Инновационный менеджмент и особенности его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ инновационного менеджмента, а его также особенностей его реализации на отдельно взятом предприятии (ОАО «Элема»).

Содержание

Введение 4
1. Инновационный менеджмент и его особенности 6
1.1. Содержание инновационной деятельности и сущность
инновационного менеджмента 6
1.2. Основные задачи процесса создания нового продукта 10
1.3. Основные этапы инновационного процесса 12
1.4. Организация разработки нового продукта 16
2. Особенности реализация инновационного менеджмента
(на примере ОАО «Элема») 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ процесса разработки новых моделей на ОАО «Элема» 24
2.3 Оценка существующего процесса разработки продукции
на ОАО «Элема» 33
3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки новой
продукции 38
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая_менеджмент.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Маркетинг и  менеджмент»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Менеджмент  в отрасли»

на тему «Инновационный менеджмент и особенности его  реализации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:  ______________ студент

гр.КД-041

 

 

 

Проверила: _______________ доц. Синица М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Инновационный менеджмент  и его особенности 6

    1.1. Содержание  инновационной деятельности и  сущность

           инновационного менеджмента 6

    1.2. Основные  задачи процесса создания нового  продукта 10

    1.3. Основные этапы инновационного процесса 12

    1.4. Организация  разработки нового продукта 16

2. Особенности реализация  инновационного менеджмента 

              (на примере ОАО «Элема») 19

              2.1 Общая характеристика предприятия 19

    2.2 Анализ процесса разработки новых моделей на ОАО «Элема» 24

              2.3 Оценка существующего процесса  разработки продукции 

                    на ОАО «Элема» 33

3. Рекомендации по  совершенствованию процесса разработки  новой

              продукции 38

Заключение 46

Список использованных источников 48

Приложения 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из характерных  особенностей современного развития экономики  наиболее развитых стран стала их инновационная направленность, связанная  с созданием, освоением и распространением нововведений в различных экономических, технических и социальных сферах. Этому способствует новый этап развития научно-технического прогресса, связанный с использованием высоких технологий, среди которых особое место занимают информационные технологии.

Однако эти новые  технологии применительно к формирующейся  рыночной экономике Республики Беларусь очень часто вступают в противоречие с существующими методами и подходами  в управлении и организации производства. Применение традиционных приемов управления, используемых в общей теории менеджмента, не дает нужных результатов. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется новому направлению в области менеджмента - инновационному менеджменту. В основе этого направления лежит применение инноваций – нововведений в различных управленческих процессах с целью рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент тесно связан с понятием жизненного цикла изделия, который охватывает этапы маркетинга, проектирования, производства, продаж, поставки, эксплуатации и утилизации.

Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств – единственный способ поддержания  высоких темпов развития компании и  уровня доходности. В условиях современной  энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует фундаментальных изменений не только в организационной структуре, но и в философии фирмы.

Поэтому для рассмотрения основных положений и подходов инновационного менеджмента недостаточно рассмотрения традиционных положений экономических  теорий управления, а необходим комплексный  подход, учитывающий современные  достижения в области промышленных и информационных технологий, управления персоналом, оценки рисков, теории организации, систем государственного регулирования социально-экономических структур.

Таким образом, целью  данной курсовой работы является изучение теоретических основ инновационного менеджмента, а его также особенностей его реализации на отдельно взятом предприятии (ОАО «Элема»).

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

-изучить понятие инновационного  менеджмента и инновационной  деятельности;

-рассмотреть основные  этапы инновационного процесса;

-изучить основные  задачи процесса создания нового  продукта;

-рассмотреть основные методы организации разработки нового продукта;

-провести анализ и  оценку существующего процесса  разработки новых моделей на ОАО «Элема»;

-предложить рекомендации  по совершенствованию процесса  разработки новой продукции.

Объектом исследования является ОАО «Элема».

Предметом – существующий процесс разработки новых моделей  на ОАО «Элема».

Структура курсовой работы состоит из введения, 2 разделов, 5 подразделов, заключения, приложений и библиографии, включающей 10 источников.

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание инновационного  менеджмента

 

1.1 Содержание инновационной  деятельности и сущность

      инновационного  менеджмента

 

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной  деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации.

Нововведением называют:

-неизвестные потребителю  блага (новая продукция, услуги);

-неизвестный метод  производства продукции или услуг;

-разработка новых  материалов и элементов;

-получение нового  источника сырья и энергии;

-организационные нововведения  (освоение нового рынка, получение  новых форм финансирования и  др.) [1, С.12].

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.

К техническим  нововведениям относятся:

-новые продукты;

-новые технологии или новые услуги.

Часто успех предприятия  определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой  технологии и новых услуг. Технические  нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения [3, С.206].

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения  технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:

1) поисковые научные  исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;

2) научные исследования  и разработка новых изделий,  новой технологии и новых форм  и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;

3) создание и проведение  необходимых испытаний опытных  и головных промышленных образцов  новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей [6, С.16].

Целями инновационного менеджмента являются:

1. Разработка и внедрение  новой продукции или услуг.

2. Модернизация и усовершенствование  выпускаемой продукции.

3. Совершенствование  и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.

4. Создание условий  для обеспечения более эффективной  деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Формирование конкретных целей инновационного менеджмента находит свое отражение в научно-технической политике предприятия.

Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

При разработке научно-технической  политики цели инновационного менеджмента должны отражать особенности инновационной деятельности на конкретном предприятии. Во-первых, они формулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха. Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведениями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п. В-третьих, цели инновации учитывают требуемую глубину инновационного процесса, включая освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки, спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влиянием конкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения эффективности работы предприятия и т.д. В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции инновационного процесса, которая определяется доступностью использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованием отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и разработками предприятия (малая интеграция).

С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента включает:

-разработку планов  и программ инновационной деятельности;

-рассмотрение (анализ  и оценку) проектов создания новых  продуктов;

-координацию деятельности  подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики;

-мониторинг хода разработки  новой продукции и ее внедрения в производство;

-взаимодействие с  маркетинговой деятельностью при  формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры;

-обоснование и обеспечение  программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом;

-создание временных  целевых групп для комплексного  решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции [7, С.23].

Особенностью современного этапа развития и обеспечения  эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 90-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и других), а также в снижении издержек производства традиционной продукции.

Информация о работе Инновационный менеджмент и особенности его реализации