Инновационная стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Содержание

Введение 3

1. Исследование организационных структур управления предприятием 4

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур 4

1.2 Типы организационных структур управления 8

1.3 Виды организационных структур управления 11

2. Исследование организационной структуры на примере предприятия 24

2.1 Общая характеристика предприятия 24

2.2 Характеристика организационной структуры предприятия 24

Выводы 26

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Инновационная стратегия предприятия.doc

— 199.00 Кб (Скачать)
 

План 

Введение                                                                                                                 3 

1.  Исследование организационных структур  управления предприятием       4 

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур                   4 

1.2 Типы организационных структур управления                                              8 

1.3 Виды организационных структур управления                                             11     

2.   Исследование организационной структуры на примере предприятия      24 

2.1 Общая характеристика предприятия                                                             24   

2.2 Характеристика организационной  структуры предприятия                       24 

Выводы                                                                                                                   26 

Список  литературы                                                                                                27

 

Приложение  № 1                                                                                                    28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Сегодня  наравне  с грамотным, серьезным  подходом  к  самому  процессу  управления,  необходимо четко и ясно видеть  структуру  собственной  фирмы,  понимать,  почему  этой фирме подходит именно эта  структура,  и  знать,  к  каким  результатам  она приведет в обозримом будущем.

      Для сохранения конкурентоспособности  предприятия  его  организационная структура  должна  быть  такой,  чтобы  вся  работа  была  сфокусирована  на конкретной  продукции  и  на   конкретном   конечном   потребителе. Успех  на  свободном  рынке  недостижим  без  целого коллектива  компетентных  людей,  которые  знают  покупателей,   особенности конкуренции  и  возможности  производства  для  отдельных  видов   и   групп продукции. Поэтому акционерам и  высшему  руководству  компании  чрезвычайно важно  создать  такую  структуру  предприятия,   которая   обеспечивала   бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.

      Упрощенно организационная структура  управления представляется  как   ее организация  из  отдельных  подразделений  с   их   взаимосвязями,   которые определяются поставленными  перед  фирмой  и  ее  подразделениями  целями  и распределением    между    ними    функций.    Организационная     структура предусматривает распределение  функций  и  полномочий  на  принятие  решений между  руководящими  работниками  фирмы,  ответственными   за   деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

      Проблема  совершенствования   организационной   структуры   управления предполагает   уточнение   функций   подразделений,   определение   прав   и обязанностей  руководителя  и  сотрудника,  устранение   многоступенчатости, дублирования  функций  и  информационных  потоков.  Основной  задачей  здесь является повышение эффективности управления.

      Организационная структура, в  идеале, видит, прежде всего, установление

четких  взаимосвязей между отдельными  подразделениями  фирмы,  распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования  к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

      Организационные структуры управления  промышленными фирмами  отличаются  большим  разнообразием  и  определяются  многими  объективными  факторами  и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры  производственной деятельности фирмы  (средняя,  мелкая,  крупная);  производственный  профиль фирмы  (специализация  на  выпуске  одного  вида   продукции   или   широкой номенклатуры  изделий  различных  отраслей);   характер   монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

      Несмотря на это, не выделяют  однозначно прогрессивных, так   же  как  и

однозначно  отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как  свои  достоинства, так  и  недостатки.  И  каждая  покажет  себя  с  лучшей  стороны  только  в конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача  сегодняшних  менеджеров  – найти и привести в жизнь именно такую оргструктуру, которая  будет  наиболее полно отвечать целям  и  задачам  организации.  Конкурентоспособность  такой компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры.

      Найдя подходящую структуру, можно   спасти,  казалось  бы,  безнадежное предприятие. И  не  только  спасти,  а  вывести  его  на  качественно  новый уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех  подразделений,  основанная  на определенной структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке. 

1. Исследование организационных структур управления предприятием 

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур

      Под организационной  структурой  управления  понимается  упорядоченная совокупность    устойчиво    взаимосвязанных    элементов,    обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.  Организационной структурой управления определяется также как форма разделения  и  кооперации управленческой  деятельности,  в  рамках  которой   осуществляется   процесс управления   по   соответствующим   функциям,   направленным   на    решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих  позиций  структура управления  представляется  в  виде   системы   оптимального   распределения функциональных  обязанностей,  прав  и  ответственности,  порядка   и   форм взаимодействия  между  входящими  в  ее   состав   органами   управления   и работающими в них людьми.

      Ключевыми  понятиями  структур  управления  являются  элементы,  связи (отношения), уровни  и полномочия.  Элементами  организационной  структурой управления могут быть как отдельные  работники  (руководители,  специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления,  в  которых  занято то   или   иное   количество    специалистов,    выполняющих    определенные функциональные обязанности.

Есть  два  направления  специализации  элементов организационной структурой управления:

      а) в зависимости  от  состава   структурных  подразделений   организации

вычленяются   звенья   структуры   управления,   осуществляющие   маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

      б)  исходя  из  характера   общих  функций,  выполняемых   в   процессе

управления, формируются  органы,  занимающиеся  планированием,  организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

      Отношения  между  элементами   структуры   управления   поддерживаются благодаря  связям,  которые  принято  подразделять   на   горизонтальные   и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются  одноуровневыми.

Вторые -  это  отношения  подчинения.  Необходимость  в  них  возникает  при иерархичности построения системы управления, то есть при  наличии  различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

      При двухуровневой структуре создаются верхние звенья   управления

(руководство   организацией   в   целом)   и   низовые   звенья   (менеджеры,

непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более  уровнях в организационной структуре управления формируется  так  называемый  средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

      В   структуре   управления   организацией   различаются   линейные   и

функциональные  связи.

  Первые  -  суть  отношения   по  поводу  принятия   и реализации  управленческих  решений  и   движения   информации   между   так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью  отвечающими за   деятельность   организации   или    ее    структурных подразделений.

Функциональные связи сопрягаются с теми  или  иными  функциями менеджмента.

Соответственно  используется  такое  понятие,  как   полномочия:   линейного

персонала,  штабного  персонала  и   функциональные.   Полномочия   линейных руководителей  дают  право  решать  все  вопросы   развития   вверенных   им организаций и подразделений, а  также  отдавать  распоряжения,  обязательные для  выполнения  другими  членами  организации  (подразделений).  Полномочия штабного  персонала  ограничиваются   правом   планировать,   рекомендовать, советовать  или  помогать,  но  не  приказывать  другим  членам  организации выполнять их распоряжения. Если тому  или  иному  работнику  управленческого аппарата предоставляется  право  принимать  решения  и  совершать  действия, обычно  выполняемые  линейными  менеджерами,  он  получает  так   называемые

функциональные  полномочия.

      Между всеми названными выше  составляющими  организационной   структуры управления  существуют  сложные  отношения  взаимозависимости:  изменения  в каждой из них (скажем, числа элементов и  уровней,  количества  и  характера связей и  полномочий  работников)  вызывают  необходимость  пересмотра  всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о  введении  в организационную  структуру  управления  нового  органа,   например,   отдела маркетинга (функции которого ранее никто не  выполнял),  нужно  одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие  задачи  будет  решать  новый  отдел?

Кому  он  будет  непосредственно  подчинен?  Какие  органы  и  подразделения организации  будут  доводить  до  него  необходимую  информацию?  На   каких иерархических уровнях будет представлена новая служба?  Какими  полномочиями наделяются  работники  нового  отдела?  Какие  формы  связей   должны   быть установлены между новым отделом и другими отделами?

      Увеличение количества элементов  и уровней в организационной   структуре управления неизбежно  приводит  к  многократному  росту  числа  и  сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих  решений;  следствием этого нередко является замедление процесса  управления,  что  в  современных условиях  тождественно  ухудшению  качества   функционирования   менеджмента организации.

      Вместе  с  тем,  проектируя  новую  оргструктуру  управления,   нельзя забывать о  требованиях,  предъявляемых  к  оргструктурам,  и  принципам  их построения.

      Факторы формирования организационной  структуры:

      Оптимальность. Структура управления  признается оптимальной, если  между звеньями  и   ступенями   управления   на   всех   уровнях   устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступней управления.

      Оперативность. Суть данного требования  состоит в том, чтобы  ха  время

от  принятия решения до  его  исполнения  в  управляемой  системе  не  успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений.

      Надежность.  Структура  аппарата   управления   должна   гарантировать

достоверность  передачи  информации,  не  допускать  искажений   управляющих команд и других передаваемых данных.

      Экономичность. Задача состоит  в том, чтобы нужный эффект  от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.

      Гибкость. Способность изменяться  в соответствии с изменениями   внешней среды.

      Устойчивость структуры управления. Неизменность  ее  основных  свойств при различных внешних воздействиях.

      В общем, стоит отметить, что  проектирование оргструктур на  современном этапе таит  в  себе  некоторые  сложности  –  очень  сложно  учесть  все  те изменения,  которые  происходят   на   предприятии   непосредственно   после внедрения  определенной  структуры  управления,  и   носящие   не   коренной характер.  Они,  тем  не  менее,  могут  влиять   на   работоспособность   и устойчивость всей руководящей  структуры,  причем,  весьма  сильно.  А  если учесть,  что,  помимо  прочего,  необходимо  еще  и  учитывать  и  постоянно соблюдать вышеописанные  требования,  то  “подводные  камни”  проектирования оргструктур выливаются во  вполне  серьезные  трудности,  время  от  времени требующие  определенной  корректировки  структуры   в   различных   аспектах жизнедеятельности предприятия:

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия