Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:17, научная работа
Отечественная экономика находится в новых условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Актуальность проблемы обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности в современных условиях………………………….….5
2. Особенности современных условий предпринимательской деятельности…………..….6
3. Основные современные концепции эффективного менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7
4. Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11
5. Пути адаптации и развития современных концепций эффективного менеджмента применительно к отечественным условиям предпринимательской деятельности………..27
Выводы………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………………38
Концепция обучающихся организаций за основу принимает то положение, что для систематического повышения эффективности деятельности, получения новых конкурентных преимуществ и закрепления достигнутых, необходимо, чтобы организация стала обучающейся. Практикой обучающихся организаций выработаны принципы, суть которых сводится к следующему [2]:
Американский психолог Майк Педлер (M. Pedler) в 1991 г. предложил 11 признаков, присущих обучающейся организации. К ним относятся:
Таким образом, концепция обучающихся организаций предполагает, что для достижения устойчивой конкурентоспособности организация должна непрерывно развиваться и совершенствоваться, а также оперативно (лучше – упреждающе) реагировать на изменения внешней среды и своевременно адаптироваться к ним.
Другая современная концепция эффективного менеджмента предпринимательской деятельности рассматривается в работе [3], посвященной концептуальному формированию нового направления в менеджменте – управлению эффективностью бизнес-деятельности – Busines Performance Management (BPM). Как отмечается в работе [3], данное направление опирается на ряд сложных (дорогостоящих) программных продуктов компании Hyperion Solutions Corp. – мирового лидера в этом классе систем управления. Это, в частности: - система реализации функций стратегического управления - Hyperion Planning, система бизнес-моделирования и функционально-стоимостного управления – Hyperion Business Modeling, система консолидации финансовой отчетности - Hyperion Financial Management, OLAP-система Hyperion Essbase. Концепция BPM имеет глобальный характер (предполагая объединение владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления) и предусматривает проведение отдельных методологических исследований и разработок применительно к конкретным сложным проектам и профилям бизнес-деятельности (т.е. ориентирована на крупный, а не на малый и средний бизнес). В то же время, как отмечают сами авторы разработок, – «... в области BPM все еще только начинается».
Еще одним, весьма значимым направлением обеспечения эффективности бизнес-деятельности, заслуживающим с нашей точки зрения особого внимания, является концепция Кайдзен [4], которая отражает ключевое различие в понятии перемен в японских и западных компаниях. В японском языке двойное слово «кайдзен» применяется для обозначения понятия - «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. В итоге, в современном японском менеджменте предпринимательской деятельности существует две главные составляющие:
1) поддержание – действия, направленные на сохранение текущих технологических, управленческих, организационных стандартов;
2) совершенствование – действия, направленные на улучшение стандартов.
Таким
образом, наличие и большое внимание
зарубежной науки и практики менеджмента
к указанным концепциям подтверждает
острую необходимость в исследованиях,
направленных на решение актуальнейшей
для отечественного предпринимательства
проблемы – адаптации и развития современных
подходов и прогрессивных достижений
менеджмента и формирования ориентированной
на отечественные условия методологии
адаптивного управления экономической
эффективностью и конкурентоспособностью
предпринимательской деятельности.
IV ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Менеджмент-это особый вид деятельности, преобразующий неорганизованную группу людей в эффективную, целенаправленную и производственную команду. Управление этой командой предполагает осуществление следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль и коррекция. В данном разделе я рассмотрю подробно методы эффективного осуществления этих функций и постараюсь выявить существующие недостатки и преимущества.
В рыночной экономике предприятие не сможет добиться стабильного успеха, если не будет четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынков, конкурентах, собственных перспективах и возможностях, оценивать риск в достижении поставленных целей.
Первой функцией, которую я рассмотрю является планирование.
Планирование - определение целей и задач, а также показателей деятельности на будущий период, и определение необходимых для их достижения действий и ресурсов.
Планирование начинается с формирования цели (целей) - желаемого состояния в будущем, которая позволяет обозначить желаемый результаты и довести информацию об этом до сотрудников, клиентов, конкурентов и общества. Основной общей целью организации в виде чётко выраженной причины её существования является миссия организации. Миссия — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития. В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации;
-целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
-сфера
деятельности и рынок, на
-философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.
Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.
На основе миссии организация вырабатывает цели, которые детализируются на задачи.
По срокам планы принято делить на:
долгосрочные — свыше пяти лет, ориентированные на планы целей. Они представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
В рамках планов эти цели согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному принципу. однако никогда не связываются ни с конкретным способом
достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего;
среднесрочные — от года до пяти лет, ориентированные на разработку программ;
краткосрочные — до года, ориентированные на разработку бюджетов (сетевых графиков и т.д.). Разновидностью краткосрочных планов являются также оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.
Существует классификация и по используемым ресурсам:
1)планирование производства
2)материально-техническое планирование
3)экономическое и финансовое планирование
4)планирование персонала и пр.
Особой формой планирование является бизнес-планирование.
А также
существуют различные техники
-составление планов в табличной форме
-составление планов-графиков
-создание программ
Следующим методом планирования является составление планов-графиков, а именно- графиков Гантта. План-график преследует триединую цель. Первая заключается в том, чтобы установить экспертно и расчетно стадии/фазы/этапы организационно-технических мероприятий, которые должны быть выполнены для того, чтобы довести до практических результатов запланированный к примеру проект или его отдельную часть. Второе назначение графика заключается в том, чтобы создать возможность систематической оценки, - каким образом осуществляется данный план , проследить за состоянием выполнения плана на заданный период времени. Третья цель – предусмотреть оптимальные последовательности работ и учесть возможные ограничения в их чередовании, минимизируя при этом общую длительность развертывания проекта. Т.е. следует стремиться к тому, чтобы из совокупности всех возможных чередований работ найти наилучшее сочетание.
Преимущество
такого метода планирования
Ещё одним методом
1) определяются
и записываются (в левую вертикальную
колонку) все основные
2) в
соответствующих ячейках
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Организация – как функция менеджмента отражает процесс упорядочения деятельности предприятия.
Содержание функции организации:
Метод №1. Структуризация процесса - разделение процесса на подпроцессы по горизонтали и координация отдельных частей.