Инновационный менеджмент и особенности его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ инновационного менеджмента, а его также особенностей его реализации на отдельно взятом предприятии (ОАО «Элема»).

Содержание

Введение 4
1. Инновационный менеджмент и его особенности 6
1.1. Содержание инновационной деятельности и сущность
инновационного менеджмента 6
1.2. Основные задачи процесса создания нового продукта 10
1.3. Основные этапы инновационного процесса 12
1.4. Организация разработки нового продукта 16
2. Особенности реализация инновационного менеджмента
(на примере ОАО «Элема») 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ процесса разработки новых моделей на ОАО «Элема» 24
2.3 Оценка существующего процесса разработки продукции
на ОАО «Элема» 33
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки новой
продукции 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая_менеджмент.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Проведение работ на каждом этапе  регламентируется конкретным заданием и приемкой результатов на соответствие выданному заданию. При завершении каждого этапа и передаче работ в следующее подразделение имеется возможность принятия решения руководством предприятия о продолжении дальнейших работ или их прекращении. Последовательная организация работ имеет свои достоинства и недостатки [6, С.12].

Главное достоинство последовательной организации работ заключается в сокращении финансового риска, связанного с инновационным процессом, так как на каждом его этапе проводится оценка полученного результата, и могут быть внесены коррективы в проведение работ вплоть до полной их остановки. Кроме того упрощается контроль хода работ, которые на каждом этапе проводится по одному виду деятельности в конкретном подразделении. В качестве недостатков последовательной организации работ можно отметить следующие факторы:

1) усложняется внесение  улучшений и устранения дефектов  в части работ, по которым  этапы уже завершены. Стоимость  этих изменений существенно возрастает  в зависимости от этапа, на  которых они обнаружены;

2) увеличиваются сроки  создания нового продукта (на время рассмотрения результата и принятия решения руководством о продолжении последующих работ на каждом этапе);

3) успех инновационного  процесса зависит от качества  и эффективности взаимодействия (связей) между участвующими подразделениями, которые затруднены при последовательной организации работ;

4) процедурные моменты,  связанные с замечаниями на  различных этапах, выполняемых различными подразделениями по отдельным заданиям.

Параллельная  форма организации инновационного процесса. При параллельной форме организации работы в очередном подразделении начинаются до завершения в предыдущем, допускается проведение работ по смежным этапам в различных подразделениях одновременно. При этом оценка работ каждого этапа и принятие решений по продолжению или прекращению дальнейших работ проводится после завершения соответствующего этапа. По сравнению с последовательной формой такая организация позволяет сократить общую продолжительность инновационного процесса, но увеличивает риск дополнительных затрат в случае отрицательного решения о продолжении дальнейших работ. Предприятие несет убытки за счет выполненного этапа, а также за уже начатый очередной этап. Параллельная форма организации инновационного процесса идентична последовательной за исключением различий, связанных с сокращением сроков выполнения работ, которые при неблагоприятных условиях могут повлечь дополнительные затраты.

Интегральная  форма организации инновационного процесса. Интегральную организацию работ называют методом совместной разработки или совместного конструирования, а также иногда методом параллельного проектирования. Интегральная форма организации инновационного процесса предусматривает совмещение во времени практически всех видов работ, связанных с созданием нового продукта. Для реализации такой формы организации создается комплексная бригада (группа), состоящая из конкретных специалистов, необходимых для выполнения определенного комплекса работ. Такая организация работ аналогична проектной организационной структуре, хорошо зарекомендовавшей себя в военно-промышленном комплексе при выполнении больших и малых проектов. Инновационный проект в этом случае перестает быть последовательностью видов работ, выполняемых в разных подразделениях предприятия, а превращается в комплексный проект с единым руководством, занимающимся решением конкретной проблемы. При этом может быть в полной мере использован потенциал всех разработчиков проекта, объединенных в целевую проектную группу.

По оценкам экспертов  применение интегральной организации  инновационного процесса сокращает длительность проведения НИОКР на 30—50 %, значительно сокращает число вносимых в проект изменений при его реализации и сокращает время выхода нового продукта на рынок. Проектная организация работ позволяет создать в рамках предприятия внутренний микроклимат, способствующий росту творческой инициативы и производительности труда [8, С.31].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности реализация инновационного  менеджмента

             (на примере ОАО «Элема»)

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Элема» (более полно расшифровывается как «Элегантнае моднае адзенне»), известное ранее как Минское  производственное швейное объединение  имени Н.К. Крупской, было основано в 1930 году и на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей верхней одежды в Беларуси и странах СНГ. В 1989 г. в Москве между В/О «Технопромимпорт», с одной стороны, и фирмой «Тейлор Вудроу Интернешнл Лтд», с другой стороны, был заключен контракт о техническом перевооружении головного предприятия Минского производственного швейного объединения имени Н.К. Крупской.

С 22.01.1990 г. оно реорганизовано в Минскую швейную фабрику  имени Н.К. Крупской. А в 1992 г. фабрика  была вновь реорганизована в арендное предприятие (рег. № 00556 от 24.03.1992 г. Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Минска).

С 1 октября 1993 года Минская  швейная фабрика имени Н.К. Крупской переименовывается в швейное  предприятие «Элема» и осуществляет свою деятельность в форме коллективного  предприятия (рег. № 1572 от 1.10.1993 г. Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Минска). Работая в условиях коллективной формы собственности, коллектив предприятия за счет чистой прибыли сумел полностью выкупить долю собственности, принадлежавшую государству. В результате на базе коллективного предприятия «Элема» с 1.01.1996 г. образуется открытое акционерное общество с одноименным названием (рег. № 2839 от 1 января 1996 года Исполкома Ленинского районного Совета народных депутатов г. Минска).

В соответствии с Указом Президента РБ от 24 мая 1996 г. № 208 Минским городским исполнительным комитетом производится перерегистрация предприятия (рег. № 888 от 24.09.1996 г.). Акционерами предприятия являются работники и лица, ранее работавшие на предприятии. Всего акциями ОАО «Элема» владеют 2442 человека в количестве 536 948 штук. Из них простые акции составляют 534 608 штук, привилегированные – 2 340 штук на сумму 26 847,4 тыс. руб. (деноминированными). Всего работникам предприятия принадлежат 87% всех акций или 467 427 штук.

Восстановительная стоимость  основных фондов предприятия по состоянию  на 1 декабря 2007 года составила 16551 млн. руб., износ - 7657 млн. руб. или 46,3%, остаточная - 8894 млн. руб. Характеризуя состояние  и качество основных фондов, необходимо отметить, что степень изношенности основных фондов ниже, чем в среднем в народном хозяйстве республики. На 1 декабря 2007 года введено основных средств на сумму 563 млн. рублей.

Численность работающих на предприятии составляет –1620 человек.

Численность промышленно-производственного персонала по категориям: рабочие - 1376 человека, руководители - 104 человека, специалисты - 133 человека, служащие - 7 человек.

В настоящее время  «Элема» активно сотрудничает с  такими странами как Россия, Украина, Казахстан, странами Прибалтики. Также предприятие занимается пошивом одежды из давальческого сырья, выполняя заказы западных фирм, таких как «Shani Ltd» (Англия), «Vent des modes» (Франция), «Bayer AG» (Германия) и «Berghaus» (Голландия).

На сегодняшний день ОАО «Элема» является одним из самых технически оснащенных предприятий легкой промышленности РБ. Производство продукции осуществляется на современном импортном оборудовании, предоставленном фирмой «Pfaff». При этом в производстве продукции таких фирм, как: "ASSYST", "BULLMER", "VEIT", "KANNEGIESSER", "PFAFF", "STROBEL", "DIRKOPP", "SUSSMAN", "TEST". Таким образом, установлено более 900 единиц швейного оборудования производства фирм Германии.

Предприятие сотрудничает более чем с 13 всемирно-известными фирмами Западной Европы.

Благодаря усилиям художников, модельеров и конструкторов «Элемы», идет ежегодное обновление ассортимента на 80%. «Элема» не оставляет без  внимания и мужчин – в коллекцию  каждого года входят современные  модели мужских пальто и полупальто из качественных итальянских тканей, а также курточный ассортимент из плащевых тканей. В настоящее время ОАО «Элема» радует своих клиентов дорогими тканями чешских, итальянских корейских, бельгийских, польских и белорусских производителей.

Финансовое положение предприятия является достаточно сложным по причине снижения покупательского спроса рынка Республики Беларусь, неплатежеспособности покупателей, сложностями с реализацией на российском рынке в связи с неравными условиями хозяйствования белорусских и российских производителей. Неблагоприятное влияние на финансовое состояние предприятия оказывает несовершенство налогового законодательства. В целом в виде платежей в бюджет из прибыли местных налогов и сборов изымалось за 9 месяцев 2007 года 19% объема реализации.

Некоторые показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в предыдущие периоды приведены в приложении А.

Анализ финансового положения  ОАО «Элема» показал, что предприятие  занимает достаточно устойчивое положение  на рынке, о чем свидетельствуют вышеперечисленные показатели, и по-прежнему остается одним из крупнейших предприятий легкой промышленности. Для большей наглядности, основываясь на данных таблицы, можно привести следующие рисунки:

 

 

Рисунок 2.1 - Удельный вес  продукции из собственного и давальческого

                        сырья

 

Из рисунка 2.1. видно, что в период 2004-2007 гг. идет процесс снижения производства продукции из давальческого сырья, и соответствующий рост продукции из собственного сырья, что, по мнению специалистов предприятия не является положительной тенденцией.

 

 

 Рисунок 2.2 - Соотношение объемов  экспорта в 2004-2007 гг.

 

Из рисунка 2.2. видно, что  объем экспорта продукции ОАО  «Элема» в Российскую Федерацию  за период с 2003 по 2006 год растет (хотя в 2004 году отмечено снижение объема экспорта в данную страну). В объемах реализации в страны дальнего зарубежья за пять изучаемых лет наметилась тенденция снижения.

В 1989 году предприятие  впервые наладило экспорт и с  тех пор достаточно успешно работает в этой области. За годы сотрудничества с различными странами предприятие смогло побывать на многочисленных выставках, на которых продукция предприятия была удостоена высокого внимания.

Предприятие активно  участвует в развитии различных  форм внешнеэкономических связей, в частности в развитии производственно-технологической кооперации со странами Европы и Российской Федерации.

Основными виды деятельности ОАО «Элема» представлены на рисунке 2.3.

Основными целями маркетинговой  деятельности ОАО «Элема» являются:

-продвижение товаров  и освоение новых рынков сбыта  в России и странах СНГ;

-увеличение объемов  поставок на рынки Беларуси, России  и стран СНГ с целью увеличения  прибыли;

-анализ и поиск  путей уменьшения издержек с  целью снижения цен на основную продукцию.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Основные виды деятельности ОАО «Элема»

 

Главной целью предприятия  является производство качественной продукции, способной удовлетворить потребность  населения в полной мере и, таким  образом, суметь оправдать доверие покупателя к фабрике. Именно такая мысль выражена в фирменном лозунге предприятия, который звучит так: «Покупатель сам желает верить нам. Наша задача лишь оправдать его доверие».

Основными целями маркетинговой  деятельности ОАО «Элема» являются:

-продвижение товаров и освоение новых рынков сбыта в России и странах СНГ;

-увеличение объемов поставок на рынки Беларуси, России и стран СНГ с целью увеличения прибыли;

-анализ и поиск путей уменьшения издержек с целью снижения цен на основную продукцию.

Главной целью предприятия является производство качественной продукции, способной удовлетворить потребность населения в полной мере и, таким образом, суметь оправдать доверие покупателя к фабрике. Именно такая мысль выражена в фирменном лозунге предприятия, который звучит так: «Покупатель сам желает верить нам. Наша задача лишь оправдать его доверие».

В приложениях Б и  В приведена схема организационной  структуры ОАО «Элема», а также  структура коммерческой службы.

 

2.2 Анализ процесса  разработки новых моделей на ОАО «Элема»

 

Каким бы широким, глубоким и гармоничным не был производственный ассортимент любого предприятия, его  рано или поздно приходится менять. Специфика ОАО «Элема» проявляется  в том, что оно не может позволить  себе выпускать длительное время  одну и ту же модель. Ведь когда женщины встречаются в одежде, хоть и очень модной, но похожей, это вызывает чувство неловкости. Поэтому предприятие вынуждено выпускать продукцию относительно небольшими партиями, а, следовательно, подвергать ее непрерывному изменению.

Проследить обновляемость  изделий на фабрике довольно сложно, так как часто замена какой-либо одной детали модели влечет за собой  изменение ее порядкового номера.

Перспективная коллекция  настоящего года позволяет судить о  степени обновляемости ассортимента. ОАО «Элема» в 2007 году представило две коллекции: весенне-летнюю и осенне-зимнюю. Весенне-летняя коллекция включала 179 моделей.

Доля новых моделей  составляет 80 % (139 моделей). Осенне-зимняя коллекция состоит из 140 моделей. Обновление коллекции — 79% (110 моделей). Для сравнения в 2006 году эти показатели составили: весенне-летняя коллекция включала 115 моделей. Доля новых моделей составляет 52% (60 моделей). Осенне-зимняя коллекция состоит из 99 моделей. Обновление коллекции — 51% (51 моделей). К сожалению, нет данных по нормативу обновления моделей, т.к. каждое предприятие самостоятельно определяет для себя скорость и частоту обновления. Так, ОАО «Элема» идёт по пути разработки как можно большего числа моделей и стремится к их обновлению каждый сезон.


Рисунок 2.4 - Соотношение  новых моделей и моделей прошлых  лет за 2006-2007 гг. (весенне-летняя коллекция)

Информация о работе Инновационный менеджмент и особенности его реализации