Инновационная стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Содержание

Введение 3

1. Исследование организационных структур управления предприятием 4

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур 4

1.2 Типы организационных структур управления 8

1.3 Виды организационных структур управления 11

2. Исследование организационной структуры на примере предприятия 24

2.1 Общая характеристика предприятия 24

2.2 Характеристика организационной структуры предприятия 24

Выводы 26

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Инновационная стратегия предприятия.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

|линейно-функциональных  и            |взаимосвязей между подразделениями  |

|дивизиональных  организационных      |В условиях матричной структуры      |

|структурах  управления, т. е. лучшее |затрудняется  и практически          |

|и более  быстрое реагирование        |отсутствует полноценный контроль  по |

|матричной  структуры на изменение    |уровням управления                  |

|внешней  среды                       |Структура считается абсолютно       |

|Преодоление  внутриорганизационных   |неэффективной  в кризисные периоды   |

|барьеров, не мешая при этом развитию|                                    |

|функциональной  специализации        |                                    |

     

Продуктовая структура.

Один  из распространенных способов развития фирм – это увеличение ассортимента  производимой  и  реализуемой  продукции.  При успешном  осуществлении  управления  несколько   продуктовых   линий   могут достигнуть  столь  высокого  объема  продаж,  что  сами  могут   потребовать

существенной  структуризации.   С   этой   проблемой   столкнулись   пионеры дивизионной структуры Procter&Gamble и General  Motors.  Они нашли решение путем  создания   дивизионально-продуктовой   структуры   организации,   где отделения создавались по  основному  продукту.  В  настоящее  время  крупные производители потребительских товаров используют именно такую структуру.

      При этой структуре полномочия  по руководству  производством   и  сбытом какого-либо   продукта   или   услуги   передаются   одному    руководителю. Руководители  вторичных  функциональных  служб  должны  отчитываться   перед управляющим по этому продукту.

      Продуктовая структура позволяет  уделять конкретному  продукту  столько же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два  вида продукции. По  результатам  исследований,  фирмы  с  продуктовой  структурой достигают больших успехов в производстве и реализации новой  продукции.  Это может  происходить  от  того,  что  в  продуктовой  структуре  очень   четко определено, кто отвечает за получение прибыли, для нее  характерен  контроль затрат и соблюдение графиков. Эти  организации  способны  на  более  быстрое реагирование на изменения условий конкуренции, технологии и  покупательского спроса.

      Возможный  недостаток  структуры   –   увеличение   затрат   вследствие дублирования одних и тех же видов работ для  различных  видов  продукции.  В каждом продуктовом отделении есть  свои  функциональные  подразделения,  но, возможно, не  такого  размера,  чтобы  максимально  эффективно  использовать имеющиеся технические средства и оборудование. 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|Каждому  конкретному продукту        |Возникающая возможность дублирования|

|уделяется  одинаковое максимальное   |ответственности                     |

|внимание                            |Дублирование производственных и иных|

|Четкое  разграничение ответственности|функций                             |

|и полномочий                        |Чрезмерная заинтересованность  в     |

|Высокие  возможности контроля и      |реализации целей и задач «своих»    |

|управления  затратами                |подразделений                       |

|Гибкость  и быстрая реакция на       |                                    |

|изменения  условий внешней среды     |                                    |

|Отсутствие  путаницы и «прозрачность»|                                    |

|для конкретных  руководителей        |                                    |

|подразделений                       |                                    | 
 

      Организационная структура, ориентированная на  потребителя.  Некоторые организации  производят  большой  ассортимент  товаров  или  услуг,  которые отвечают запросам нескольких крупных  групп  потребителей  (рынков).  Каждая группа имеет четко определенные  специфические  потребности.  Если  два  или более таких  клиента  становятся  особенно  важными для фирмы,  она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей. Цель  такой  структуры  состоит  в  том,  чтобы   удовлетворить   этих потребителей так же хорошо, как и  организация,  которая  обслуживает  всего одну их группу.

      Большие  издательства,  например,  имеют  подразделения,  занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой,  учебниками для высшей и средней школы. Каждое из этих  подразделений  ориентируется  на своего  покупателя  и  действует  как  практически   независимая   компания. Следовательно,  каждое  из  них  имеет  свой  редакторский   отдел,   отделы маркетинга   и   финансов,   производственный.   Другой   пример   активного использования организационной структуры, ориентированной на  потребителя,  - это коммерческие банки. Основные  группы  пользующихся  их  услугами  –  это

индивидуальные  клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные  фонды и  университеты),  трастовые  фирмы,   банки-корреспонденты,   международные финансовые  организации.  Организационные  структуры,   ориентированные   на покупателя, в равной степени характерны для торговых фирм,  торгующих  оптом и в розницу.

      Преимущества и недостатки структуры,  ориентированной на покупателя,  в общем,  те  же,  что  и  у  продуктовой  структуры,  если  учесть  различия,

связанные с разной целевой функцией. 

2.   Исследование организационной  структуры на примере  предприятия 

2.1 Общая характеристика  предприятия

Рассмотрим внутреннюю структуру управления государственного бюджетного учреждения. «Х». Данное предприятие занимается закладкой, хранением и выпуском продукции различного назначения. Предприятие финансируется из средств федерального бюджета.

Наименование  должностей и количество  работников определяются штатным расписанием. 

2.2 Характеристика организационной  структуры предприятия

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления. 
Во главе рассматриваемого учреждения стоит директор. Он действует на основании Устава, представляет интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность учреждения, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами. 
В подчинении директора находятся главный бухгалтер, отдел кадров, главный экономист, главный инженер, заместитель директора по строительству, инженер 1 категории,  ведущий юрисконсульт, начальник команды ВО, начальник участка хранения, заведующий материальным складом, заведующий хозяйством.                                                                                                                          
Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. 
В подчинении у гл. бухгалтера находятся бухгалтера. Они выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, расчеты по заработной плате, расчеты с поставщиками и подрядчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств. 
Специалист отдела кадров возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью. 
Также подчиненным у директора находится и главный экономист. Он осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования. 
Далее в подчинении директора стоит главный инженер. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки учреждения. Главному инженеру подчиняются служба главный механика,  служба главный энергетика, ведущий инженер по охране труда, ведущий инженер-электроник, заведующий лабораторией, медсестра. Данные службы обеспечивают бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, содержание в работоспособном состоянии на требуемом уровне точности. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией, участвует в составлении титульных списков на капитальный ремонт. Организует межремонтное обслуживание, своевременный и качественный ремонт и модернизацию оборудования, работу по повышению его надежности и долговечности, технический надзор за состоянием, содержанием, ремонтом зданий и сооружений, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ. 
Заведующий материальным складом – руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей. 
Заместитель директора по строительству. Он организует проведение работ по строительству новых сооружений на территории базы учреждения. 
Ведущий юрисконсульт организует работу по составлению договоров со сторонними организациями, представляет интересы учреждения в суде. Участок хранения обеспечивает работу по приему, разгрузке, выпуску продукции различного назначения, а также контроль за надлежащим хранением продукции.                                                                                   Начальник команды ВО организует работу по обеспечению сохранности продукции различного назначения на территории учреждения.                                                                                                                                                                                                                                                

Выводы                                                                                                  Организационная структура данного предприятия линейная. Такая структура управления представляет организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет своими прямыми заместителями, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных.

Она имеет  ряд достоинств: четкие системы взаимосвязи  между руководителями и подчиненными, быстрота реакции в ответ на прямые указания, личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия, простота построение структуры.

Есть  и недостатки, такие как высокие  требования к руководителю и высокие требования к специалистам, отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями, повышенная зависимость результатов работы  организации  от  квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Руководитель, управляя учреждением  при линейной системе управления, обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим знаниями, необходимыми в управлении. В условиях современного уровня развития производительных сил, масштабов производства и высокой технической оснащенности эта задача становится все труднее: увеличивается число уровней управленческой иерархии, количество подчиненных подразделений, а в месте с этим и их различная функциональная направленность.

Все это  позволяет сделать вывод, что  процедура управления в рамках линейной системы управления наиболее приемлема для малых предприятий, т.е. вполне приемлема для рассматриваемого учреждения. 
 

                                                         Литература 
 

   1. Экономика предприятия: Пер.  с нем. – М.: ИНФРА-М,.

   2. Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н.             организационная структура предприятий. М.: ИСАРП.

   3.   Human   Resource   Management.    Гончарук    В.    А.    Маркетинговое

  консультирование.

   4. Экономика предприятия: Учебник Е. В.  Арсенова,  Я.  Д.  Балыков,  И.  В. Корнеева и др.; Под ред. Н. А. Сафронова. – М.: Юрист,.

    5. Управление персоналом по ред.  Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л.,1999

    6. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

    7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /  Пер.  с англ.    –М.: Дело, 1992.

     8. Елекоев С.,  Зондхоф Г.,  Кролл   Х.   Реструктуризация   промышленных    предприятий

      9. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2000 г.

      10. Райсс М. «Оптимальная  сложность управленческих  структур» //  Проблемы    теории и практики управления. - 1994. - №5.

       11.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. –  М.:    Гардарики, 2001.

       12.Информация, публикации, статьи: Организационная структура управления предприятием 2006 г.

  
 
 
 

  

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия