Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:17, научная работа

Описание работы

Отечественная экономика находится в новых условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Актуальность проблемы обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности в современных условиях………………………….….5
2. Особенности современных условий предпринимательской деятельности…………..….6
3. Основные современные концепции эффективного менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7
4. Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11
5. Пути адаптации и развития современных концепций эффективного менеджмента применительно к отечественным условиям предпринимательской деятельности………..27
Выводы………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

готова.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

V. ПУТИ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ.

     Устойчивое  эффективное функционирование предпринимательского предприятия в бизнес-среде (основным свойством которой является постоянное изменение характеристик и параметров составляющих ее компонентов) в рамках рассматриваемой проблемы в [5] определяется, - как способность систематически адаптировать бизнес-деятельность к изменениям внешней среды таким образом, чтобы постоянно обеспечивать необходимые, заданные (определенные целями) уровни экономической эффективности и конкурентоспособности. Положенный в основу приведенной формулировки принцип постоянности адаптационных изменений бизнес-деятельности естественно вытекает из весьма значимых особенностей современного периода развития рыночной среды, заключающихся в систематичности и нарастании темпов изменений ее компонентов.

     Для того, чтобы предпринимательское  предприятие оставалось функционировало  устойчиво, оно должно постоянно адаптироваться к текущим, а еще лучше – к прогнозируемым состояниям изменяющейся окружающей среды. Причем, поскольку источники изменений могут быть как внешними, так и внутренними, наибольших адаптационных изменений в условиях динамично изменяющейся внешней среды требуют предприятия, которые динамично развиваются. Быстрое развитие, рост масштабов бизнеса, также как и изменения во внешней среде, также несет угрозы снижения эффективности и даже потери должного уровня управляемости.

Обеспечение устойчивой конкурентоспособности предприятия и систематическое повышение эффективности его деятельности требует постоянного совершенствования бизнес-деятельности. Существуют разные подходы к обеспечению эффективности деятельности предприятий, но для рассматриваемого случая – обеспечения устойчивой экономической эффективности предпринимательской деятельности в условиях динамично изменяющейся среды – весьма продуктивным является совмещение бюджетного и программно-целевой управления. Такой комплексный подход реализуется при решении проблем обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности на кафедре менеджмента Сев НТУ.

Система бюджетного управления – решает задачи попериодного (оперативного, среднесрочного и долгосрочного) многоуровневого  экономического управления деятельностью структурных подразделений и компании в целом по основным объемным экономическим показателям (объем реализации, издержки, прибыль). Данная целевая организационная система обеспечивает экономическое управление текущей операционной бизнес-деятельностью.

Для постановки и обеспечения систематического функционирования процесса бюджетного управления в компании должна создаваться  специальная структура (или специалист). Должно также осуществляться информационно-компьютерное обеспечение процесса бюджетирования на уровнях структурных подразделений и компании. Можно рекомендовать комбинированный подход к формированию бюджетов. Сначала определяются общие бюджетные цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (по принципу «сверху – вниз»), а уже затем составляются проекты оперативных бюджетов (по принципу «снизу – вверх»), которые после согласований утверждаются руководством компании. Составление плановых бюджетов можно осуществлять по принципу - «от достигнутого» - на основе статистической информации о деятельности за прошлые периоды с учетом плановой стратегии. Многоуровневое построение системы бюджетного управления позволяет дифференцировать центры ответственности за результаты деятельности и привлечь к разработке бюджетов руководителей всех уровней, приблизить задания к местам их реализации, заинтересовать и стимулировать персонал на выполнение плановых показателей. Бюджетные формы для каждого уровня могут включать только те показатели, с которыми эти подразделения реально работают. Такой подход позволяет, с одной стороны - минимизировать потоки информации и сделать удобной работу низовых звеньев, а с другой – иметь достаточный объем данных для детальных анализов при подведении итогов и оценке эффективности работы центров прибыли.

Для практического  использования может быть рекомендован следующий алгоритм постановки системы  бюджетного управления. 
 

Алгоритм  постановки бюджетного управления

1. Определить  структуру управления (перечень  и соподчиненность управляющих  звеньев - ответственных за соответствующий бюджет) → схема + описание.  

2. Определить  структуру (перечень и соподчиненность/«входимость») плановых

бюджетов  соответственно структуре управления → схема + описание. 

3. Определить  исходные формы для бюджетного  планирования в соответствии со структурой бюджетов для 1-го базового уровня: - «компания/центры ответственности». 

4. Определить  и закрепить содержание основных  понятий, применяемых при бюджетировании. 

5. Определить  подлежащие учету статьи доходов  и расходов для бюджетов уровней: - «компания/центры ответственности». Составить классификатор доходов и расходов (содержание: - код, наименование статьи, что относить к данной статье). 

6. Подготовить  и утвердить формы для бюджетного планирования в соответствии со структурой бюджетов для базовых уровней: - «компания/центры ответственности». 

7. Определить  общий порядок и сроки бюджетного  планирования и подготовки отчетов  (что и когда должно делаться) – разработать инструкцию. 

8. Определить  детальный порядок взаимодействия участников бюджетирования (инструкция):

- кто,  кому, когда, в какой форме представляет  проекты плановых показателей  и отчеты 

по доходам  и расходам;

- как  осуществляется процесс согласований  и утверждения бюджетных планов  и отчетов.  

9. Закрепить  ответственных за планирование и подготовку отчетов: - по бюджетам, статьям доходов и расходов (на каждом уровне). 

10. Издать  установочный приказ, провести инструктаж  участников и подготовить проект  плановых бюджетов каждого уровня. Ввести порядок рассмотрение  и утверждение бюджетных планов и отчетов компании. 

11. Разработать  Положение об организации процесса  бюджетного управления в компании, обобщающее и устанавливающее  порядок, формы и ответственность. 

12. Определить  схему оперирования информацией  бюджетного управления в компании: - санкционировать доступ лиц к различным блокам информации. 

13. Обеспечить  программную реализацию санкционированного  оперирования информацией бюджетного  управления в компании.

Бюджетное управление создает предпосылки  для системного совершенствования деятельности и адаптирования ее к изменяющимся условиям и требованиям, которое целесообразно осуществлять с применением методологии программно-целевого управления.

Для практической постановки системы совершенствования  деятельности предприятия может быть предложен следующий алгоритм действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алгоритм  действий по совершенствованию деятельности предприятия 

    1. Целевым действиям по совершенствованию и повышению эффективности деятельности предприятия, тем более антикризисным действиям должен предшествовать анализ этой деятельности в объеме и по методике, соответствующей целям и задачам проведения мероприятий. Основными составляющими анализа должны быть следующие аспекты: -

    - динамика  основных экономических показателей  деятельности (доходы, расходы, прибыль, рентабельность);

    - динамика  намеченных целевых показателей  (например, фондоотдача, дебиторская  и кредиторская задолженности,  производительность и т.п.);

    - состояние  основных организационных систем (управленческого учета и бюджетного управления, организации труда, управления персоналом, совершенствования и повышения эффективности деятельности, технического перевооружения …).

    2. В результате анализа по п.1 выявляются проблемы и «узкие места» в деятельности предприятия, а также – потенциальные резервы повышения эффективности. 

    3. Для выработки стратегических целей проводится SWOT(ССВУ)-анализ, при котором выявляют «Сильные» и «Слабые» стороны предприятия, на фоне «Возможностей» и «Угроз» внешней среды. 

    4. Формируется система программных целей и задач («дерево целей») совершенствования и повышения эффективности деятельности предприятия путем декомпозиции принятых стратегических целей (п.3) с одновременным учетом выявленных проблем и «узких мест», а также потенциальных резервов повышения эффективности (п. 2).  

    5. Ориентируясь на принятую систему (дерево) целей и задач (п. 4), формируются основные направления программно-целевого решения проблем, совершенствования и повышения эффективности деятельности предприятия. 

    6. На основе сформированных при выполнении п.п. 1 - 5 материалов разрабатывается комплексная (или целевая) программа организационно-технических мероприятий (ОТМ) по совершенствованию и повышению эффективности деятельности предприятия.

    Программа должна носить конкретный характер (включать сумму структурированных по направлениям (согласно п. 5) конкретных планов ОТМ) и определять организационный механизм ее реализации.

Основным  условием успешного совершенствования  деятельности является непрерывность данного процесса, так как с прекращением мероприятий по совершенствованию существуют тенденции к потере достигнутых результатов. 

Целесообразность  применения программно-целевого подхода  определяется тем, что этот метод  имеет, практически, наиболее комплексный и системный характер. Программно-целевое планирование и управление уже достаточно длительный период успешно применяется на макроуровне при формировании государственных и региональных программ, а также - на отраслевом уровне (особенно в ракетно-космической отрасли). Однако на микроуровне, - на уровне предприятий малого и среднего бизнеса, - этот подход применяется пока редко. В нашем случае должна решаться задача применения этого подхода при формировании системы управления экономической эффективностью предпринимательской деятельности, разработки и внедрения в реальную практику конкретной методики управления бизнес-деятельностью по экономическим целям. Разработка таких методик должна осуществляться путем адаптации общей методологии целевого формирования и реализации программ к процессу построения Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ), служащих инструментом управления эффективностью бизнес-деятельности.

     Формирование  целевых Программ ОТМ по управлению эффективностью бизнес-деятельности включает следующие шаги: - определение целевых показателей экономической эффективности (критериев управления, в качестве которых в нашем случае приняты показатели удельных расходов и показатели рентабельности по прибыли или доходу); формирование системы управленческого учета, позволяющей измерять и фиксировать в требуемом режиме необходимые для анализа и управления данные; проведение комплексного анализа деятельности (по специальной методике) в целях выявления потенциальных резервов; определение способов мобилизации резервов, а также повышения эффективности путем разработки (планирования) и последующей реализации соответствующих ОТМ. Таким образом, освоение программно-целевого управления эффективностью бизнес-деятельности предусматривает введение (наряду с традиционным управлением текущей операционной деятельностью) систематического управления изменениями/перестройкой бизнес-процессов в целях их непрерывного совершенствования посредством формирования и реализации целевых Программ ОТМ.

     Комплекс  мероприятий, формируемый в соответствии с программно-целевым подходом, согласуется (увязывается) при планировании по ресурсам, исполнителям, срокам реализации. Программа должна иметь четко выраженную целевую направленность на систематическое совершенствование и повышение эффективности деятельности и характеризоваться конкретными, количественно выраженными результатами, обеспечивающими достижение поставленных целей. Она должна содержать разработанную систему (механизм) управления, которая, в том числе, должна обеспечивать доведение целевых показателей и мероприятий до нижестоящих звеньев, а также создавать систему мотивации, стимулирующую достижение этих целей и реализацию ОТМ и направляющую усилия подразделений и отдельных исполнителей в "единое русло". Выполнение этих и других, определенных разработанными руководящими методическими материалами, условий позволяет построить на предприятии эффективную систему программно-целевого управления.

     Таким образом, данная интерпретация программно-целевого подхода применительно к управлению совершенствованием бизнес-деятельности предусматривает систематическое установление обоснованных плановых показателей ее эффективности, разработку комплексов организационно-технических мероприятий, необходимых для достижения установленных целевых показателей, определение механизма управления формированием и реализацией Программы, а также оценку эффективности реализуемых ОТМ и всей Программы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.