Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:17, научная работа

Описание работы

Отечественная экономика находится в новых условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Актуальность проблемы обеспечения эффективности менеджмента предпринимательской деятельности в современных условиях………………………….….5
2. Особенности современных условий предпринимательской деятельности…………..….6
3. Основные современные концепции эффективного менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7
4. Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11
5. Пути адаптации и развития современных концепций эффективного менеджмента применительно к отечественным условиям предпринимательской деятельности………..27
Выводы………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

готова.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

НАУЧНАЯ РАБОТА

Ст. I-III курса

«Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который  позволил к нему прийти» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАПРАВЛЕНИЕ: Менеджмент современной предпринимательской деятельности

Тема: Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности. 

ПЛАН:

Введение…………………………………………………………………………………………3

1. Актуальность  проблемы обеспечения эффективности  менеджмента предпринимательской  деятельности в современных условиях………………………….….5

2. Особенности  современных условий предпринимательской  деятельности…………..….6

3. Основные  современные концепции эффективного  менеджмента предпринимательской деятельности………………………………………………………………………….……….…7

4.  Основные методы эффективного менеджмента современной предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………….………11

5. Пути  адаптации и развития современных  концепций эффективного менеджмента  применительно к отечественным  условиям предпринимательской деятельности………..27

Выводы………………………………………………………………………………………….36 

Список  использованной литературы…………………………………………………………38 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная экономика находится в новых  условиях . Для успешного хозяйствования в современных конкурентных условиях рыночной экономики существующим предприятиям необходимы знания и навыки их практического применения в области эффективного менеджмента. Изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

С точки  зрения менеджмента, в настоящий  момент в отечественных организациях можно выделить три подхода к  его пониманию и применению .

Первый  подход: основан на интуиции и смекалке предпринимателей. Большая часть  руководителей этих компаний в прежней  своей жизни были учителями, программистами, инженерами, врачами. Эти руководители не изучали теорию и практику менеджмента, поэтому принимают управленческие решения исходя из собственной интуиции и смекалки. Этот подход характерен для руководства фирм, выросших из коммерческих структур . На поверку этот менеджмент оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта) .

Чисто коммерческие и финансовые успехи таких  фирм (вполне ожидаемые на советском и постсоветском внутреннем рынках с их нехваткой всего и вся), рост масштабов операций и активное участие в приватизации обернулись для них ростом сложности управленческих задач и необходимостью искать новые формы и методы организации управления. Решение этих задач требует освоения простейших управленческих технологий (например, правильного построения линейно-функциональной организационной структуры управления с четким распределением функций управления и регулярным документооборотом). По сути, данная модель есть не что иное, как самый низкий уровень конкурентоспособности. По теории считается вполне нормальным, что от 2/3 до 3/4 таких фирм в течение трех - пяти лет своей деятельности скорее всего обанкротятся. В условиях нестабильной экономики процесс может лишь затянуться на два - три года против нормы.

Второй  подход представлен западными фирмами, работающими на отечественном рынке. Это попытка адаптирования западного  менеджмента к российским условиям. Этот подход отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний "тратиться" на перспективу в условиях отечественной нестабильности .

Третий  подход - «советский» менеджмент, которого придерживаются большинство руководителей  крупных отечественных предприятий, руководивших и в советское время. Данный подход основан на концепции производства ради производства. Так например, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий .

Таким образом, отечественный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения отечественных  и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современной рыночной экономики. Меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями. 

I АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 

    Для успешного хозяйствования в условиях современной рыночной экономики  отечественным предприятиям необходимы знания в области эффективного менеджмента  и умения их практического применения в международной конкурентной среде. Отечественные бизнес-предприятия в силу разных причин пока не в достаточной мере подготовлены к решению конкурентных задач на международном уровне (особенно с учетом вступления Украины в ВТО). Большинство наших предпринимательских структур имеют, как правило, недостаточный уровень экономической эффективности бизнес-деятельности и качества продукции и услуг, следовательно, и недостаточный уровень конкурентоспособности. Дальнейшее отставание в освоении методов обеспечения необходимого уровня эффективности и конкурентоспособности приведет к постепенной потере рынков. Поэтому перед нашей наукой в сфере менеджмента остро стоит проблема изыскания, адаптации к отечественной специфике, разработки и передачи бизнес-предприятиям методических материалов и инструментов, которые позволят оснастить их самыми современными методами и технологиями, необходимыми для эффективного управления бизнес-деятельностью и обеспечения устойчивой конкурентоспособности предпринимательских организаций в условиях современной международной рыночной среды. Для решения этой проблемы необходимо выделить те современные, наиболее эффективные методы и средства менеджмента, которые подлежат ускоренному освоению, и определить порядок и методику их адаптации. 
 
 
 
 
 

II ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Современные условия предпринимательской деятельности характеризуются следующими основными  особенностями: -

    - происходит глобализация международной  рыночной среды, ведущая ко все большей динамичности движения капитала, технологий, трудовых, финансовых и других ресурсов;

    - возрастает конкурентная плотность  практически во всех сегментах  рынка;

    - основным свойством бизнес-среды  теперь является возрастающая  динамика изменения характеристик и параметров составляющих ее компонентов.

    Указанные весьма значимые особенности современного периода развития рыночной среды  особенно остро проявляются в  постоянстве и нарастании темпов изменений составляющих ее компонентов. В то же время, одной из самых значимых особенностей самого предпринимательского предприятия (внутренней среды) является его тесная интеграция с внешней средой своими «входами» и «выходами», что предопределяет сильную зависимость предпринимательского предприятия от состояния факторов и параметров окружающей среды и особенностей их влияния на него. Отмеченные особенности приводят к тому, что для того, чтобы предпринимательское предприятие функционировало устойчиво, оно должно постоянно адаптироваться к динамично изменяющимся состояниям окружающей среды. Причем, поскольку источники изменений могут быть не только внешними, но и внутренними, наибольших адаптационных изменений требуют предприятия, которые в таких условиях и сами динамично наращивают масштаб бизнеса, что, также как и изменения во внешней среде, несет угрозы снижения эффективности и даже потери должного уровня управляемости.

    Таким образом, основные особенности бизнес-среды  требуют от предпринимательских  структур соответствующей гибкости и высокой эффективности методов адаптивного управления. Таким требованиям в определенной степени соответствуют современные прогрессивные методы эффективного менеджмента предпринимательской деятельности, которые исследуются в рамках данной работы.

    III ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  

     Теории  и практике эффективного адаптивного  управления в менеджменте уже  значительное время уделяется большое  внимание. В конце 60-х годов Уоррен Бенис использовал понятие «адаптивная  организация», чтобы подчеркнуть преимущества такого менеджмента, при котором организация была бы в состоянии своевременно отреагировать на изменения в среде [1].

     Анализ  последних публикаций и исследований [1-4 и др.] показал, что вопросы  повышения эффективности бизнес-деятельности постоянно находятся в поле зрения и систематически исследуются в зарубежном менеджменте с учетом существенных изменений различных факторов предпринимательской среды и возникновения новых инновационных технических, организационных, методологических и методических возможностей.

     Одной из наиболее современных популярных концепций построения адаптационных  систем менеджмента (по данным зарубежных информационных источников) является концепция «обучающихся организаций», привлекающая все большее внимание исследователей, менеджеров, консультантов. Обобщая точки зрения зарубежных исследователей, «обучающейся» можно назвать организацию, которая создает условия для систематического обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, своевременно адаптируется к изменениям в окружающей среде (увеличивая свои сильные стороны и устраняя недостатки, своевременно используя позитивные возможности среды и парируя возможные угрозы).

В обучающейся  организации каждый сотрудник приобщается к выявлению и решению проблем организации, к непрерывному совершенствованию профессионального мастерства и саморазвитию, что благоприятствует росту эффективности через «обучение» организации и достижение ею целей, прежде всего целей по наиболее эффективному удовлетворению потребностей клиентов. В этом случае увеличивается объем «коллективного разума», его возможности, возрастает синергетический эффект в организации. Сотрудники принимают участие во всех мыслительных процессах, включая разработку стратегии, а также в процессах принятия управленческих решений.

В условиях обучающейся организации соответственно преобразуются основные традиционные функции менеджмента. Менеджер обучающейся  организации должен усвоить, по крайней  мере, 5 (по книге Питера Сенджа «Пятая дисциплина: наука и практика обучающихся организаций») [2]:

Информация о работе Исследование, адаптация и развитие современных концепций эффективного менеджмента предпринимательской деятельности.