Инновационная стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Успех на свободном рынке недостижим без целого коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.
Упрощенно организационная структура управления представляется как ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Содержание

Введение 3

1. Исследование организационных структур управления предприятием 4

1.1 Понятие и принципы построения организационных структур 4

1.2 Типы организационных структур управления 8

1.3 Виды организационных структур управления 11

2. Исследование организационной структуры на примере предприятия 24

2.1 Общая характеристика предприятия 24

2.2 Характеристика организационной структуры предприятия 24

Выводы 26

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Инновационная стратегия предприятия.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

      Необходимо  отметить,  что   органический  тип   структуры   управления

находится лишь в начальной фазе своего  развития,  и  в  "чистом"  виде  его

используют  пока немногие организации. Но элементы этого подхода к  структуре управления  получили  довольно  широкое  распространение,  особенно  в   тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. 

1.3 Виды организационных структур управления

      Теперь  перейдем  к  рассмотрению  конкретных  видов   организационных структур управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.

      Схема  организационной  структуры   управления   отражает   статическое

положение подразделений и должностей и  характер связи между ними.

      Различают связи:

. линейные (административное подчинение);

. функциональные  (по  сфере деятельности  без прямого административного подчинения);

. межфункциональные, или кооперационные  (между  подразделениями  одного  и    того же уровня).

      В зависимости от характера  связей выделяются несколько  основных  типов организационных структур управления:

. линейная;

. функциональная;

. линейно-функциональная;

. дивизиональная;

. региональная;

. матричная;

. продуктовая

. ориентированная на потребителя. 

      Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что  во  главе каждого структурного  подразделения  находится  руководитель-единоначальник, наделенный  всеми  полномочиями  и  осуществляющий  единоличное  руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках  все  функции управления.

      При линейном управлении каждое  звено и каждый подчиненный  имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу  проходят  все команды   управления.   В   этом   случае   управленческие   звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых  объектов.  Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет  все виды работ, разрабатывает  и  принимает  решения,  связанные  с  управлением данным объектом.

      Поскольку  в  линейной  структуре   управления  решения  передаются  по

цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления  подчинен руководителю  более  высокого  над  ним  уровня,  формируется  своего  рода иерархия  руководителей  данной  конкретной  организации.  В  данном  случае действует  принцип  единоначалия,  суть  которого   состоит   в   том,   что подчиненные выполняют распоряжения только одного  руководителя.  Вышестоящий орган  управления  не   имеет   права   отдавать   распоряжения   каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

      Как видно из схемы, в линейной  структуре управления каждый  подчиненный имеет начальника, а каждый  начальник  имеет  несколько  подчиненных.  Такая структура  функционирует  в  небольших   организациях   на   низшем   уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

      В линейной структуре система  управления  организацией  компонуется   по производственному  признаку  с  учетом  степени  концентрации  производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

      Линейная структура управления  является  логически  более   стройной  и

формально  определенной,  но  вместе  с  тем  и  менее  гибкой.  Каждый   из

руководителей обладает всей  полнотой  власти,  но  относительно  небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих  узких,  специальных знаний.

      Линейная организационная структура  управления имеет свои  преимущества и недостатки.

     Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой. 
 
 

      

 
 

 
 
 

              Рис. 1 Линейная организационная структура управления 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|Единство  и четкость                 |Высокие требования к руководителю   |

|распорядительства                   |Отсутствие звеньев по планированию  и|

|Согласованность  действий            |подготовке решений                  |

|исполнителей                        |Затруднительные связи между         |

|Простота  управления                 |инстанциями                         |

|Оперативность  в принятии решения    |Концентрация  власти у руководителя  |

|Четко  выраженная ответственность    |                                    |

|Личная  ответственность руководителя |                                    | 
 
 
 

      Функциональная (многолинейная)  организационная   структура   управленияорганизацией.

    Функциональное    управление    осуществляется    некоторой совокупностью подразделений,  специализированных  на  выполнении  конкретных видов  работ,  необходимых  для  принятия  решений   в   системе   линейного управления.

      Идея состоит в том, что выполнение  отдельных  функций по  конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления  (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются  в специализированные  структурные  подразделения  (отделы),   например   отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом,  общая  задача управления   организацией   делится,   начиная   со   среднего   уровня   по функциональному критерию.

      Функциональное управление существует наряду с  линейным,  что  создает двойное подчинение для исполнителей.

        Такая  функциональная  специализация   аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

      Как и линейная, многолинейная структура имеет свои  преимущества  и

недостатки, которые мы рассмотрим позже.

      Недостатки как линейной, так  и  многолинейной  структур  управления  в

значительной  степени устраняются линейно-штабной  структурой.

     

 
 
 
 

            Рис. 2 Функциональная организационная структура управления 

|Преимущества                        |Недостатки                          |

|Высокая  компетентность специалистов,|Чрезмерная  заинтересованность в     |

|отвечающих  за осуществление         |реализации целей и задач «своих»    |

|конкретных  функций                  |подразделений                       |

|Освобождение  линейных менеджеров от |Трудности  в поддержании постоянных  |

|решения  некоторых специальных       |взаимосвязей между различными       |

|вопросов                            |функциональными службами            |

|Стандартизация, формализация и      |Появление  тенденций чрезмерной      |

|программирование  явлений и процессов|централизации                       |

|                                    |Длительная процедура принятия       |

|Исключение  дублирования и           |решения                             |

|параллелизма  в выполнении           |Относительно застывшая              |

|управленческих  функций              |организационная форма, с трудом     |

|Уменьшение  потребности в            |реагирующая на изменения            |

|специалистах  широкого профиля       |                                    | 

    

Линейно-функциональная   организационная   структура   управления    -

ступенчатая иерархическая структура. Ее также  называю  линейно-штабной.  При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные    органы.    Линейные    руководители    низших     ступеней административно не подчинены функциональным  руководителям  высших  ступеней управления.

      Основу линейно-функциональной структуры  составляет  "шахтный"  принцип построения  и  специализация  управленческого  персонала  по  функциональным подсистемам организации.

      По  каждой  подсистеме   формируются   "иерархия"   служб   ("шахта"),

пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой  службы аппарата управления оцениваются  показателями,  характеризующими  реализацию ими своих целей и задач.

      Многолетний   опыт   использования   линейно-функциональных   структур управления  показал,  что  они  наиболее  эффективны   там,   где   аппарату управления приходится  выполнять  множество  рутинных,  часто  повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности  управленческих  задач  и функций: посредством жесткой системы  связей  обеспечивается  четкая  работа каждой подсистемы  и  организации  в  целом.  В  то  же  время  выявились  и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают  следующие: невосприимчивость  к   изменениям,   особенно   под   воздействием   научно- технического и технологического прогресса; закостенелость системы  отношений между  звеньями  и  работниками  аппарата  управления,   обязанными   строго следовать  правилам  и  процедурам;   медленную   передачу   и   переработку информации  из-за  множества  согласований  (как  по  вертикали,  так  и  по

горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.

      Иногда  такую  систему  называют  штабной,  так   как   функциональные

руководители   соответствующего    уровня    составляют    штаб    линейного

руководителя.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия