Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:17, научная работа

Описание работы

Отечественная экономика находится в новых условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Актуальность проблемы обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности в современных условиях………………………….….5
2. Особенности современных условий предпринимательской деятельности…………..….6
3. Основные современные концепции эффективного менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7
4. Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11
5. Пути адаптации и развития современных концепций эффективного менеджмента применительно к отечественным условиям предпринимательской деятельности………..27
Выводы………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

готова.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
="DISC">
  • системное мышление – сотрудники организаций должны осознавать принципы деятельности компании в целом и собственные задачи в достижении общих целей;
  • общее видение – миссия организации и генеральный (стратегический) план ее действий должны пониматься и разделяться ее сотрудниками;
  • новые принципы и модели организационного поведения (организационной культуры), принятие их менеджерами и сотрудниками;
  • командные действия – сотрудники должны энергично способствовать успеху команды, использовать преимущества командного труда, ставя на первое место достижение генеральных задач организации;
  • индивидуальное мастерство – постоянное совершенствование квалификации и повышение результатов.
  •        Концепция обучающихся организаций за основу принимает то положение, что для систематического повышения эффективности деятельности, получения новых конкурентных преимуществ и закрепления достигнутых, необходимо, чтобы организация стала обучающейся. Практикой обучающихся организаций выработаны принципы, суть которых сводится к следующему [2]:

    • обучаться быстрее, чем конкуренты;
    • обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);
    • обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);
    • обучаться по вертикали (от вершины до основания организации);
    • задавать правильные вопросы и применять «обучение в действии»;
    • прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;
    • применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;
    • обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;
    • обучаться в областях, где раньше не обучались.

           Американский  психолог Майк Педлер (M. Pedler) в 1991 г. предложил 11 признаков, присущих обучающейся организации. К ним относятся:

    • Обучающийся, гибкий подход к стратегии;
    • Сотрудники принимают активное участие в выработке стратегии и тактики организации;
    • Информация в большей степени используется для понимания перациияяго в целях принятия правильных решений, а не как основание для вознаграждения или наказания;
    • Учет и контроль, способствующие развитию организации;
    • Внутренний обмен услугами между подразделениями;
    • Гибкая система поощрений;
    • «Дающая возможности» структура (подразделения и другие «границы» рассматриваются скорее как временная структура, которая при необходимости может быть изменена);
    • Изучение всеми работниками состояния среды;
    • Постоянный обмен опытом с Партнерами, Клиентами;
    • Атмосфера в организации, способствующая обучению;
    • Возможности саморазвития для сотрудников [2].

    Таким образом, концепция обучающихся  организаций предполагает, что для достижения устойчивой конкурентоспособности организация должна непрерывно развиваться и совершенствоваться, а также оперативно (лучше – упреждающе) реагировать на изменения внешней среды и своевременно адаптироваться к ним.

    Другая  современная концепция эффективного менеджмента предпринимательской деятельности рассматривается в работе [3], посвященной концептуальному формированию нового направления в менеджменте – управлению эффективностью бизнес-деятельности – Busines Performance Management (BPM). Как отмечается в работе [3], данное направление опирается на ряд сложных (дорогостоящих) программных продуктов компании Hyperion Solutions Corp. – мирового лидера в этом классе систем управления. Это, в частности: - система реализации функций стратегического управления - Hyperion Planning, система бизнес-моделирования и функционально-стоимостного управления – Hyperion Business Modeling, система консолидации финансовой отчетности - Hyperion Financial Management, OLAP-система Hyperion Essbase. Концепция BPM имеет глобальный характер (предполагая объединение владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления) и предусматривает проведение отдельных методологических исследований и разработок применительно к конкретным сложным проектам и профилям бизнес-деятельности (т.е. ориентирована на крупный, а не на малый и средний бизнес). В то же время, как отмечают сами авторы разработок, – «... в области BPM все еще только начинается».

    Еще одним, весьма значимым направлением обеспечения эффективности бизнес-деятельности, заслуживающим с нашей точки зрения особого внимания, является концепция Кайдзен [4], которая отражает ключевое различие в понятии перемен в японских и западных компаниях. В японском языке двойное слово «кайдзен» применяется для обозначения понятия - «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все — от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. В итоге, в современном японском менеджменте предпринимательской деятельности существует две главные составляющие:

         1) поддержание – действия, направленные на сохранение текущих технологических, управленческих, организационных стандартов;

         2) совершенствование – действия, направленные на улучшение стандартов.

    Таким образом, наличие и большое внимание зарубежной науки и практики менеджмента  к указанным концепциям подтверждает острую необходимость в исследованиях, направленных на решение актуальнейшей  для отечественного предпринимательства проблемы – адаптации и развития современных подходов и прогрессивных достижений менеджмента и формирования ориентированной на отечественные условия методологии адаптивного управления экономической эффективностью и конкурентоспособностью предпринимательской деятельности.  
     
     
     
     

    IV ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Менеджмент-это  особый вид деятельности, преобразующий  неорганизованную группу людей в  эффективную, целенаправленную и производственную команду. Управление этой командой предполагает осуществление следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль и коррекция. В данном разделе я рассмотрю подробно методы эффективного осуществления этих функций и постараюсь выявить существующие недостатки и преимущества.

    В рыночной экономике предприятие не сможет добиться стабильного успеха, если не будет четко и эффективно планировать  свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию о состоянии целевых рынков, конкурентах, собственных перспективах и возможностях, оценивать риск в достижении поставленных целей.

    Первой  функцией, которую я рассмотрю  является планирование.

    Планирование - определение целей и задач, а также показателей деятельности на будущий период, и определение необходимых для их достижения действий и ресурсов.

    Планирование  начинается с формирования цели (целей) - желаемого состояния в будущем, которая позволяет обозначить желаемый результаты и довести информацию об этом до сотрудников, клиентов, конкурентов и общества. Основной общей целью организации в виде чётко выраженной причины её существования является миссия организации. Миссия — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития. В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации;

    -целевые  ориентиры, т.е. то, на что направлена  деятельность организации и к  чему она стремится в своей  долгосрочной перспективе;

    -сфера  деятельности и рынок, на котором  организация осуществляет реализацию  своего продукта или услуги;

    -философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

    Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность  к выживанию в конкурентной среде.

    На основе миссии организация вырабатывает цели, которые детализируются на задачи.

    По срокам планы принято делить на:

    долгосрочные  — свыше пяти лет, ориентированные на планы целей. Они представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.

    В рамках планов эти цели согласовываются  и определенным образом ранжируются  по тому или иному принципу. однако никогда не связываются ни с конкретным способом

    достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего;

    среднесрочные — от года до пяти лет, ориентированные на разработку программ;

    краткосрочные — до года, ориентированные на разработку бюджетов (сетевых графиков и т.д.). Разновидностью краткосрочных планов являются также оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

    Существует  классификация и по используемым ресурсам:

    1)планирование  производства

    2)материально-техническое  планирование

    3)экономическое  и финансовое планирование

    4)планирование  персонала и пр.

    Особой  формой планирование является бизнес-планирование.

    А также  существуют различные техники планирования, которые можно назвать методами:

    -составление  планов в табличной форме

    -составление  планов-графиков

    -создание  программ

    Следующим методом планирования является составление планов-графиков, а именно- графиков Гантта. План-график преследует триединую цель. Первая заключается в том, чтобы установить экспертно и расчетно стадии/фазы/этапы организационно-технических мероприятий, которые должны быть выполнены для того, чтобы довести до практических результатов запланированный к примеру проект или его отдельную часть. Второе назначение графика заключается в том, чтобы создать возможность систематической оценки, - каким образом осуществляется данный план , проследить за состоянием выполнения плана на заданный период времени. Третья цель – предусмотреть оптимальные последовательности работ и учесть возможные ограничения в их чередовании, минимизируя при этом общую длительность развертывания проекта. Т.е. следует стремиться к тому, чтобы из совокупности всех возможных чередований работ найти наилучшее сочетание.

     Преимущество  такого метода планирования заключается  в том, что График позволяет  эффективно сопоставлять то, что  сделано, с тем, что было  намечено, являясь удобным инструментом для учета и регулирования.

         Ещё одним методом планирования  является составление функционально-структурных  матриц. Рассмотрим функционально-структурную  матрицу, выполненную для планирования  персонала предприятия . Функционально-структурная матрица формируется в виде таблицы в следующей последовательности:

    1) определяются  и записываются (в левую вертикальную  колонку) все основные функциональные  направления и функции деятельности  предприятия- ориентируясь на  принятый перечень функций и оценку объемов работ по этим функциям, формируется перечень необходимых должностей и структурных подразделений предприятия, который записывается в верхнюю горизонтальную строку таблицы;

    2) в  соответствующих ячейках матрицы  (на пересечении столбцов и строк) раскрываются и описываются конкретные функции, закрепляемые за соответствующими должностями/структурными подразделениями.

    Таким образом, назначение планирования как  функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

    Организация – как функция менеджмента отражает процесс упорядочения деятельности предприятия.

    Содержание функции организации:

    1. Организация взаимодействия.

      Метод №1. Структуризация процесса - разделение процесса на подпроцессы по горизонтали и координация отдельных частей.

    Информация о работе Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.