеизложенное обусловило актуальность исследования планирования как главной функции менеджмента.
Цель курсовой работы заключается в анализе планирования как основной функции менеджмента.
Задачи:
1.
Раскрыть понятие
2.
Описать формы
3. Проанализировать методы планирования управления предприятием.
4. Провести исследование системы планирования в кофейне «Шоколад».
Объект исследования – управление деятельностью предприятия (на примере кофейни «Шоколад»).
Предмет
– планирование в системе менеджмента
современного предприятия.
Планирование
- это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это
деятельность, направленная на определение
целей и задач организации, а также распределение
и перераспределение ресурсов для реализации
поставленных задач.
В узком смысле - это процесс составления
специальных документов, цель которых
состоит в сочетании и координации работы,
организации и повышении ее эффективности.
Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения [7, 11].
Конечный итог процесса проектирования – плановое решение.
Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования. В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.
Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.
Текущий бюджет направлен на:
Стратегический бюджет направлен на:
Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.
Формы планирования:
1) период планирования:
2)
величина привлекаемых
3) иерархия планирования:
Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.
Процесс планирования включает в себя:
Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).
При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:
Выделяют три основные формы планирования: централизованное, децентрализованное, комбинированное. Выбор формы зависит от многих факторов, в том числе от масштабов фирмы, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, наличия, развитости и технической базы информационных технологий и т. д. [15, 40].
Централизованная форма. При руководстве фирмой имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.
Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом.
Децентрализованная форма. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна: размеры, размещение и структуру инвестиций, общий объем производства и прибыли. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью, разрабатывает фирменные стандарты по планированию, выполняет экономический анализ, определяет и доводит до отделений те ограничения, которые накладываются общекорпоративными целями (лимиты капиталовложений, объемы производства и т. п.).
На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.
Центральная служба планирования должна удовлетворять двум основным требованиям:
Фирмы
стараются формировать
«Плановый отдел выполняет четыре основные функции. Первая из них — развитие стратегического мышления. Очень важно, чтобы высшее руководство осознало, что стратегические решения не то что оперативные. Важно также дать возможность линейному руководству поддержать новую стратегию» [1, 112].
Второй функцией является сбор стратегической информации. Признаки будущих политических изменений, общие экономические тенденции, изменения в обществе, тенденции в развитии отрасли должен отмечать плановый отдел, он же собирает информацию о конкурентах. Нет иного подразделения, накапливавшего бы эту стратегическую информацию.
Третья
функция — рекомендовать новые
стратегии. Плановый отдел рекомендует
любое новое предприятие, не связанное
с текущей деятельностью
Четвертой
функцией является сведение стратегических
планов отделений и контроль за их
выполнением. Она занимает важное место
в диверсифицированных
Наиболее общие методические подходы к планированию развития предприятия состоят в следующие:
1)
Матричное планирование (при планировании
затрат производства) (модели Леонтьева).
Ограничения: система хорошо
2)
Оптимизация планирования (модель
Конторовича). Ограничения: в меньшей
степени учитывается
3)
Адаптивное планирование
В планировании развития организации можно выделить уровень корпорации, бизнес-уровень, функциональный уровень (рис. 1).
Матрицы планирования на уровне корпорации анализируют входящие в корпорацию бизнесы, т.е. помогают осуществлять портфельный анализ, а также анализ ситуации в корпорации в целом.
Информация о работе Исследование системы планирования в кофейне «Шоколад»