Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение эффективности управленческой деятельности и методологических подходов к её оценке. Эффективность деятельности в управлении не выступает непосредственно в виде произведенной на рабочем месте продукции. Результат деятельности работников аппарата управления включен в общую эффективность работы предприятия. Как в затратах совокупного труда определенную часть занимает труд по управлению, так и определенную долю производственного эффекта необходимо отнести на счет управления.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы процесса принятия решения;
2. Проанализировать процесс принятия управленческого решения на предприятии.
Введение 3
1.Теоретические основы процесса принятия решения 4
1.1 Механизм принятия управленческих решений 4
1.2. Методологический подход к оценке управленческой деятельности 11
2. Принятие стратегического управленческого решения на предприятии 15
2.1. Обоснование необходимости принятия управленческого решения для формирования стратегии ЗАО «Группа компаний Стек» 15
2.2. Деятельность предприятия 16
2.3. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Группа компаний Стек» 22
3. Формирование стратегического плана развития ОАО “Группа компаний Стек” 27
3.1. Стратегия продукта и ценовая стратегия 28
3.2. Сбытовая стратегия 37
3.3. Стратегия коммуникаций фирмы 39
Заключение 43
Список литературы 46
Для того, что бы успешно выживать, в долгосрочной перспективе фирма «Группа компаний Стек» должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на её пути в будущем и то, какие возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснение потенциальных угроз и возможностей находящихся во внешней среде.
Главная цель изучения внешней среды – выявить новые возможности и определить угрозы (табл.2.2).[8] Для фирмы «Группа компаний Стек» эти угрозы и возможности представляют в последнее время следующее: под давлением конкуренции большинство фирм этой отрасли отказались от жесткой регламентации, определяющих правила применения различных расценок на различные услуги, что приводит к снижению цен примерно на 20% по сравнению с действующими ценами; открытие по соседству фирм-конкурентов так же оказывает сильное влияние на уровень цен; повышение классности обслуживания фирмами – конкурентами; ухудшение политической обстановки; рост налогов и пошлин ограничивают активность фирмы и её инвестиционные возможности; привлечение клиентов с помощью Интернета; увеличение набора услуг, а уже имеющиеся услуги становятся обязательными и входят в стоимость товара; изменение рекламных технологий и создание дополнительной системы бонусов и поощрений для клиентов фирмы
Таблица 2.2
Таблица возможностей и угроз
Возможности | Угрозы |
1- привлечение клиентов с помощью интернета 2- изменение рекламных технологий 3- появление новых поставщиков 4- совершенствование менеджмента 5- увеличение набора услуг 6- снижение налогов и пошлин | 1- рост темпов инфляции, изменение уровня цен 2- рост налогов и пошлин 3- усиление конкуренции и увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов 4- ухудшение политической обстановки |
Что бы успешно справляться с угрозами и эффективно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей, и тем самым потерпеть поражение. Так же можно знать об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать.
Суммируя вышесказанное можно констатировать, что анализ среды, проводящийся стратегическим управлением направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а так же сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. Довольно известный метод SWOT (strength, weakness, opportunity, threat – сила, слабость, возможности, угрозы) является признанным подходом, позволяющим провести совместные изучения внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а так же угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляется список её слабых и сильных сторон, а так же список угроз и возможностей. После того как составлен список слабых и сильных сторон организации, а так же угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (табл.2.3) , которая имеет следующий вид:[9]
- слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы так же выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
- на пересечении разделов образуются четыре поля:
а) поле «С и В» - сила и возможности
б) поле «С и У» - сила и угрозы
в) поле «Сл и В» - слабости и возможности
г) поле «Сл и У» - слабости и угрозы
На каждом из данных полей рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, которые должны учитываться при разработке стратегии проведения предприятия.
Таблица 2.3
Матрица SWOT анализа
| Возможности: | Угрозы: |
Сильные стороны | Поле «СиВ» 1. выход на новые рынки 2. увеличение ассортимента 3. достаточная известность, способствующая выходу на новые рынки сбыта 4. квалификация персонала, контроль качества услуг 5. развитие рекламных технологий 6. четкая стратегия развития, позволяющая использовать максимум возможностей фирмы | Поле «СиУ» 1. усиление конкуренции 2. политика государства 3. инфляция и усиление налогового бремени 4. изменение приоритетов потребителей 5. дополнительные финансовые расходы связанные с появлением конкурентов |
Слабые стороны
| Поле «СЛиВ» 1. плохая рекламная политика создающая затруднения при выходе на новые рынки сбыта, увеличение ассортимента и добавление новых услуг 2. снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы
| Поле «СЛиУ» 1. появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию 2. неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли 3. непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их потребностей |
Для успешного применения SWOT-анализа окружения, организации важно не только вскрыть угрозы и возможности, но и попутаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Сравнительный анализ конкурентов (табл. 2.4) оценивался по пятибальной шкале с составлением соответствующей таблицы.
Таблица 2.4
Сравнительный анализ конкурентов
Название | Кол-во продуктов, баллов | Ассортимент,баллов | Цены, баллов | Кредит, баллов | Реклама, баллов | Гарантия, баллов | Обслуживание, баллов | Общий балл |
Петерстар | 5 | 2 | 3 | - | - | 5 | 4 | 2,7 |
Голдэн телеком | 4,5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,3 |
Уралсвязьинформ | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 |
Алютэк | 5 | 3 | 2 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3,7 |
ЗАО «Группа компаний Стек»
| 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3,4 |
Для ЗАО «Группа компаний Стек» после проведения SWOT-анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможность расширения доли рынка, расширение услуг и сопутствующих товаров для удобства потребителей, изменение рекламных технологий (применение скидок, накопительных скидок, подарков и т.д.), привлечение новых клиентов с помощью Интернета. После анализа угроз было выявлено, что:
- к критическому состоянию фирму могут привести выход в отрасль большого числа конкурентов
- к разрушению компании или её выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например увеличение таможенных сборов, платежей и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли не в пользу предприятия.
Исходя из SWOT анализа можно определить стратегию фирмы, которая должна быть направлена на использование сильных сторон и возможностей и максимальную защиту от угроз и слабых сторон.
Оценка и анализ внутренней среды ОАО «Группа компаний Стек»
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации[10].
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться – это может происходить в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как относиться к своим клиентам, какие методы выбирать для ведения конкурентной борьбы и т.д. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то её сложно изучать. Тем не менее, есть несколько моментов, которые важно прояснить для того, что бы пытаться указать на те слабые стороны, которые организационная культура придает организации.
Таблица 2.5
Сильные и слабые стороны фирмы
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. широкий ассортимент 2. деловая репутация фирмы 3. территориальное расположение 4. высокая квалификация персонала 5. отношение к работе нанятых работников 6. отлаженная сбытовая сеть | 1. доля на рынке 2. недостаточная эффективность рекламы 3. рост дополнительных затрат на привлечение корпоративных клиентов 4. средний уровень цен
|