Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:17, научная работа
Отечественная экономика находится в новых условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Актуальность проблемы обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности в современных условиях………………………….….5
2. Особенности современных условий предпринимательской деятельности…………..….6
3. Основные современные концепции эффективного менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7
4. Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11
5. Пути адаптации и развития современных концепций эффективного менеджмента применительно к отечественным условиям предпринимательской деятельности………..27
Выводы………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………………38
V. ПУТИ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ.
Устойчивое эффективное функционирование предпринимательского предприятия в бизнес-среде (основным свойством которой является постоянное изменение характеристик и параметров составляющих ее компонентов) в рамках рассматриваемой проблемы в [5] определяется, - как способность систематически адаптировать бизнес-деятельность к изменениям внешней среды таким образом, чтобы постоянно обеспечивать необходимые, заданные (определенные целями) уровни экономической эффективности и конкурентоспособности. Положенный в основу приведенной формулировки принцип постоянности адаптационных изменений бизнес-деятельности естественно вытекает из весьма значимых особенностей современного периода развития рыночной среды, заключающихся в систематичности и нарастании темпов изменений ее компонентов.
Для того, чтобы предпринимательское предприятие оставалось функционировало устойчиво, оно должно постоянно адаптироваться к текущим, а еще лучше – к прогнозируемым состояниям изменяющейся окружающей среды. Причем, поскольку источники изменений могут быть как внешними, так и внутренними, наибольших адаптационных изменений в условиях динамично изменяющейся внешней среды требуют предприятия, которые динамично развиваются. Быстрое развитие, рост масштабов бизнеса, также как и изменения во внешней среде, также несет угрозы снижения эффективности и даже потери должного уровня управляемости.
Обеспечение устойчивой конкурентоспособности предприятия и систематическое повышение эффективности его деятельности требует постоянного совершенствования бизнес-деятельности. Существуют разные подходы к обеспечению эффективности деятельности предприятий, но для рассматриваемого случая – обеспечения устойчивой экономической эффективности предпринимательской деятельности в условиях динамично изменяющейся среды – весьма продуктивным является совмещение бюджетного и программно-целевой управления. Такой комплексный подход реализуется при решении проблем обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности на кафедре менеджмента Сев НТУ.
Система бюджетного управления – решает задачи попериодного (оперативного, среднесрочного и долгосрочного) многоуровневого экономического управления деятельностью структурных подразделений и компании в целом по основным объемным экономическим показателям (объем реализации, издержки, прибыль). Данная целевая организационная система обеспечивает экономическое управление текущей операционной бизнес-деятельностью.
Для постановки и обеспечения систематического функционирования процесса бюджетного управления в компании должна создаваться специальная структура (или специалист). Должно также осуществляться информационно-компьютерное обеспечение процесса бюджетирования на уровнях структурных подразделений и компании. Можно рекомендовать комбинированный подход к формированию бюджетов. Сначала определяются общие бюджетные цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (по принципу «сверху – вниз»), а уже затем составляются проекты оперативных бюджетов (по принципу «снизу – вверх»), которые после согласований утверждаются руководством компании. Составление плановых бюджетов можно осуществлять по принципу - «от достигнутого» - на основе статистической информации о деятельности за прошлые периоды с учетом плановой стратегии. Многоуровневое построение системы бюджетного управления позволяет дифференцировать центры ответственности за результаты деятельности и привлечь к разработке бюджетов руководителей всех уровней, приблизить задания к местам их реализации, заинтересовать и стимулировать персонал на выполнение плановых показателей. Бюджетные формы для каждого уровня могут включать только те показатели, с которыми эти подразделения реально работают. Такой подход позволяет, с одной стороны - минимизировать потоки информации и сделать удобной работу низовых звеньев, а с другой – иметь достаточный объем данных для детальных анализов при подведении итогов и оценке эффективности работы центров прибыли.
Для практического
использования может быть рекомендован
следующий алгоритм постановки системы
бюджетного управления.
Алгоритм постановки бюджетного управления
1. Определить
структуру управления (перечень
и соподчиненность управляющих
звеньев - ответственных за соответствующий
бюджет) → схема + описание.
2. Определить
структуру (перечень и
бюджетов
соответственно структуре управления
→ схема + описание.
3. Определить
исходные формы для бюджетного
планирования в соответствии со структурой
бюджетов для 1-го базового уровня: - «компания/центры
ответственности».
4. Определить
и закрепить содержание
5. Определить
подлежащие учету статьи
6. Подготовить
и утвердить формы для бюджетного
планирования в соответствии со структурой
бюджетов для базовых уровней: - «компания/центры
ответственности».
7. Определить
общий порядок и сроки
8. Определить
детальный порядок
- кто,
кому, когда, в какой форме
по доходам и расходам;
- как
осуществляется процесс
9. Закрепить
ответственных за планирование и подготовку
отчетов: - по бюджетам, статьям доходов
и расходов (на каждом уровне).
10. Издать
установочный приказ, провести инструктаж
участников и подготовить
11. Разработать
Положение об организации
12. Определить
схему оперирования
13. Обеспечить
программную реализацию
Бюджетное управление создает предпосылки для системного совершенствования деятельности и адаптирования ее к изменяющимся условиям и требованиям, которое целесообразно осуществлять с применением методологии программно-целевого управления.
Для практической
постановки системы совершенствования
деятельности предприятия может быть
предложен следующий алгоритм действий.
Алгоритм
действий по совершенствованию деятельности
предприятия
1. Целевым действиям по совершенствованию и повышению эффективности деятельности предприятия, тем более антикризисным действиям должен предшествовать анализ этой деятельности в объеме и по методике, соответствующей целям и задачам проведения мероприятий. Основными составляющими анализа должны быть следующие аспекты: -
- динамика
основных экономических
- динамика
намеченных целевых
- состояние
основных организационных
2.
В результате анализа по п.1 выявляются
проблемы и «узкие места» в деятельности
предприятия, а также – потенциальные
резервы повышения эффективности.
3.
Для выработки стратегических целей проводится
SWOT(ССВУ)-анализ, при котором выявляют
«Сильные» и «Слабые» стороны
предприятия, на фоне «Возможностей»
и «Угроз» внешней среды.
4.
Формируется система программных целей
и задач («дерево целей») совершенствования
и повышения эффективности деятельности
предприятия путем декомпозиции принятых
стратегических целей (п.3) с одновременным
учетом выявленных проблем и «узких мест»,
а также потенциальных резервов повышения
эффективности (п. 2).
5.
Ориентируясь на принятую систему (дерево)
целей и задач (п. 4), формируются основные
направления программно-целевого решения
проблем, совершенствования и повышения
эффективности деятельности предприятия.
6. На основе сформированных при выполнении п.п. 1 - 5 материалов разрабатывается комплексная (или целевая) программа организационно-технических мероприятий (ОТМ) по совершенствованию и повышению эффективности деятельности предприятия.
Программа должна носить конкретный характер (включать сумму структурированных по направлениям (согласно п. 5) конкретных планов ОТМ) и определять организационный механизм ее реализации.
Основным
условием успешного совершенствования
деятельности является непрерывность
данного процесса, так как с прекращением
мероприятий по совершенствованию существуют
тенденции к потере достигнутых результатов.
Целесообразность применения программно-целевого подхода определяется тем, что этот метод имеет, практически, наиболее комплексный и системный характер. Программно-целевое планирование и управление уже достаточно длительный период успешно применяется на макроуровне при формировании государственных и региональных программ, а также - на отраслевом уровне (особенно в ракетно-космической отрасли). Однако на микроуровне, - на уровне предприятий малого и среднего бизнеса, - этот подход применяется пока редко. В нашем случае должна решаться задача применения этого подхода при формировании системы управления экономической эффективностью предпринимательской деятельности, разработки и внедрения в реальную практику конкретной методики управления бизнес-деятельностью по экономическим целям. Разработка таких методик должна осуществляться путем адаптации общей методологии целевого формирования и реализации программ к процессу построения Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ), служащих инструментом управления эффективностью бизнес-деятельности.
Формирование целевых Программ ОТМ по управлению эффективностью бизнес-деятельности включает следующие шаги: - определение целевых показателей экономической эффективности (критериев управления, в качестве которых в нашем случае приняты показатели удельных расходов и показатели рентабельности по прибыли или доходу); формирование системы управленческого учета, позволяющей измерять и фиксировать в требуемом режиме необходимые для анализа и управления данные; проведение комплексного анализа деятельности (по специальной методике) в целях выявления потенциальных резервов; определение способов мобилизации резервов, а также повышения эффективности путем разработки (планирования) и последующей реализации соответствующих ОТМ. Таким образом, освоение программно-целевого управления эффективностью бизнес-деятельности предусматривает введение (наряду с традиционным управлением текущей операционной деятельностью) систематического управления изменениями/перестройкой бизнес-процессов в целях их непрерывного совершенствования посредством формирования и реализации целевых Программ ОТМ.
Комплекс мероприятий, формируемый в соответствии с программно-целевым подходом, согласуется (увязывается) при планировании по ресурсам, исполнителям, срокам реализации. Программа должна иметь четко выраженную целевую направленность на систематическое совершенствование и повышение эффективности деятельности и характеризоваться конкретными, количественно выраженными результатами, обеспечивающими достижение поставленных целей. Она должна содержать разработанную систему (механизм) управления, которая, в том числе, должна обеспечивать доведение целевых показателей и мероприятий до нижестоящих звеньев, а также создавать систему мотивации, стимулирующую достижение этих целей и реализацию ОТМ и направляющую усилия подразделений и отдельных исполнителей в "единое русло". Выполнение этих и других, определенных разработанными руководящими методическими материалами, условий позволяет построить на предприятии эффективную систему программно-целевого управления.
Таким
образом, данная интерпретация программно-