Инновации в работе с персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является изучение инноваций в работе с персоналом и разработка инноваций в работе с персоналом (инновационной стратегии управления персоналом) для предприятия ЗАО «Группа компаний Связной».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
• рассмотрены теоретико-методические основы управления персоналом и инноваций в сфере работы с персоналом;
• проанализирована текущая деятельность ЗАО «Группа компаний Связной»;
• проанализированы условия функционирования ЗАО «Группа компаний Связной»;
• оценена текущая кадровая ситуация ЗАО «Группа компаний Связной»;
• разработаны инновации в работе с персоналом (инновационная стратегия управления персоналом) ЗАО «Группа компаний Связной»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 7
1.1 Сущность системы управления персоналом 7
1.2 Инновации в сфере управления предприятием 10
1.3 Особенности системы управления персоналом как инновации 21
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ГРУППА КОМПАНИЙ СВЯЗНОЙ» 30
2.1 Комплексный экономический анализ деятельности предприятия 30
2.1.1 Характеристика и структура предприятия 30
2.1.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров 37
2.1.3 Анализ конкурентоспособности услуг, оказываемых ЗАО «Группа компаний Связной» 44
2.1.4 Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей 51
2.1.5 Анализ эффективности использования оборотных средств и материально-технического снабжения 53
2.1.6. Анализ издержек обращения 57
2.1.7. Анализ прибыли и рентабельности 58
2.2 Анализ системы управления персоналом в ЗАО «Группа компаний Связной»» 59
2.3 Выводы по аналитической главе 64
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ ЗАО «Группа компаний Связной» 66
3.1 Разработка дерева целей ЗАО «Группа компаний Связной» 66
3.2. Разработка мотивационного механизма, ориентированного на рынок 67
3.3 Внедрение сервисного принципа в управлении персоналом 71
3.4 Формирование системы обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов 75
4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 81
4.1 Мероприятие «Разработка мотивационного механизма, ориентированного на рынок» 81
4.2 Мероприятие «Внедрение сервисного принципа в управлении персоналом» 82
4.3 «Формирование системы обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов» 84
4.4 Расчет общей экономической эффективности проекта 85
5 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ ЗАО «Группа компаний Связной» 87
5.1 Информационное обеспечение менеджера по мотивации 87
5.2 Процесс обслуживания покупателей, обязательный для исполнения продавцами-консультантами 90
6 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САЛОНАХ ЗАО «Группа компаний Связной» 95
6.1 Пожарная безопасность, электробезопасность и электромагнитные излучения 96
6.2 Освещение рабочих мест 99
6.3 Санитарно-гигиенические условия воздушной среды 100
6.4 Регламентирование режима труда и отдыха и обустройство рабочего места пользователя персонального компьютера 101
6.5 Профилактика заболеваний 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110

Работа содержит 1 файл

связной.doc

— 496.00 Кб (Скачать)
 

     Выделим особенности инновационного процесса:

  • адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации);
  • рискованность (фактор неопределенности результата)
  • конфликтность (между старым и новым);
  • многоаспектность (изменения одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах и в организации в целом).

     Структурируя  инновационный процесс, можно построить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование – разработка – внедрение – использование.

     Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением внешних  факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). После осознания потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую информацию) с целью определения истинных причин возникновения проблем. Для устранения выявленных проблем формируется инновационная команда, которая осуществляет поиск новых и уникальных решений этих проблем, т.е. непосредственно занимается разработкой инновации.

     Разработка  инновации завершается ее внедрением. В процессе внедрения, с помощью  механизмов контроля, определяется, в  какой степени планируемые изменения  помогают поправить неудовлетворенное  положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление. Таким образом, в процессе внедрения инновация может подвергнуться некоторым изменениям с целью достижения более высокой эффективности. Также в процессе внедрения нововведения необходимо, используя механизмы стимулирования, достигнуть поддержки и принятия нововведения персоналом.

     Внедрение является наиболее сложной стадией  инновационного процесса. Существуют параметры, по которым можно проанализировать сложность внедрения инновации: разница между новым и старым; масштабы и взаимосвязанность изменений; необходимость программы целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности. В целом же проблема внедрения содержит несколько аспектов, а именно [42]:

  • задержка во времени необходимых организационных перестроек;
  • низкая эффективность, а иногда и просто нежизненность нововведений в управлении;
  • значительный разрыв между разработкой теоретиками менеджмента новых систем и методов управления и их использованием на практике.

     Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются [36, с. 14-15]:

  1. Противоречивость целей, мотивов деятельности, интересов участников инновационного процесса; сопротивление персонала новому; возникновение бюрократических барьеров на пути внедрения управленческих нововведений.
  2. Дезинтеграция инновационного процесса, его разорванность, распределение отдельных стадий (разработка, распространение и внедрение) между различными участниками.
  3. Неудовлетворительная работа разработчиков нововведения и специалистов, организующих процесс его внедрения.

     Решение о внедрении нововведения в значительной степени зависит от свойств самой  организации. Те из них, кто чаще и  быстрее осваивают новые методы и формы управления, - более восприимчивы к нововведениям, обладают большим  инновационным потенциалом. Восприимчивость организации к управленческому нововведению представляют как функцию [31, с. 8]: 

     В = f(Л, С, К),                               (1) 

     где Л - личностно-психологические характеристики персонала;

     С - характеристики организационной структуры (структурные переменные);

     К – характеристики внешнего окружения (контекстуальные переменные).

     Помимо  инновационного потенциала, в качестве факторов, влияющих на успех нововведения, выделяют наличие источника творческих идей (без творчества не может быть нововведения); эффективную систему отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; соответствие целям организации; индивидуальную и коллективную ответственность; ориентацию на рынок, а также качество персонала. Существуют общие факторы, влияющие на инновационную деятельность (таблица 2) [5, с. 34-35].  

     Таблица 2 - Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности

Группа  факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности
Технико-экономические Недостаток  средств для финансирования рискованных  проектов; слабость материально- и научно- технической базы; отсутствие резервных  мощностей; доминирование интересов  существующего производства Наличие резерва  финансовых и материально-технических средств; наличие необходимой хозяйственной, материальной и научно-технической инфраструктуры; поощрение за инновационную деятельность
Юридические Ограничения со стороны законодательства Законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную  деятельность
Организационно-управленческие Устоявшиеся организационные  структуры; излишняя централизация  и консервативность управления; иерархические  принципы построения организаций; преобладание вертикальных потоков информации; индикативность планирования; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых действий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость организационных структур; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование межорганизационных, взаимоцелевых, проблемных групп
Социально- психологические  Сопротивление изменениям, которые могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне ("синдром чужого изобретения") Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение  возможностей самореализации, творческого  труда 
 

     Отдельно  выделяют и мотивационные факторы, влияющие на нововведения (таблица 3) [19, с. 46]. 

     Таблица 3 - Мотивационные факторы, влияющие на нововведения

Факторы, способствующие нововведению Факторы, препятствующие нововведению
1. Личные  интересы работников 1. Личные интересы  работников
Увеличение  заработной платы в результате нововведения; Расширение прав; Сокращение обязанностей; Улучшение положения и позиций (в организации и вне её); Улучшение шансов на будущее (в организации и вне её); Улучшение возможностей для самоутверждения; Полное использование знаний и возможностей; Хорошая информированность (в организации и вне её); Повышение престижа (в организации и вне её); Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) Уменьшение  заработной платы в результате нововведения; Сокращение прав; Расширение обязанностей; Ухудшение положения и позиций (в организации и вне её); Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне её); Ухудшение возможностей для самоутверждения; Неполное использование знаний и возможностей; Плохая информированность (в организации и вне её); Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.)
2. Отношения  с другими работниками 2. Отношения  с другими работниками
Улучшение отношений с руководством в результате нововведения; Улучшение отношений  с подчиненными; Улучшение отношений  с сотрудниками; Соответствие нововведения сложившимся коллективным нормам, традициям, целям, ценностям  Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения; Ухудшение отношений с подчиненными; Ухудшение отношений с сотрудниками; Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям
3. Характер  и содержание труда 3. Характер и содержание труда
Более интересная работа в результате нововведения; Более удобный режим работы в  результате нововведения Менее интересная работа в результате нововведения; Менее удобный режим работы в  результате нововведения
 

     Решающим  фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения.

     Выделяют  шесть форм отношения работников к нововведениям [7, с.   226-240]:

  • принятие нововведения и активное участие в его реализации;
  • пассивное принятие нововведения;
  • пассивное неприятие нововведения; активное неприятие нововведения, выступления против;
  • активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению;
  • крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения).

     Эти позиции формируются на основе психологических  барьеров, которые необходимо учитывать  при внедрении инновации. Необходимо учитывать, что сопротивление персонала  нововведениям обусловлено тремя  основными причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Поэтому в инновационном процессе необходима максимальная поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение его как можно более полной информацией о предстоящих изменениях. Также, необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала [3, с. 49-50]:

  1. К поддерживающим факторам относятся:
  • предоставление необходимой свободы при разработке нововведения, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего менеджмента предприятия;
  • проведение систематических дискуссий и свободного, поощряемого обмена идей;
  • поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, внешними научными организациями, вузами;
  • углубленное взаимопонимание в среде персонала предприятия.
  1. Усиливающими факторами считаются:
  • развитие и поддержка менеджментом стремление работников к постоянному повышению квалификации;
  • возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
  • преодоление барьеров и «размывание границ» между функциональными обязанностями;
  • систематическое проведение совещаний рабочих групп;
  • постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям.
  1. Блокирующими инновационную деятельность факторами служат:
  • недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу идеям;
  • необходимость множества согласований по новым идеям;
  • вмешательство других подразделений в оценку новаторских предложений;
  • мелочная опека и контроль шагов новатора;
  • кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
  • возникновение у вышестоящих менеджеров синдрома «всезнающих экспертов».

     Сопротивление переменам направлено пропорционально  силе «ломки» культуры и структуры  власти, проходящей из-за перемен. Следовательно, инновации необходимо внедрять поэтапно, т.к. организация и ее работники могут выдержать лишь ограниченное число изменений в единицу времени.

     Главным вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями  и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности организации в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к изменениям и реагирование на необходимость внутренних и внешних изменений. К изменениям нужно привыкнуть.

     1.3 Особенности системы  управления персоналом как инновации

 

     Рассмотрим, что представляют собой инновации  в управлении персоналом в настоящий  момент. Прежде всего, это инновационный  подход к самому персоналу как таковому. Персонал перестали видеть как серую массу, в каждом сотруднике видят индивидуальность. Такого подхода требует рынок. Нельзя сказать, что службы управления персоналом всех предприятий уже смогли перестроиться и работают в этом ключе, но явные сдвиги в этом направлении наблюдаются.

     Видение каждого сотрудника как индивидуальности дает толчок таким направлениям в  работе менеджеров по персоналу, как  разработка эффективной системы  аттестации персонала, разработка системы  мотивации работников, управление деловой карьерой сотрудника и др. Но главное заключается в создании особой инновационной атмосферы в компании [12, с. 78].

     Для всех современных российских организаций  характерна одна общая черта: необходимость  перестройки системы управления персоналом в зависимости от требований, предъявляемых рынком. На предприятиях советской экономики не существовало службы управления персоналом, а был только отдел кадров. Это подразделение занималось, в основном, ведением кадровой документации. Вопросам кадровой политики уделялось недостаточное внимание. Практически отсутствовало понятие развития персонала, продвижения, построения карьеры. В пику этому процветал протекционизм.  
Конечно, нельзя говорить, что сейчас управление персоналом в организации достигло идеального состояния, но в целом подход к этому виду управления заметно изменился.

Информация о работе Инновации в работе с персоналом