Инновационный менеджмент и особенности его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ инновационного менеджмента, а его также особенностей его реализации на отдельно взятом предприятии (ОАО «Элема»).

Содержание

Введение 4
1. Инновационный менеджмент и его особенности 6
1.1. Содержание инновационной деятельности и сущность
инновационного менеджмента 6
1.2. Основные задачи процесса создания нового продукта 10
1.3. Основные этапы инновационного процесса 12
1.4. Организация разработки нового продукта 16
2. Особенности реализация инновационного менеджмента
(на примере ОАО «Элема») 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ процесса разработки новых моделей на ОАО «Элема» 24
2.3 Оценка существующего процесса разработки продукции
на ОАО «Элема» 33
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки новой
продукции 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая_менеджмент.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Продукция ОАО «Элема»  требует минимальных сроков разработки в связи с прямой зависимостью от моды, т.е. стиля, широко распространенного в течение некоторого конечного времени. Скорость разработки критична для данной продукции, поэтому необходимо перейти на более быструю и гибкую процедуру разработки моделей. Для этого следует организовать тесное сотрудничество между различными отделами ОАО «Элема» и совмещать во времени некоторые этапы разработки, что позволит сэкономить время и повысить эффективность работы.

Как параллельный, так  и последовательный процессы разработки новых товаров схожи описанными в них действиями, но время и организация этих действий различаются. При последовательном процессе разработки, применяемом на ОАО «Элема» все действия осуществляются в строгой последовательности. Каждый блок соответствующий одному шагу, завершает работу, и только затем происходит переход к следующей фазе.

При параллельном процессе, который предлагается ОАО «Элема», действия будут происходить одновременно и в текущей взаимосвязи с  другими блоками. Вместо того, чтобы  передавать новый товар от отдела, к отделу, на предприятии может быть собрана команда специалистов, состоящая из представителей различных отделов и сопровождающая новый товар от начала и до конца. В такую команду могут войти маркетологи, экономисты, технологи, и даже поставщики и потребители.

На рисунке 3.1 представлен предлагаемый процесс разработки новой продукции. Здесь же отмечены этапы, которые применяются на ОАО «Элема».

Общая полная схема разработки товаров должна начинаться с запуска  нового товара в производственную программу  предприятия – инновации, которая включает поиск идей новых товаров, их селекцию и экономический анализ, а также развитие концепции продукта.

На стадии разработки стратегических направлений действий целесообразно выполнить следующие  виды деятельности:

-проанализировать конъюнктуру рынка и его тенденции;

-проанализировать имеющиеся  информационные материалы о новых  видах продукции и моделях.  Важно уделить особое внимание  тенденциям моды, появлению новых  видов тканей, фурнитуры, отделочных  материалов;

-проанализировать потребности потребителей. Необходимо проводить опросы потребителей непосредственно в местах продажи, т.е. в фирменных магазинах и секциях;

-проанализировать собственные  производственные возможности. При  выходе на сегмент мужского  ассортимента ОАО «Элема» не придало должного внимания тому, что потребуется совершенно другое оборудование, т.к. технологии производства мужской и женской одежды существенно различаются.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 Предлагаемый процесс разработки новой продукции

 

Параллельно с процессом разработки стратегических направлений действий необходимо разрабатывать предварительный план маркетинга и проводить исследования.

На стадии отбора идей о новой модели или продукции  необходимо выбрать  из всего имеющегося перечня идей только одну исходную идею, которую и будет в дальнейшем развивать предприятие.

При выпуске пробной  партии продукции следует выполнить  следующие действия:

-принять решение о запуске в производство опытной партии новой продукции;

-составить план работ по созданию новой партии;

-осуществить комплекс работ по выпуску новой партии;

Далее необходимо организовать проведение пробных продаж новой  продукции. Подробное описание данного  процесса приведено выше.

После того как, будут  проведены пробные продажи, следуют  маркетинговые исследования, по итогам которых можно судить о целесообразности запуска новой продукции в серийное производство. На этапе маркетинговых исследований важно проанализировать отзывы потребителей о новой продукции, их отношение к способу продаж, а также мнения специалистов торговли о новой продукции.

Серьезное внимание должно придаваться обеспечению качества товара и оценке его конкурентоспособности. Следующими шагами после обеспечения  всех необходимых процедур создания товара должна быть проведена оценка его рыночной адекватности, понимаемая как соответствие данного товара требованиям рынка, а также оценка товара фирмой, то есть выявление соответствия экономических параметров данного продукта производственным и финансовым целям предприятия.

Параллельно данному этапу идет процесс корректировки маркетингового плана и разработка плана по производству. В маркетинговом плане уточняются те целевые сегменты, на которых направлен новый продукт или новая модель. Также если это качественно новый для предприятия продукт, то необходимо разработать наименование, решить проблему внешнего вида упаковки (так следует поступить с детской школьной формой). Необходимо обратить серьезное внимание на разработку плана мероприятий по продвижению продукции на рынок (концепция ценовой стратегии, концепция рекламы, концепция стимулирования сбыта и организации товародвижения).

На рисунке 3.2. приведена существующая схема процесса принятия решений при разработке новой продукции на ОАО «Элема». Однако, можно предложить другую несколько другую схему (рисунок 3.3)


 

Рисунок 3.2 - Процесс принятия решений при разработке новой продукции

 

Данная схема наиболее грамотно отражает весь процесс принятия решений при разработке продукции  и планировании ассортимента. Сначала  генерируются идеи и разрабатываются образцы новых моделей и новой продукции. Все они объединяются в перспективную коллекцию (каждая модель прошивается в одном-двух экземплярах). Перспективная коллекция выносится на пробные продажи, те модели, в которых предприятие уверено, выносятся на конъюнктурное совещание. Результаты пробных продаж и конъюнктурного совещания обсуждаются на художественно-техническом совете. При этом необходимо, чтобы в состав данного совета входили не только технологи и конструкторы, но и художники, экономисты и маркетологи. Возглавлять совет должен начальник отдела разработки новой продукции, решающее слово должно быть за ним. Модели перспективной коллекции, одобренные на художественно-техническом совете, запускаются в серийное производство и затем предоставляются специалистам отдела сбыта для реализации.

На ОАО «Элема» разработкой  новой продукции занимается экспериментальный  цех, который подчиняется главному инженеру, несмотря на то, что предприятие  взяло для себя на вооружение концепцию  маркетинга. В состав экспериментального цеха входят: технологи, конструкторы, художники-модельеры. Причем они занимаются только непосредственной разработкой новых моделей и продукции

Однако, наиболее эффективно было бы выделить отдельный отдел, занимающийся планированием ассортимента и разработкой новой продукции. Вместо того чтобы передавать новый товар от отдела к отделу, на ОАО «Элема» будет образована команда сотрудников из различных отделов, которая будет работать с новым товаром от начала и до конца. Предполагаемая структура отдела разработки новых товаров приведена на рисунке 3.3.

 

Рисунок 3.3 - Предполагаемая организационная структура отдела разработки новых товаров.

 

Главная задача данного  отдела будет заключаться в выпуске  тщательно спроектированного и  высококачественного товара. В состав данного отдела будут входить не только специалисты технологических профессий, но и сотрудники маркетингового, производственного, экономического отделов.

Так, специалисты по исследованию рынка и предварительному тестированию будут заниматься исследованием тенденций моды, предпочтений потребителей, выявлением потребностей в швейной продукции, отраслевых тенденций, изучением конкурирующих товаров, их характеристик, уровень их конкурентоспособности, изучением отношений к производимой продукции ОАО «Элема» и продукции предприятий-конкурентов. Одна из главных маркетинговых возможностей обусловлена неудовлетворенными потребностями потребителей. Пробелы на рынке – потенциальные возможности для ОАО «Элема».

Специалисты, занимающиеся планированием ассортимента, должны на основании данных исследований рынка, отбирать наиболее удачные идеи и разрабатывать перспективные коллекции. Также в их обязанности входит проведение экономического анализа, то есть выявлять то, насколько реальная величины объемов продаж, доли рынка, прибыли от продажи нового товара, будут соответствовать запланированным в проекте маркетинговой стратегии.

На основании данных, полученных от аналитической группы, экспериментально-пошивочная группа занимается непосредственной разработкой образцов товаров.

Дизайн-центр занимается разработкой эскизов моделей  для оформления перспективных и  текущих зарисовок, разрабатывает  замечания по внешнему виду изделия (выбор цвета, сочетания цветов, дизайна  моделей), а также выдвигает предложения  по художественному оформлению моделей.

Технологи должны заниматься проверкой соответствия произведенного образца ГОСТ, ОСТ, политике качества, сертификатам, свидетельствующие о  качестве выпускаемой продукции, а  также занимаются  подбором ткани  для каждой модели.

Специалисты экспериментального цеха должны заниматься пошивом опытной  партии (в минимально возможные сроки), вносить предложения по формированию перспективной коллекции, учитывать  замечания по внешнему виду изделия.

Таким образом, создание такой команды позволит сократить не только время, но и затраты на процедуру разработки новой продукции на ОАО «Элема».

Для того, чтобы сократить  уровень риска, связанный с разработкой  и выводом на рынок новой продукции  можно сделать следующее: руководство и сотрудники предприятие должны осуществлять систематическое планирование ассортимента продукции, включающее все проверочные этапы - испытание продукции, исследования рынка и пробную продажу, а так же решением всех вопросов, пока продукция еще находится в стадии планирования. Действуя таким образом, они обеспечивают себе гарантию того, что решения будут основываться не на догадках, а на знании фактов при условии, что эти факты могут быть получены своевременно и ценой приемлемых издержек.

Необходимо анализировать свой опыт и опыт других предприятий, обеспечивших успех внедрения новой продукции на рынок, выявляя закономерности успеха, где это возможно, и, используя знания этих закономерностей в своей работе. В любом случае, перед ОАО «Элема» стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции. Она должна тщательно прорабатываться на стадии планирования продукции, в особенности при формировании перспективных коллекций, быть опережающей и долговременной.

В условиях постоянно  меняющихся запросов, технологий и  конкурентного окружения предприятия для поддержания скорости своего роста и сохранения доходов, недостаточно полагаться только на существующие товары. Выживание любого предприятия (и ОАО «Элема», в частности) в современных условиях напрямую зависит от того, насколько успешно оно разрабатывает и выводит на рынок новые товары и услуги.

На сегодняшний день у ОАО «Элема» не все идеально в области разработки новой продукции  и маркетинга в целом, но уже то, что что-то делается в данной сфере, говорит о переходе на нужную ступень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, современный  этап становления рыночной экономики  в Беларуси требует создания системы  инновационного менеджмента. Это приобретает  важное значение в условиях повышения  инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике Беларуси инновационными процессами централизованно  управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

Поэтому в настоящее  время имеется настоятельная  необходимость создания научно-практических основ системы менеджмента инновационной деятельности организаций. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

Важное место для дальнейшего развитая и повышения экономической эффективности инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.

Инновационный менеджмент должен создать необходимые и  достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг.

Информация о работе Инновационный менеджмент и особенности его реализации